16.11.2011 - Потерянный регион
Газета "Трибуна"
Потерянный регион
Сергей ДЕМИДЕНКО к.и.н., эксперт ИСОА: Разгорается скандал вокруг осужденных в Таджикистане за контрабанду и незаконное пересечение границы пилотов, один из которых оказался гражданином России. Не повод ли это, чтобы вновь поговорить о российской политике на пространствах бывшего СССР? Первое, о чем заговорили отечественные СМИ после вынесения приговора, так это о пощечине, которую нанес России Таджикистан.
Пощечина – не пощечина, но что-то вызывающее в поведении нашего партнера по ОДКБ и ЕврАзЭС есть (особенно если принять в расчет предположение, что самолеты Ан-72, нынче конфискованные в пользу таджикского государства, просто «кому-то приглянулись»). После крушения Советского Союза и трансформации некогда могучего государства в аморфный конгломерат под названием СНГ, Центральная Азия и Казахстан по инерции считались едва ли не вотчиной России. Выстраивая свою политику на этой территории, Москва изначально исходила из тезиса, что «они наш задний двор». И первые годы было действительно так. Однако геополитическая реальность начала меняться. Медленно, но верно на региональной политической арене стали появляться новые игроки. Китай начал подбираться к природным ресурсам Центральной Азии и Казахстана. США активизировали здесь свою политику в рамках глобальной войны против мирового терроризма (принимая во внимание серьезную привязку региона к афганской проблематике). За ними следом и Европа стала присматриваться к узбекскому хлопку, к казахстанской нефти, к полезным ископаемым Таджикистана. Не дремлет и Иран. А вот Россия не проявляет к Центральной Азии высокого интереса. Ни в одном из государств региона нет мощных пророссийски настроенных партий, не существует продуманной системы фондов и неправительственных организаций, учрежденных с участием России, хромает на обе ноги межкультурный диалог. В итоге получается, что государственной стратегии сохранения позиций в Центральной Азии у России как не было, так и нет. На этом фоне совсем в другом ключе выглядят усилия Китая, который сегодня тянет через Казахстан систему трубопроводов, разрабатывает богатейшие месторождения газа в Туркменистане, укрепляет свое лидерство в Шанхайской организации сотрудничества. Ситуация с Таджикистаном показательна в том смысле, что даже это, в значительной мере зависимое от России, государство теперь имеет возможность «покалывать» своего великого партнера. Почему? Многое прояснится, если проследить динамику международных контактов Таджикистана хотя бы за последние полгода. В июне президент страны Эмомали Рахмон совершил турне по европейским странам, посетил Австрию, Люксембург, Венгрию, встречался с представителями Совета Европы и Европейского парламента. При этом все встречи главы республики имели ярко выраженную экономическую подоплеку (особое внимание уделялось подписанию документов в области торгово-экономического и финансового сотрудничества). В октябре и ноябре страну посетили глава Меджлиса Исламской Республики Иран Али Лариджани и вице-президент Азиатского банка развития (АБР) Сиаою Жао. Последнего таджикский глава благодарил за финансовую поддержку крупных инфраструктурных проектов (дороги Душанбе – Турсунзода и Айни – Пенджикент – граница Узбекистана). 26 октября Таджикистан посетил вице-президент Афганистана К. Фахимхан, с которым Рахмон обсудил проект Нового шелкового пути. Незадолго до Фахимхана в стране побывала госсекретарь США Х. Клинтон. С ней Рахмон также обсуждал проект Нового шелкового пути. Таджикистан явно ищет альтернативы экономическому сотрудничеству с Россией. Его не устраивает проект, который предлагает Москва, ее экономическая политика, ее пассивность и размытый подход к урегулированию межгосударственных конфликтов в регионе. В сущности, это в той или иной мере относится ко всем странам региона. Частный, казалось бы, случай с российским летчиком – еще один тревожный звонок для России. Тезис «они никуда не денутся» явно устарел. Пока для России не все еще потеряно, она может включиться в борьбу за богатую природными ресурсами и перспективную с логистической точки зрения Центральную Азию. Главный ее козырь – то, что именно Россия сейчас является единственным реальным рынком для стран региона. Однако эта ситуация недолговечна. Правда, в последние годы в отношениях России и Центральной Азии произошли некоторые позитивные подвижки. Мы постепенно отказываемся от роли «старшего брата», все чаще смотрим на регион, как на равноправного партнера, пытаемся работать цивилизованно. Однако, как показывает практика, наши усилия явно недостаточны, раз региональные лидеры ищут альтернативы. Отечественный крупный бизнес продолжает оставаться к Центральной Азии индифферентным, госкорпорации также неактивны (у нас почему-то хватает энергии на переговоры по транспортному вопросу с Ираном, Кореей и Монголией, но мы напрочь забываем про Центральную Азию). Конечно, свой вклад в размывание связей России со странами Центральной Азии вносят и властные структуры этих стран. Так, в Таджикистане основные источники доходов (золото, алюминий, хлопок) поделены между членами правящего клана, которые не пускают никого в эти отрасли. Если так дальше пойдет, мы вскоре потеряем регион, бесчисленные природные богатства которого будут осваивать конкуренты России. Вскоре в нашем подбрюшье укрепятся китайские компании и американские военные базы, спонсируемые из Персидского залива религиозные радикалы и афганские экстремисты. У США, КНР и ЕС есть центральноазиатская стратегия. Нужна она и нам. В противном случае мы вновь окажемся в роли догоняющего.
Автор: Сергей ДЕМИДЕНКО к.и.н., эксперт ИСОА
оригинал статьи: http://www.tribuna.ru/other_sections/on_the_stand/lost_region/
|