скачать номер целиком
Рой Медведев. Экономические дилеммы Владимира Путина. Статья представляет собой главу из новой книги известного российского историка и писателя Роя Медведева «Время Путина?». Автор рассматривает особенности своеобразного «олигархического капитализма», сложившегося во второй половине 90-х годов, последствия кризиса 1999 - 2000 годов как крупного поворота в составе и характере власти в России, а также вопрос о месте и роли государства в современной российской экономике с учетом борьбы различных направлений экономической мысли. Экономическую программу Президента Путина, которая отводит значительную роль усилению государственного регулирования для развития здоровых рыночных механизмов, автор считает «экономикой здравого смысла». Говоря о структурных изменениях российской экономики, автор указывает, что вызывает озабоченность регресс предприятий с высокими технологиями и поворот в сторону обрабатывающих отраслей. Он считает, что государство как собственник большинства наукоемких производств и научных центров должно поощрять развитие промышленности новых технологий. В статье подробно рассматривается проблема выплаты внешних долгов, а также вопрос об утечке капиталов из страны. По мнению автора, принятие более щадящего реальный бизнес законодательства, сокращение численности и размера налогов, утверждение общей стабильности в стране, прочная национальная валюта – все эти факторы могут вернуть в Россию многие миллиарды вывезенных ранее долларов. Что касается специфики развития экономики в условиях федеративного устройства России, то автор полагает, что в этой связи могут быть рассмотрены проекты укрупнения субъектов федерации, и это улучшит хозяйственную деятельность на местах и сократит необходимость финансовой подпитки экономически слабых регионов из Центра. Важнейшими условиями экономического прогресса в современной России автор считает экономическую интеграцию в рамках СНГ и разумные формы сотрудничества со странами Европы и Азии. Автор делает вывод, что с приходом Путина к власти в стране начался поворот от политиканства к осознанной и последовательной национальной политике, и это дает надежду на оптимизацию экономических процессов в России.
Леонид Шебаршин. Размышления на исламскую тему. Автор - один из руководителей советской разведки в 80-е годы, долгие годы работавший в Пакистане, Иране, Индии и Афганистане, автор многих известных книг. Статья была написана до трагических событий в Соединенных Штатах Америки, которые потрясли все мировое сообщество. Однако автор полагает, что проблемы взаимоотношений мусульманской и европейской идеологических систем требуют взвешенного подхода и не должны зависеть от политической конъюнктуры. Он утверждает, что иранская революция конца 70-х годов не только продемонстрировала миру потенциал ислама как орудия политической борьбы, но и дала толчок пропагандистской машине Запада для формирования в массовом сознании облика мусульманской религии как грозовой тучи, надвигающейся на цивилизованный мир. При этом не принимается в расчет, что ислам – не просто религия, а образ жизни и основа взглядов на мир сотен миллионов трудолюбивых и добропорядочных людей. Эти взгляды не хуже и не лучше так называемых «общечеловеческих ценностей», которые, по существу, отражают лишь американо-европейские идеалы. Фундаментализм, по мнению автора, не секта и не религиозная школа; скорее всего, это образ мысли, то, что именуется расплывчатым термином «консерватизм», зачастую отражающий борьбу стран «третьего мира» против вопиющего иностранного засилья и полуколониального ограбления. Не случайно район Персидского залива, являющийся сосредоточием фундаментализма, объявлен Соединенными Штатами зоной своих жизненных интересов. Автор полагает, что возникновение Израиля - чужеродного образования в центре мусульманского мира - является причиной устойчивости экстремистских тенденций в политике мусульманских организаций. Активизация в Закавказье и Центральной Азии экстремистских группировок, паразитирующих на исламе, создает благоприятные условия для втягивания России в противостояние не с терроризмом религиозной окраски, а с мусульманским миром. Однако автор призывает не забывать, что в основе, например, чеченского конфликта лежит не религиозное противостояние, а нефть. Ислам же был востребован сепаратистами в интересах мобилизации международной поддержки. Автор приходит к выводу, что в мире не существует единого сплоченного и воинствующего ислама, но есть глобальные экономические и политические интересы США, и России следует избегать роли защитника интересов НАТО в странах Азии и Африки, населенных мусульманами.
Михаил Делягин. Завершение формирования постсоветского мира. Автор статьи - директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН и автор ряда книг по проблемам развития современной России. Он утверждает, что основным противоречием глобализации является ухудшение условий существования основной массы человечества за счет ускорения развития и роста благосостояния его абсолютного меньшинства. По мнению автора, именно под этим углом следует рассматривать причины и последствия террористических актов в США 11 сентября и дальнейших событий. В статье дан анализ основных последствий терактов для мировой экономики, которая, как отмечает автор, продемонстрировала завидную устойчивость, поскольку ни рынок нефти, ни фондовый рынок не пережили катастрофических явлений. Американский доллар по-прежнему сохраняет свою функцию универсальной меры стоимости. Автор утверждает, что теракты оказали значительное мобилизующее воздействие на американское общество, что способствовало решению основных стратегических проблем США: экономической, этнической, технологической, гео- и внутриполитической. В статье дана характеристика каждой из данных проблем и приводятся доказательства в пользу точки зрения автора. Особое внимание автор уделяет основным последствиям событий 11 сентября для России. Он считает принципиально важным, что они не имеют экономического характера. Главную опасность автор видит в соблазне отказаться от защиты российских национальных интересов ради сострадания и надежды на равноправное сотрудничество с США. Он утверждает, что Россия должна максимально полно использовать частичное совпадение интересов для решения своих региональных задач: пресечения экспансии талибов в Среднюю Азию и ограничения поставок героина в Россию. В статье утверждается, что трагедия 11 сентября завершила процесс формирования постсоветского мира, начатого крушением СССР. В результате развитие человечества на современном этапе все больше сводится к развитию американского общества и реакции на внешние проявления этого развития. Автор предостерегает, что данная ситуация неустойчива, и выход из нее может породить глубокие и жестокие катаклизмы всеобщего характера.
Ерлан Карин. Анализ состояния и прогнозная оценка политической стабильности в странах Центральной Азии. В статье директора Центрально-азиатского агентства политических исследований, председателя правления Национальной ассоциации политологов Казахстана утверждается, что проблема безопасности является доминирующей в центрально-азиатских республиках, так как нарушение политического равновесия в этом регионе может повлечь за собой серьезные изменения в геостратегической стабильности на огромном пространстве евразийского континента. Однако автор, уходя от стереотипного взгляда на данную проблему с точки зрения лишь геополитических факторов, обращает внимание на анализ и прогноз негативных сценариев развития внутриполитических событий, так как, по его мнению, основные усилия исследователей и политиков должны быть направлены на сужение внутреннего поля для конфликтов. Автор указывает, что в аналитической практике для оценок такого рода применяется большое число методик (например, индекс BERI -Business Environment Risk Index), однако они не учитывают местную региональную специфику. Принимая во внимание особенности Центральной Азии и анализируя имевшие место попытки дестабилизировать политическую ситуацию в странах региона, автор выделяет два основных сценария негативного развития политических событий: конфликт по схеме «власть – оппозиция» (контр-элита) и конфликт «власть – население». Первый сценарий наиболее вероятен в отношении Казахстана и Киргизии, второй – Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана. Автор приходит к выводам, что политика обеспечения безопасности в отдельных республиках смещена в сторону защиты узкогрупповых интересов и игнорирует интересы личности. Накопление внутренних проблем происходит на фоне замкнутости политических систем при отсутствии каналов продвижения общественных интересов. Он считает, что, однако, не стоит отрицать роль внешнеполитических и геополитических факторов в провоцировании конфликтов в республиках Центральной Азии.
Анатолий Гушер. Грузино-абхазский конфликт как геополитическая реальность и источник нестабильности в зоне Южного Кавказа. Статья генерального директора Центра стратегического развития, члена научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации посвящена истории и характерным особенностям грузино-абхазского конфликта в контексте геополитических интересов России. В статье исследуется история взаимоотношений двух государств начиная с ХIХ века. Автор считает, что главной причиной столь затяжного характера мирного урегулирования проблемы является диаметральная противоположность позиций сторон. Грузия настаивает на восстановлении Абхазии в составе грузинского государства, абхазская сторона – на признании независимости Абхазии. Обращает на себя внимание тот факт, что в общем контексте абхазо-грузинского противостояния особую роль играет позиция России: поддержка территориальной целостности Грузии, признание прав абхазского народа на национальное самоопределение в рамках Грузии, осуждение попыток решать спорные проблемы военным путем. Несмотря на то, что Россия не намерена втягиваться в решение конфликтов на территории третьих государств, ей далеко не безразлично, что происходит на российских границах. Подробно рассматривая сущность конфликта, автор обращает внимание на его некоторые особо важные аспекты. Прежде всего, существует прочная связь между грузино-абхазским и чеченским конфликтами, серьезно влияет на ход событий и экономическая составляющая. Кроме того, с точки зрения автора, заслуживает внимания политика и роль США в развитии событий. Что касается ситуации в Грузии, автор считает, что положение Э. Шеварднадзе не в последнюю очередь зависит от того, каким образом и с какой степенью утрат для Грузии разрешится абхазский конфликт. Автор приходит к выводу, что более перспективным в геостратегическом измерении выбором является курс на сохранение Абхазии в качестве самостоятельного государственного образования, тесно связанного с Россией экономическими, военно-политическими и иными узами.
Россия и процессы глобализации. Что делать? (Тезисы Совета по внешней и оборонной политике). Данные тезисы базируются на серии докладов и исследований, заказанных СВОП, а также обсуждений, организованных осенью-зимой 2000-2001 годов. Данный документ охватывает широкий круг проблем, связанных с глобализацией: изменения в экономике и социальной среде, международно-стратегические аспекты, оптимальная стратегия приспособления российского общества к глобализации. Текст тезисов подписан видными учеными-политологами, депутатами Государственной Думы, правительственными чиновниками, известными предпринимателями, чьи мысли и сомнения по данному вопросу были положены в основу документа.
Кому принадлежит природная рента в России? (По материалам «круглого стола» «Литературной газеты» и газеты «Россiя» совместно с Институтом стратегических оценок и анализа). В работе «круглого стола» приняли участие видные ученые, ведущие специалисты ряда научно-исследовательских институтов Российской Академии наук и члены Экспертных советов Государственной Думы. В статье отражены их взгляды по широкому спектру проблем, связанных с использованием природной ренты, приватизационной и налоговой политикой государства в сфере топливно-энергетического комплекса, контролем за хозяйственной деятельностью естественных монополий.
Сергей Егоров. Каким видится развитие банковской системы в России? Автор, академик Международной академии информационных процессов и технологий, является президентом Ассоциации российских банков (АРБ) и вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей. По мнению автора, осознание того факта, что без развитой банковской системы рыночная экономика невозможна, завершится принятием Совместной стратегии Банка России и Правительства Российской Федерации о развитии банковского сектора. С целью концептуально осмыслить реальные возможности и резервы саморазвития банковской системы в посткризисный период, специалисты Банка России, Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, Ассоциации российских банков совместно разработали «Стратегию развития банковского сектора России». В данном документе четко сформулированы цели дальнейшего развития банковского сектора: укрепление его устойчивости, повышение качества функций по аккумулированию денежных средств населения и предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции, укрепление доверия со стороны инвесторов (в том числе иностранных) и вкладчиков, усиление защиты их интересов. Автор подробно рассматривает совокупность мер для решения поставленных задач, а также ряд внешних и внутренних факторов, сдерживающих этот процесс, подчеркивая при этом, что многое в преодолении негативных явлений зависит от государства. Особое снимание уделяется в статье проблеме повышения капитализации кредитных организаций, которая пока остается низкой. Автор отмечает, что объединение банков, которое могло бы способствовать решению данной задачи, должно происходить на строго добровольной основе с опорой на экономические стимулы, предложенные специалистами АРБ. В «Стратегии» четко определены важнейшие элементы государственной политики в отношении банковской системы, включая обеспечение конституционных гарантий, улучшение системы налогообложения, развитие законодательных основ системы регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и др. Автор приходит к выводу, что осуществление названных мероприятий станет важным фактором устойчивого и качественного развития отечественной экономики.
Виктор Болотов. Некоторые вопросы реализации образовательной политики России. Статья заместителя министра общего и профессионального образования Российской Федерации, кандидата физико-математических наук, действительного члена РАЕН посвящена проблеме модернизации системы образования в свете подготовленного по заданию Президента России «Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы». Автор дает краткую характеристику мероприятий в сфере образования, реализуемых в соответствии с принятым «Планом». Данные мероприятия направлены на решение задач, причинами появления которых стали некоторые изменения в законодательстве, существенно ограничившие хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений, а также призваны обеспечить гарантии предоставления качественного образования. Кроме того, автор анализирует проблемы, которые не нашли отражения в упоминаемом документе: например, оценка эффективности деятельности системы образования в целом и ее отдельных подсистем, обеспечение непрерывного образования, соотношение полученного профессионального образования и квалификации, перестройка систем управления образования и др. Автор приходит к выводу, что на основе богатых педагогических традиций, уникальной научно-педагогической базы, выверенных экспериментов необходимо и возможно провести масштабные преобразования в системе образования, актуальные в условиях изменения российского общества.
|