Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
"ВЕСТНИК АНАЛИТИКИ" №15 (1-2004) | 01/03/2004

скачать номер целиком 


     Сергей Кортунов. КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С США?
     Статья посвящена анализу нынешних российско-американских отношений. Автор исходит из того, что российско-американские отношения – ключевая проблема современной российской внешней политики. Между тем этих отношений как таковых до сих пор нет. Нет понимания конечной цели этих отношений и видения их перспективы. Есть отношения между лидерами двух стран, элитами, ведомствами, сотрудничество по отдельным вопросам (терроризм, энергетика и т. д.). Есть декларации о стратегическом партнерстве, но ни механизма такого партнерства, ни его практического наполнения, ни, что важнее всего, фундаментальной основы для него нет.
     Кратко рассматривается почти 200-летняя история отношений между Россией и США.
     Российское руководство в 90-е годы ХХ века пыталось строить партнерские отношения с США, основанные на паритете. Это было ошибкой. Свою негативную лепту внесло и демократическое руководство США. Оно сделало ставку на безоговорочную поддержку российских либерал-реформаторов, которые по существу превратились в полумаргинальную группировку. Анализируя нынешнее состояние России и США, их политику и влияние на международной арене, автор приходит к выводу, что партнерство между нашими странами невозможно. Отношения между Россией и США сегодня и в обозримом будущем могут носить только характер асимметричного взаимодействия.
     Для нормализации российско-американских отношений необходимо в первую очередь устранить взаимное недоверие. Его истоки, считает автор, кроются частично в прошлом. Но главным все является непоследовательная и противоречивая внутренняя российская политика, ее «советизированная» политическая элита. На ряде примеров автор показывает, что Россия до сих пор не отмежевалась решительно от коммунистического и советского прошлого. Нет ответа на вопросы: «Что такое новая Россия?» и «Каково ее место в мире?» Еще одна важная причина нестабильности политической составляющей российско-американских отношений заключается в том, что под них до сих пор не подведена надежная экономическая основа. Все это тормозит также интеграцию России в международные экономические и военно-политические институты.
     Выход на новые отношения с США требует от России скорейшего преодоления ее внутреннего разлада, осознания своих национальных интересов, нового качества и возможностей, самодисциплины и ответственности. России необходимо, наконец, сделать стратегический выбор: с кем и против кого она. В этом суть проблемы российско-американских отношений, заключает автор. США, со своей стороны, не должны относиться к России как к «побежденной» стране, понять, что патерналистские отношения с Россией, требования односторонних уступок в качестве цены за политическую поддержку российских реформ контрпродуктивны для обеих сторон.

     Карин Кнайсль (Австрия). ШИИТЫ ЛИВАНА И ИРАКА: НА ПЕРЕПУТЬЕ МЕЖДУ РЕЛИГИОЗНОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИЕЙ.
     В статье дается краткий обзор развития шиизма как политической силы. Кроме того, исследуется вопрос: какая роль превалирует сегодня в движении шиитов – национальных игроков или региональной силы. Автор кратко показывает историю развития шиитского течения в исламе, затрагивает тему усиления политического ислама, анализирует роль исламской революции в Иране.
     Отдельная глава посвящены ливанским шиитам и, в частности, организации «Хезболла». США в ноябре 2001 года включили ее в список террористических организаций. Однако было бы неправильно рассматривать эту организацию как чисто террористическую, отмечает автор. С 1992 года эта влиятельная для большинства населения Ливана организация (в которую входят и политики, не относящиеся к шиитам), поддерживаемая Сирией и Ираном, преобразована в политическую партию и приняла участие в выборах. В этой организации пока нет единого мнения относительно дальнейшего продолжения курса конфронтации. Вместе с тем автор замечает, что руководство «Хезболлы» в совершенстве овладело византийской тактикой в ближневосточной политике, когда публичо говорится одно, а делается совсем другое. Особое значение для будущего этой организации имеет то давление, которое США оказывают на Сирию и Иран.
     Что касается шиитских сил в Ираке, то их положение после свержения режима Хусейна изменилось. США намерены превратить шиитов Ирака в инструмент своей политики. Предлагаемая система пропорционального представительства в соответствии с религиозными и этническими критериями, которую США навязывают Переходному правительству Ирака в качестве основного принципа конституции, полностью порывает с прежними светскими принципами управления Ираком. Такая политика, по мнению ряда политологов, носит фатальный характер. Является ли эта политика проявлением политического прагматизма или ведет к дроблению страны и в конечном счете к хаосу? – задается вопросом автор. Однозначного ответа на него пока дать нельзя. Но в любом случае всем заинтересованным сторонам нужно признать политические течения шиитов и их политическое значение.

     Вагиф Гусейнов. ИРАН И БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ США (часть I).
     В статье директора Института стратегических оценок и анализа, главного редактора журнала «Вестник аналитики» затронут широкий круг вопросов, связанных с иранской проблематикой. Ситуация вокруг Ирана увязывается автором с особенностями современной эпохи и рассматривается в контексте ближневосточной стратегии США, их новой концепции национальной безопасности, главная идея которой заключается в превентивных действиях в борьбе с угрозами. Автор считает, что во всех действиях США в обширном регионе Ближнего и Среднего Востока, Персидского залива просматриваются контуры рассчитанной не на один год мегаоперации, грандиозной по своим географическим рамкам и амбициозным целям, среди которых уничтожение гнезд международного террора всего лишь частная задача. Эту мегаоперацию можно рассматривать как один из основных этапов своеобразной «геополитической войны», которую Соединенные Штаты ведут в последние годы. Ее силовой опорой служит американская военная мощь, идеологической основой - «американский интернационализм», а организационной основой – «ситуационная стратегия». В рамках этой операции «реконструкция» Ирана является для США одной из первоочередных задач.
     Значительное место в статье отведено анализу внутриполитической и социально-экономической ситуации в Иране, состоянию его вооруженных сил и особенностей военной доктрины, нефтяной стратегии.
     Оценивая последствия войны в Ираке на ситуацию вокруг Ирана, автор отмечает, что в ней есть как положительные (свержение враждебного режима, усиление влияния шиитов в Ираке), так и негативные для Ирана последствия.
     Рассматривается также иранская стратегия США. При этом отмечается ряд причин, в силу которых Иран вызывает повышенный интерес США. Автор приходит к выводу, что США будут стремиться к смене режима в Иране или политического курса его руководства без непосредственного применения военной силы. Однако нельзя полностью исключать и силового варианта.
     Приводится анализ позиции Ирана по правовому статусу Каспия.
     Особое место уделено одной из наиболее острых проблем сегодняшнего дня – ядерной программе Ирана. В этом контексте автор затрагивает проблему нераспространения ОМУ в целом, намечая некоторые направления повышения эффективности существующего режима нераспространения, недостатки которого высветили события последнего времени (Ирак, Иран, КНДР и др.).

     Владимир Трофимов. О ПРОБЛЕМАХ ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ИРАКА.
     В статье дана оценка состояния иракской экономики, финансовой сферы страны накануне войны, а также ущерба, нанесенного экономике страны в результате военных действий. Анализируются основные направления деятельности Временной коалиционной администрации (ВКА) в послевоенный период, те трудности, с которыми сталкиваются ВКА и новые иракские власти при восстановлении экономики страны и создании эффективной системы управления страной. Основное внимание уделено таким проблемам, как восстановление нефтяной сферы, выработка денежной политике и создание механизма финансирования восстановительных работ, а также проблеме реструктуризации иракского внешнего долга. Дана критическая оценка разрабатываемой экономической стратегии Ирака до 2005 года.

     Сергей Демиденко. ОПЕРАЦИЯ В ИРАКЕ: НАИБОЛЕЕ АГРЕССИВНАЯ ФОРМА ГУМАНИТАРНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ.
     В современном политическом лексиконе укоренилось понятие гуманитарной интервенции. Автор утверждает, что наиболее агрессивной ее формой явилась операция США в Ираке. Она имеет ряд специфических черт, которые отличают ее от предшествующих военных акций («Буря в пустыне», операция НАТО в Югославии, «Несокрушимая свобода»). Главная же из них - пренебрежение протестами мирового сообщества и игнорирование роли ООН.
     Однако американцы, преследуя в Ираке свои интересы (энергетическая гегемония), не учли этно-конфессиональных противоречий, раздирающих иракское общество. Это в нынешних условиях породило феномен дробления центров экстремизма и привело к эскалации насилия. США оказались в политическом тупике, и даже арест Саддама Хусейна кардинальным образом на ситуацию не повлияет.
     Россия не может оказать американцам эффективной помощи в Ираке, так как этому во многом препятствует позиция самих Соединенных Штатов, считает автор. По его мнению, направлять в Ирак российских миротворцев Москве не следует, так как это неизбежно вызовет усиление влияния в нашей стране радикальных течений ислама. Политика, которую проводит сегодня российское руководство в отношении иракского кризиса, в наибольшей степени соответствуют интересам России.
     Трудности, с которыми американские власти столкнулись в Ираке, скорее всего, уроком им не послужат. Ставка делается на несопоставимую военную и политическую мощь США. В этой связи агрессивная форма гуманитарной интервенции может стать на ближайшую перспективу новым элементом мирового порядка.

     Ольга Абрамова (Республика Беларусь). СПЕЦИФИКА БЕЛОРУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЫБОРА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
     Автор отмечает, что ментальность народа Беларуси играет значительную роль при реализации политического выбора в период проведения массовых избирательных кампаний разных уровней и референдумов. Показано, что эта ментальность имеет давнее историческое происхождение и лишь отчасти откорректирована советской эпохой и современностью. В историческом ракурсе анализируются взгляды ряда белорусских авторов по исследуемой автором теме.
     Отмечается, что руководство нынешних оппозиционных политических партий Беларуси в своей деятельности мало считается со спецификой белорусского национального характера. В этом автор видит одну из причин того, что оппозиция в Беларуси не достигла значительного политического успеха и позволила перехватить политическую инициативу «народному кандидату» А. Лукашенко, который одержал победу на президентских выборах 1994 года. Автор отмечает, что успеху А. Лукашенко – кандидату без внятной политической программы, четкой идеологии, без собственной политической партии – способствовала ставка на эмоционально-психологические мотивы политического выбора. А. Лукашенко, считает автор, умеет использовать в своей политической практике как достоинства, так и недостатки национального характера, извлекая из них политические дивиденды.
     А. Лукашенко долгое время стоял на позициях панславизма, «наделял Беларусь мистической задачей возрождения славянства, “собирания земель”». Однако в последнее время, под воздействием внешних факторов, его концептуальные подходы претерпевают трансформацию. Он говорит об «особом пути» Беларуси, сохранении в стране национальных традиций и «духа славянства». Бывшие союзники в борьбе за возрождение «славянской империи» подаются как «ренегаты великой идеи, поддавшиеся соблазнам вестернизации и глобализации». Вместе с тем резкий разворот белорусского лидера к «новому национализму» привел к сокращению социальной базы поддержки официального курса как внутри, так и вне страны. Существует возможность того, что А. Лукашенко с помощью административных рычагов удастся продлить свои полномочия сверх установленных сроков. В результате может возникнуть общественный эффект привыкания к несменяемости главы государства и страна законсервируется в развитии, стагнирует.
     Для того чтобы в этих условиях реализовать право белорусов на свободу политического выбора, необходимо обеспечить проведение следующих президентских выборов при жесткой системе внутреннего и внешнего наблюдения со стороны России и Запада. Ими должны быть также предоставлены гарантии безопасности А. Лукашенко и нынешней номенклатуре.

     Алексей Денисов, Павел Холоден. О ПРОШЕДШИХ ВЫБОРАХ В ГОСДУМУ.
     В статье излагаются во многом сенсационные результаты выборов в Госдуму Российской Федерации четвертого созыва. Главные из которых - это убедительная победа "Единой России", неожиданный для многих наблюдателей успех блока "Родина" и ЛДПР, и резкое снижение поддержки КПРФ, "Яблока" и СПС. Эти результаты позволяют говорить о серьезной системной победе власти.
     Далее приводится анализ предвыборной деятельности основных партий и движений. Делается попытка проанализировать их слабые и сильные стороны, вскрыть причины победы одних политических сил и поражения других.
     Анализ этих вопросов приводит авторов к ряду выводов, главные из которых состоят в том, что на протяжении всего срока своего президентства В. Путин формировал в обществе запрос на диктатуру, которая на самом деле, возможно, никогда и не понадобится. Но народ услышал и поддержал президента, вопрос теперь заключается в том, является ли нынешний президент той фигурой, которую «народ» захочет видеть диктатором?
     Страна, по-видимому, вступает в длительный период застоя с отдельными элементами репрессий против неугодных власти политических и экономических организаций. При этом нынешний уровень жизни сохранится до тех пор, пока держатся цены на нефть. После их падения никаких существенных стимуляторов экономического роста в стране не останется.
     Страна фактически расколота пополам - на "путинское большинство", принявшее участие в выборах и принявшее на себя определенную ответственность за политическое развитие страны и реальное "молчаливое большинство", которое в политической системе вовсе не представлено. При явке порядка 50% речь идет именно о непредставленном большинстве, которое не видит в рамках существующей политической системы сил, заслуживающих доверия и отражающих ее мнение. Настроено ли это большинство радикальней и идеологии «Родины», и риторики Жириновского, или наоборот, готово к рыночным переменам, сейчас, по-видимому, не знает никто.

     Светлана Агаронова (Республика Беларусь). ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: НОВАЯ ДИНАМИКА.
     В статье сотрудника белорусского Аналитического центра «Стратегия» рассматривается военно-политическое сотрудничество России и Белоруссии в контексте общего интеграционного процесса двух стран. Приводится нормативно-правовая база развития сотрудничества в военной сфере между ними, анализируется содержание основных соглашений.
     Автор подчеркивает, что даже при нынешней неопределенности уровня политической интеграции России и Белоруссии основным элементом системы вооруженной защиты на европейском направлении остается российско-белорусская группировка войск. Тем не менее политическая неопределенность вносит ряд вопросов, касающихся военных аспектов двустороннего сотрудничества. В частности, есть ли необходимость развивать российско-белорусскую группировку вне Договора о коллективной безопасности, придавать ей потенциал, который позволял бы действовать автономно, вне рамок ДКБ? Еще более важный вопрос: каким должен быть порядок принятия решений при возникновении реальных военных угроз?
     Автор считает, что двустороннее военное сотрудничество России и Белоруссии должно рассматриваться в рамках общей системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Вместе с тем отмечается, что к настоящему времени произошел раскол постсоветского пространства безопасности. В этой связи автор кратко характеризует нынешние структуры безопасности, существующие на пространстве СНГ (ГУУАМ, ШОС, ОДКБ). Дополнительный контекст, который оказывает влияние на параметры и динамику военного сотрудничества России и Белоруссии, вносят новые оборонные инициативы Евросоюза. Проводя аналогию с этими инициативами, автор высказывает мнение, что в этом смысле российско-белорусской группировке могут быть приданы возможности, рассчитанные на быстрое развертывание в случае возникновения кризисов в близлежащих регионах и автономное реагирование вне рамок ОДКБ. Однако внутриполитическая и правовая ситуация в Белоруссии, плюс сохраняющаяся неопределенность уровня интеграции с Россией пока не позволяют придать группировке такие параметры, которые рассчитаны на быстрое развертывание и выполнение функций, аналогичных многонациональным силам Евросоюза.

     Наталья Фролова. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: К АНАЛИЗУ ВОПРОСА.
     Проблема борьбы с наркотиками становится в России одной из главных задач государства и общества. Анализу этой проблемы и посвящена данная статья. Автор данной статьи, доцент Российской академии государственной службы при Президенте России – один из соавторов недавно вышедшей книги «Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт». Она считает, что вопрос об усилении борьбы с незаконным распространением и потреблением наркотиков приобретает в стране особую актуальность. По ее мнению, применяемая в некоторых странах политика «уменьшения вреда» («harm reduction») проблемы не решает. Необходима рестриктивная государственная политика в этой области, сбалансированная во всех своих сегментах: экономическом, социальном, правоохранительном, уголовном, образовательном, охраны здоровья, демографическом и др.
     Оптимальная государственная антинаркотическая политика, способная противодействовать наркотизации населения России, должна включать: государственные и общественные меры противодействия незаконному обороту наркотиков; выработку механизмов управления антинаркотической деятельностью на всех уровнях власти; общесоциальные и специальные профилактические меры; соответствующая деятельность правоохранительных органов. Дается оценка этих составляющих и практические рекомендации по каждой из них.
Наркотики могут быть побеждены на основе соединения знаний – стратегии – координации – контроля, заключает автор.

     ИРАК: ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ? (Сокращенный вариант стенограммы круглого стола)
     Круглый стол прошел в Москве 25 ноября. Он был организован Комитетом внешнеполитического планирования и Институтом стратегических оценок совместно с Фондом Фридриха Эберта.
В нем приняли участие представители Федерального собрания РФ, министерств и ведомств, научных институтов, компетентные российские эксперты, а также представители посольств США, Германии, Франции, Великобритании, Информационного центра НАТО и Информационного центра ООН. Обсуждена ситуация в Ираке и в мире в свете российских национальных интересов. В рамках круглого стола прошло три сессии.
     Сессия 1. Ситуация в Ираке: позитивные и негативные результаты процесса стабилизации в стране, социально-экономическая ситуация, перспективы продолжения войны и террористической деятельности.
     Сессия 2. Ситуация вокруг Ирака: роль международных институтов (ООН, НАТО, ЕС) в урегулировании положения в Ираке; перспективы выполнения резолюции СБ ООН; состояние антисаддамовской коалиции, отношения в рамках треугольника США – Европа – Россия.
     Сессия 3. Национальные интересы России, ее роль в формировании нового мирового порядка.

     ПЕРСПЕКТИВЫ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ. (По материалам круглого стола в РАГС)
     Круглый стол состоялся в Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС) 4 декабря 2003 г. Ее организаторами явились кафедра внешнеполитической деятельности и кафедра национальных и федеративных отношений, Институт стратегических оценок и анализа (ИСОА) и редакция журнала "Вестник аналитики". В работе круглого стола приняли участие руководство РАГС, руководители и профессора обеих кафедр, известные российские политологи, сотрудники ИСОА и журнала "Вестник аналитики".





"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку