Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
"ВЕСТНИК АНАЛИТИКИ" № 9 (3-2002) | 21/08/2002

скачать номер целиком 

     Николай Михайлов. Управление и управляемость.
     Автор, известный в политических и деловых кругах России деятель, занимавший ряд видных постов в федеральных органах власти (Совет Безопасности РФ, Министерство обороны РФ), крупный специалист в области информационных систем, размышляет о роли государства в развитии экономики в условиях либеральной экономики. Подчеркивается, что любая экономическая идея требует, прежде всего, четкой организации и управления. Обосновывается ряд условий, которые необходимо создать для обеспечения эффективного управления экономикой. Среди них: прозрачность государственной (применительно к корпорациям ? корпоративной) политики, доступность объективной информации о состоянии и тенденциях развития, наличие эффективной системы принятия решений, подготовленного персонала и др. 
Автор считает, что сегодня в России количество чиновников, прикрывающихся лозунгами либеральной экономики, но способных лишь имитировать рыночные технологии, процессы государственного (корпоративного) строительства и управления, на всех уровнях власти превысило критическую массу. Приводится ряд примеров, иллюстрирующих этот вывод. 
Предлагаются проверенные практикой способы повышения эффективности и устойчивости системы государственного (корпоративного) управления. Это, прежде всего, синтез профессионального консалтинга, информационных систем, обеспечивающих прозрачность финансовых потоков, системы продвижения товаров и услуг и современных технологий принятия решений. Примером грамотного решения подобных вопросов является, считает автор, опыт Департамента науки и промышленности правительства Москвы, который вкратце описан в статье.
При принятии решений недопустимо полагаться лишь на опыт и интуицию отдельных руководителей или специалистов. Необходим профессиональный консалтинг. Автор считает, что доминирование на российском рынке зарубежных консалтинговых компаний не всегда приносит пользу, так как их цели зачастую лежат не в сфере российских интересов. Вместе с тем обращается внимание на то, что все более заметную роль на российском рынке начинают играть отечественные консалтинговые компании.
В заключение дается ряд рекомендаций по повышению эффективности системы государственного управления в целом и, в частности, в наиболее близкой автору сфере информационных технологий.

     Рой Медведев. Русский социализм Геннадия Зюганова (Из политической биографии Г.А. Зюганова).
     По мнению автора, известного российского политолога и журналиста, идеологией современной КПРФ стала именно идеология Г. А. Зюганова. Зюганов поэтому пытается расширить ее за счет множества других источников, среди которых труды Арнольда Тойнби, американского политолога С. Хантингтона и российского историка и этнолога Льва Гумилева, русских религиозных философов и славянофилов. Главной для всех идеологических построений Зюганова является концепция России как особой цивилизации, основными и естественными границами которой являются границы Советского Союза. При этом концепция государственного патриотизма является главной частью мировоззрения и идеологии Зюганова. Медведев считает, что, декларируя формулу «быть русским сегодня - значит сердцем ощущать свою причастность к глубокой культуре Отечества», в отдельных высказываниях Зюганов дает повод думать, что русские по происхождению и по крови являются для него «более русскими», чем другие.
Автор уделяет внимание зюгановской концепции двух партий в КПСС, «хорошей» и «плохой», которая вошла в Программу КПРФ. По мнению Зюганова, новая КПРФ является преемницей только «хорошей» КПСС, тогда как «плохая» КПСС дала большую часть людей в ближайшее окружение Б. Ельцина и в новые государственные структуры постсоветской России. Автор считает, что эта концепция слишком примитивна и неубедительна, однако очень удобна, чтобы уйти от критики за все прошлые ошибки и преступления лидеров СССР и КПСС. 
Важное место в статье отводится анализу социал-демократической составляющей в политических взглядах Зюганова. По версии автора, Зюганов считает, социал-демократы западных стран очень плохо защищают общие для социалистов и коммунистов идеалы социальной справедливости. Социал-демократизм Г. Зюганова, упорно отказывающегося называть себя социал-демократом, автор видит в отказе от использования в принципе революционного насилия, от диктатуры пролетариата и всякой иной диктатуры, от самой революции, как ее понимали все марксисты. В своих программных выступлениях Г. Зюганов защищает принципы многоукладной экономики и политического плюрализма. 
Самой странной частью идеологии Геннадия Зюганова Медведев считает его концепцию «мондиализма» и «мировой закулисы». Автор отмечает, что таким же образом американские ортодоксы и фундаменталисты писали о «советской закулисе», в то время как сейчас можно было бы отойти от риторики 50-60-х годов. 
В заключении автор указывает, что народ России ждет сегодня и от новой власти, и от оппозиции не слов, а дел. В условиях почти тотальной демократии люди устали от непрерывного производства слов и речей. Автор приходит к выводу, что только из реальной деятельности может возникнуть и новая национальная идея, и новая социалистическая идеология.

     Андрей Кокошин. О системе стратегического управления в КНР.
     В статье известного российского политика и ученого, депутата Государственной Думы России, рассматривается система стратегического руководства вооруженными силами КНР. Излагается иерархия этой системы. Во главе ее стоит Центральный военный совет (ЦВС), возглавляемый Председателем КНР, Генеральным секретарем ЦК КПК. ЦВС осуществляет не только военное, но и политическое управление. В системе управления вооруженными силами КНР высока роль политических органов. Фактически руководство вооруженными силами осуществляет не министр обороны, а первый заместитель председателя ЦВС – член Политбюро и секретарь ЦК КПК. 
Показано своеобразие вооруженных сил Китая как инструмента партии и государства. Нынешний боевой потенциал Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в сравнении с вооруженными силами ведущих мировых держав довольно невысок. Однако нынешнее руководство КНР взяло курс на создание современных вооруженных сил, оснащение их самой передовой военной техникой и вооружением. Одним из побудительных мотивов этого является объявление Китая «соперником США» и переход новой администрации США к новому варианту «сдерживания» Китая, а также американские планы создания национальной системы ПРО /AMD/ и ПРО театра военных действий. При этом высокие и устойчивые темпы роста китайской экономики делают планы усиления военной мощи КНР вполне реальными. В ближайшие 10-15 лет, считает автор, Китай может превратиться в значительно более влиятельную в военно-политическом отношении силу, чем сегодня.

     Валерий Меркин. Маленькая Эстония в большой геополитике.
     Что представляет Эстония сегодня? Куда идет страна с учетом новой расстановки политических сил в Европе и в мире? Каковы перспективы улучшения отношений с Россией? На эти вопросы отвечает в своей статье автор, доцент Международного университета «LEX», преподаватель ряда высших учебных заведений столицы Эстонии. После обретения независимости эстонское руководство взяло курс на развитие экономических и политических связей с Западом, на строительство мононационального государства, который выразился в развязывании настоящего законодательного и политического террора в отношении граждан неэстонского происхождения. В экономике основой государственной политики стал крайний фридманизм, в результате государство раздавило собственного производителя, в первую очередь, сельскохозяйственного. 
Тем не менее, считает автор, за десять лет Эстония добилась большего, чем другие бывшие союзные республики. Но к концу века Эстония исчерпала все ресурсы шоковой терапии и вошла в новый век в условиях крайне резкого социального расслоения, растущей социальной и межэтнической напряженности. 
Конец прошлого года и начало нового 2002 года ознаменовались в Эстонии значительными изменениями в расстановке политических сил. Но новому руководству республики остался тяжелый груз проблем, затрагивающих все национальные и социальные слои населения. 
Детально рассматривается одна из наиболее острых проблем – проблема неэстонского населения, которое составляет около трети общей численности населения страны. 82% из них – русские, дискриминация которых в Эстонии является установленным фактом. 
Внешнеполитическими приоритетами эстонских властей было и остается вступление в Евросоюз и в НАТО. При этом жесткая переориентация Эстонии после развала СССР на Запад и дистанцирование от России привели к кризису в российско-эстонских отношениях. Приводятся причины, мешающие выравниванию этих отношений. Среди них – ожидаемое вступление Эстонии в НАТО. 
В статье затрагивается также церковная проблема. 
Делается заключение, что приход в Эстонии к власти новой коалиции дают надежду на улучшение российско-эстонских отношений. Тем не менее, не исключается и возможность политической нестабильности в стране, толчком для развития которой могут послужить предстоящие в ближайший год выборы в органы местного самоуправления и парламент республики.

     Николай Бухарин. Что происходит с польской экономикой?
     В статье кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Института международных экономических и политических исследований РАН, анализируется сегодняшнее состояние экономики Польши. Как известно, в начале нового века польская экономика резко замедлила свой рост. Это обусловлено, с одной стороны, структурными причинами, а с другой - просчетами в макроэкономической политике коалиционного правительства Е. Бузека, в котором вице-премьером и министром финансов был либерал Л. Бальцерович.
К числу первых причин автор относит некоторые определяющие свойства той модели общественного развития, которая формировалась в стране за последние 12-13 лет. Созданные в начале трансформации институциональные условия способствовали получению прибыли не в системе производства, а в сфере финансов. В итоге сегодняшний польский внешний долг составляет 65 млрд. долл. Другой итог принятого варианта трансформации – чрезмерно усиливающееся социальное расслоение общества. 
В макроэкономической политике правого правительства Е. Бузека выделяется ряд серьезных ошибок. Резкий спад экономического роста стал итогом проводимой этим правительством политики «охлаждения экономики», рестриктивной фискальной и денежной политики. В частности, сохранение высоких процентных ставок привело к укреплению злотого. Это принесло высокие доходы спекулятивному капиталу, прежде всего иностранному, степень зависимости польской экономики от которого приобрела особо крупные масштабы. Весьма затратными для бюджета оказались почти одновременно проводившиеся четыре системных реформы – административная, пенсионная, здравоохранения и образования, реализация которых началась в 1999 г. Одной из причин торможения экономического роста явилось пассивное отношение правительства Е. Бузека к торгово-экономическим связям с Россией. По итогам 2001 года в Польше наблюдаются самые низкие во всей Центрально-Восточной Европе темпы экономического роста. Следствием этого стало заметное сокращение притока в страну иностранных инвестиций. 
Усиление негативных тенденций в социально-экономической жизни и настроениях населения страны повлекло за собой политические последствия. На выборах в парламент в сентябре 2001 г. «Солидарность» потерпела поражение и практически прекратила свое политическое существование.
Победивший на выборах левый блок оказался перед чрезвычайно сложной задачей – не допустить сползания экономики в рецессию, преодолеть в ближайшие два года бюджетный кризис, уменьшить безработицу и не выпасть из первой группы стран – кандидатов в Европейский Союз. 
В статье рассказывается о первых шагах нового левоцентристского правительства Польши во главе с Л. Миллером по преодолению негативных последствий социально-экономических экспериментов своих предшественников из правового крыла и намечающихся кризисных явлений в экономике страны.

     Вагиф Гусейнов. Каспийская нефть – экономика и геополитика. (Главы из готовящейся к изданию книги)
     Продолжение публикации избранных глав из книги главного редактора журнала «Вестник аналитики», директора Института стратегических оценок и анализа В.Гусейнова «Каспийская нефть – экономика и геополитика», которая готовится к изданию. (Начало – см. в № 2 за 2002 год). Вниманию читателей предлагаются еще два отрывка из будущей книги.
В первом излагаются экологические проблемы Каспия. Сохранение уникальной природной среды и биоресурсов Каспия – одна из важнейших задач, которая стоит сегодня перед прибрежными государствами. Автор показывает, что пока эта задача решается крайне неэффективно, и анализирует причины этого.
Второй отрывок посвящен некоторым аспектам военно-стратегической ситуации, складывающейся вокруг Каспия. Показано, в частности, что одним из главных мотивов, побуждающих к возникновению напряженности в отношениях между прикаспийскими государствами, является борьба за раздел Каспия и его углеводородных запасов.

     Николай Коломейцев. Южные Курилы и территориальная целостность России.
     Автор, депутат Государственной Думы Российской Федерации (фракция КПРФ), критически оценивает позицию и деятельность российских властей по проблеме Южных Курил. Он признает, что острова не всегда принадлежали России. Но они таким же образом не всегда принадлежали Японии. Поэтому в решении проблемы Южных Курил необходимо исходить из принципа незыблемости послевоенных границ, решений Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 года, других международных документов тех лет. Проблема Южных Курил особенно обострилась после развала СССР и ослабления России. Автор считает, что и сегодня продолжается выполнение «поэтапной программы разрешения территориального спора», выдвинутой Б.Ельциным в 1990 году. Между тем Государственная Дума России на парламентских слушаниях в марте 2002 года однозначно высказалась против передачи Южных Курил Японии. Автор оценивает негативные для России последствия утраты контроля над этими островами. Самая большая угроза, по его мнению, заключается в том, что юридическая передача Южных Курил Японии создаст опасный прецедент для активизации других претензий на российские территории. В конечном итоге автор признает наличие проблемы Южных Курил, но считает, что ее решение должно быть, по крайней мере, отложено на усмотрение будущих поколений.

     Леван Алексидзе. Абхазская проблема: взгляд из Тбилиси.
     Автор, доктор международного права, академик Академии наук Грузии считает, что многие российские СМИ предвзято излагают проблему Абхазии. Он утверждает, что Абхазия издавна была неотъемлемой частью Грузии и обвиняет власти Сухуми в сепаратизме. Абхазской АССР в составе Грузии были предоставлены широкие полномочия. Более того, абхазы пользовались преимущественными правами по сравнению с грузинским и другим населением республики. 
Излагается история возникновения и развития грузино-абхазского конфликта, участие в его разрешении международных организаций и Российской Федерации, их позиции. Критически рассматриваются аргументы, выдвигаемые властями Сухуми в пользу независимости Абхазии. Автор считает, что притязания Абхазии на независимость поддерживают «те же военные, экономические и политические структуры, которые развязали конфликт в Абхазии в 1992 – 1993 годах, использовав Басаева и его бандитов как опору сепаратистов». 
В заключение выражается надежда, что Президент РФ В. Путин, судя по его высказываниям в отношении грузино-абхазского конфликта, понимает, что решение проблемы Абхазии принесет России намного больше политических дивидендов, чем конфронтация.

     Игорь Бочарников. «Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории»
     В статье кандидата политических наук, профессора Академии военных наук И. Бочарникова анализируются факторы, определяющие условия возникновения и развития возможных политических конфликтов в России. Основным среди них автор считает ослабление государственной власти в стране, снижение ее роли в регулировании общественных отношений, функционировании и развитии важнейших сфер жизнедеятельности общества, в первую очередь экономической и социальной. К факторам, определяющим потенциальную конфликтность российского общества, отнесены также чрезвычайно низкий уровень жизни основной массы населения, неоправданно затянувшийся период реформирования и ряд других. Специфическим фактором, присущим современной России, является наличие зон с очагами потенциальных и латентных конфликтов. Наиболее опасной в этом отношении является ситуация в Чеченской Республике, инициирующая терроризм и вооруженный сепаратизм. Автор дает оценку и такому возможному источнику внутриполитических конфликтов, как использование соответствующей информации. В этом отношении определяется роль и влияние СМИ на развитие внутриполитической ситуации в России. В заключительной части статьи упоминается о влиянии внешних факторов на внутриполитические процессы в стране. Это влияние, как считает автор, приобрело особую значимость в условиях становления нового мирового порядка.

     Сергей Дармодехин. Семья и государство: новое качество социальных отношений.
     Автор, директор Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания, академик Российской академии образования, рассматривает в своей статье отношения между семьей и государством, которые сложились в России к началу ХХI века. Отмечается, что проведенные в 90-е годы реформы оказали во многом негативное воздействие нас семью. В изменившихся политических и экономических условиях в стране началась переоценка государственной политики в отношении семьи. Однако семейная политика как система деятельности государства еще далеко не оформилась. По мнению автора, в целом проводимая в настоящее время государственная семейная политика по своему содержанию и результатам не адекватна потребностям как семьи, так и государства. Указаны причины этого и проведен их анализ. 
Современная концепция государственной семейной политики должна исходить из нового качества отношений семьи и государства. Семье должен быть предоставлен качественно новый социальный статус, реальные права, государственные гарантии, необходимые для ее самостоятельного функционирования. Излагаются основные положения предлагаемой автором концепции государственной семейной политики и те конкретные меры, которые необходимо предпринять для ее реализации.





"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку