№35 (1-2009) "ВЕСТНИК АНАЛИТИКИ": скачать номер целиком
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Валерий Паульман (Эстония). Уроки мирового кризиса.
Александр Ципко. О природе и духовных основаниях капитализма
Вагиф Гусейнов. О проблемах безопасности России
ГЕОПОЛИТИКА
Владимир Дергачев (Украина). Роковые рубежи Европы.
Тиберио Грациани (Италия). Латинская Америка и Евразия: центры нового многополярного мира
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Сергей Лунев. Регион Большая Восточная Азия и политика Индии
Эберхард Шнайдер (Германия). Регионы в Европейском Союзе
Эльдар Касаев. «Курдский вызов»: ответы международного права.
Ян Антони (Соединенное Королевство). НАТО – 60. Проблемы и перспективы
Эндрю Монаган (Великобритания). Энергетическая безопасность: ограниченная дополнительная роль НАТО
Елена Островская. Транснациональная сеть тибетского буддизма как инструмент эскалации этно-религиозного конфликта
Елена Комлева. Социоядерный антропный принцип и геоядерная политика
Инна Шумилина. Обамамания и Голливуд. «Новая медийность» президента США.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Василий Белозёров. Гражданское общество и формирование политики безопасности и обороны России.
ТЕМА НОМЕРА
Павел Гуревич. Кризис в ракурсе психологии
ЭКОНОМИКА
Юрий Любимцев. Развитие инновационной эволюции финансов России
ДЕБЮТ
Любовь Ярошенко. Россия и Евросоюз: ценности или интересы?
«КРУГЛЫЙ СТОЛ»
Сталин и русская душа
ПУБЛИКАЦИИ
Религия
Светлана Николаева. Экономическое положение русской церкви до революции 1917 г.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ КНИГИ
Эльвира Спирова. Приватное достояние как залог благоденствия.
О книге Бетелла Тома «Собственность и процветание».М,2008
Рецензия
Алла Язькова. О книге Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития (1992-2008гг.), М, 2008
Цена: 0 руб.
УРОКИ КРИЗИСА:
1. Отличительной особенностью развивающегося кризиса является подтверждение прописной истины марксизма об объективной закономерности процесса обобществления капиталистической экономики, однако, теперь уже не только в рамках отдельных национальных экономик, но и в глобальном масштабе. Это выражается в том, что практически во всех странах, охваченных в той или иной мере мировым экономическим кризисом, проводится политика активного вмешательства государств в сектор частного бизнеса. Иначе и быть не может, ибо капитал – это коллективный продукт, создаваемый трудом всего общества, а не результат самодеятельности индивидуальных предпринимателей. Капиталистическое воспроизводство – это динамичная система и ее работоспособность напрямую зависит от государственного регулирования. 2. Отмечается устойчивая тенденция возвышения в мировой экономике влияния Китая и одновременно упадка США. Китай демонстрирует в условиях кризиса и трудностей с экспортом своих товаров высокие темпы роста народного хозяйства. Руководство Китая своевременно разработало меры по противодействию негативному влиянию кризиса на экономику своей страны. В частности, Председатель КНР Ху Цзиньтао обратил внимание всех органов управления на необходимость реализации разработанной программы интенсификации внутреннего потребления, активизации монетарной политики, дальнейшего реформирования модели экономического развития. 3. Время для каких-то кардинальных сдвигов еще, к сожалению, не созрело. В мире пока господствуют государства ОЭСР, или т.н. “золотого миллиарда”, отстаивающие всеми силами интересы капиталистической системы хозяйствования. И хотя объективные предпосылки для смены формаций во многих странах уже вполне созрели, однако уровень индивидуального и коллективного сознания, а также нравственности, политической организации масс и как неизбежное следствие всего этого –большинство людей пока , к сожалению, не готовы к решительным действиям. Но текущий кризис, вне всякого сомнения, многим откроет глаза на безобразия, которые творятся на нашей планете, и в этом его положительная роль. Все-таки недаром говорят - нет худа без добра! Такова уж диалектика исторического процесса.
Паульман Валерий (Эстония)
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
О ПРИРОДЕ И ДУХОВНЫХ ОСНОВАНИЯХ КАПИТАЛИЗМА:
1. Очевидно, что идеология государства в условиях кризиса должна коренным образом отличаться от идеологии и идеологической работы государства в обычных условиях. Пиар мог подменять реальную политику только в условиях бесконечных долларовых вливаний в экономику извне. Теперь должна быть политика правды, диалога с населением о трудностях, их возможных последствиях и путях их преодоления. Теперь руководители страны все чаще и чаще должны появляться в районах, страдающих от кризиса, быть ближе к простому человеку 2. Доверие населения к власти можно сохранить только в том случае, если общество увидит, что беды и трудности кризиса распределяются в равной мере на все слои населения, что богатые тоже что-то теряют, чем-то поступаются.. Чтобы сохранить доверие населения к власти, необходимо делать то, чему она раньше по разным причинам меньше уделяла внимания - активизировать борьбу с наркоманией, с детской беспризорностью, с преступностью и, наконец-то, с коррупцией. 3. Нынешний кризис при выверенной работе идеологического аппарата, наших СМИ, может способствовать и оздоровлению морально-психологической ситуации в России. Нельзя не видеть, что халява эпохи высоких цен на нефть развратила не только предпринимательское сословие, чиновничество, но и население России в целом. В России в последние годы произошло полное обесценивание физического труда и, прежде всего, труда в реальном секторе экономики.
Ципко Александр
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
О ПРОБЛЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ:
1. Финансовый и экономический кризис, начавшийся в США и мгновенно распространившийся на весь мир, грозит обратиться глобальным системным кризисом. Несомненно его влияние и на политический климат планеты. И, тем не менее, политическая и военная составляющие глобального кризиса остаются как бы в стороне, все внимание «сильных мира сего» сосредоточено на финансах и экономике. Инициатива российского президента Д.Медведева о разработке нового договора о европейской безопасности, выдвинутая им на саммите ОБСЕ в июне и конкретизированная в Эвиане в октябре 2008 г., пока, к сожалению, не находит серьезной поддержки. 2. Надо серьезно задуматься о месте России в складывающемся сегодня новом миропорядке, главной несущей опорой которого могут стать транстихоокеанские отношения, и о нашей стратегической линии на долгосрочную перспективу. Не грозит ли России роль «слабого звена», зажатого между западным и восточным трансокеанскими сообществами?
Гусейнов Вагиф
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
РОКОВЫЕ РУБЕЖИ ЕВРОПЫ:
1. Будущее Европы — в двухполюсной конфигурации Европейского континента, межцивилизационном диалоге западноевропейских и восточноевропейских традиций. Знаменитый лозунг Шарля де Голля «Европа — от Атлантики до Урала» - должен трансформироваться в проект Большой биполярной Европы, союз России и подлинной континентальной Европы, дополняющих друг друга. На этих принципах целесообразно строить деятельность Совета Европы. Восточноевропейские страны, как члены Совета Европы, должны отстаивать право на собственную цивилизационную идентичность. 2. Фундамент общеевропейской безопасности не может быть построен на основе НАТО во главе с США. Западной Европе необходимо освободиться от роли американского вассала на континенте, а России от тоталитарного мышления. Важной основой общеевропейской безопасности служит геополитическая ось Берлин – Париж – Москва – Рим. В экономическом пространстве континента целесообразно создание геоэкономической оси Европейский Союз — Восточноевропейское сообщество со своим Страсбургом. Создание «Восточноевропейского Союза» в настоящее время находит сторонников и в Европарламенте. 3. Главный роковой рубеж в Европе прошел между желанием жить не по средствам новых членов ЕС в надежде на «правильного» старшего брата и природой западной экспансии, в которой важная роль принадлежит экономическому киллерству. Международные финансовые институты, где руководящая роль принадлежит американцам и европейцам, охотно предоставляли кредиты, за которые в результате банкротства приходится рассчитываться натурой — материальными и другими ресурсами. Россия первой из бывшего социалистического лагеря протрезвела от бездумного стремления к богатому «пузу» Запада. Осталось только с умом распорядиться собственным богатством и зажечь созидательную человеческую энергию.
Дергачёв Владимир (Украина)
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА И ЕВРАЗИЯ: ЦЕНТРЫ НОВОГО МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА:
1. Авантюрная политика США в Грузии и глубокий финансовый и экономический кризис, поразивший весь западный мир, окончательно выявили неспособность Соединенных Штатов управлять ходом современной истории. Модели формирования современного миропорядка на базе противопоставления: восток - запад, север - юг, центр – окраины, кажется, уже больше не работают для геополитических сценариев будущего. Многополярный подход к союзам и конфликтам между действующим на мировой арене силами позволяет нам географически выделить в качестве главных центров нового мироустройства Латинскую Америку и Евразию. 2. Следует, однако, сразу же заметить, что закат однополярного мира под эгидой Соединенных Штатов вовсе не означает конец гегемонии Вашингтона, чье присутствие, в том числе и военное, по-прежнему сохраняется на обширной части территории нашей планеты. С этой, на сегодняшний день убавившейся гегемонией, новым геополитическим силам еще несколько лет предстоит находиться в конфронтации. Такая гегемония, подчеркнем особо, по сравнению с прошлым, возможно, еще более опасна для международной стабильности, именно в силу своей шаткости и уязвимости. Поэтому осуществлять ее Вашингтону и Пентагону приходится, с трудом удерживая равновесие, как наглядно показал грузинский конфликт. 3. Чтобы противостоять США-, иными словами, чтобы находить разумные и взвешенные решения, которые без новых потрясений уменьшили бы риск возникновения на планете беспорядков – Китай и Россия должны учитывать, что сегодня экс - супердержава, хотя и представляет из себя «растерявшуюся» нацию, но все еще является геополитической единицей континентального масштаба, хозяином собственных прибрежных территорий. Располагая пока еще сильным морским флотом (16), она способна как игрок присутствовать повсюду, где бы на планете ни разыгрывалась «шахматная» партия.
Тиберио Грациани (Италия)
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
РЕГИОН БОЛЬШАЯ ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ И ПОЛИТИКА ИНДИИ:
1. Практическое отсутствие экономической взаимодополняемости и сближения экономических интересов препятствует активному участию Индии в общеазиатской интеграции. Более того, республика стремится к ограничению внешних связей тех стран, на которые у нее есть существенные рычаги давления. В этих условиях в обозримом будущем Индия, продолжая развивать экономические взаимосвязи, особое значение будет придавать культурно-цивилизационным, военно-политическим и, прежде всего, политическим отношениям. Перспективы азиатского гиганта достаточно хорошие, учитывая, что все больше стран региона также начинают позитивно воспринимать Индию. 2. В целом Восточная Азия становится все более важным политическим и экономическим партнером для Индии. При этом экономические связи республики с государствами региона активно развиваются, но по-прежнему находятся на весьма низком уровне. Так, экономические отношения Индии с Японией носят в большей степени политический характер, чем имеют какую-либо реальную экономическую подоплеку. Во многом это связано с отмечавшейся ориентацией Индии на внутренний рынок, что предопределяет известную экономическую обособленность страны. У азиатского гиганта не сложилась комплиментарная взаимозависимость с соседними государствами. 3. В целом в становлении Большой Восточной Азии ключевую роль призван сыграть Китай. При этом политика США и Японии будет иметь принципиальное значение для трансформации макро-региона. Позиции России на современном этапе являются не очень крепкими (во многом из-за отсутствия осознания приоритетности развития связей с Азией), хотя ее потенциал весьма высок, а Дальневосточный и Восточносибирский экономические регионы уже интегрированы в Азию, экономические связи с которой у них более прочные, чем с европейской частью России. Что касается Индии, то она в перспективе может стать вторым по значению актором в Большой Восточной Азии.
Лунев Сергей
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
РЕГИОНЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ:
1. Расширение Евросоюза, имевшее место в течение последних четырех лет, придало импульс уже существовавшим ранее тенденциям: к регионализации, к укреплению принципа субсидиарности и к активизации особой политики соседства. Усиление этих тенденций следует воспринимать как реакцию на формирование все более громоздкого и все менее прозрачного объединения. 2. У Европейского союза имеются два финансовых инструмента, используемых для развития регионов стран-членов. Оба применяются в рамках реализации Лиссабонской стратегии, которая была утверждена на саммите глав государств и правительств европейских стран в марте 2000 в столице Португалии. В стратегии выдвигается задача по превращению Евросоюза за десятилетний период, т.е. до 2010 г., в самый конкурентоспособный и самый динамично развивающийся на базе экономики знаний регион мира. Опираясь на эту стратегию, ЕС намерен "в рамках выполнения глобальной задачи по обеспечению устойчивого развития стать для всего мира эталоном экономического, социального и экологического прогресса" 3. Европейский союз является беспрецедентным в истории объединением с населением численностью 500 млн человек, созданным по принципу "единство в многообразии". Несмотря на всю сложность и длительность процедур согласования позиций 27 государствам, среди которых нет таких, которые бы благодаря своим размерам и влиянию занимали доминирующие позиции, все же удается находить совместные решения, нередко на условиях консенсуса. Во внимание принимаются различные интересы отдельных стран. Они, однако, знают, что одно государство не может длительный срок противостоять всем остальным и тем самым наносить ущерб дееспособности Союза. Различные формы регионального сотрудничества показывают, что Европейский Союз не является унитарным сообществом.
Эберхард Шнайдер (Германия)
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
«КУРДСКИЙ ВЫЗОВ»: ОТВЕТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА:
1. Казалось бы, о создании какого суверенного курдского государства можно говорить при такой поистине напряженной обстановке в регионе Ближнего и Среднего Востока. Однако «курды намерены добиваться от мирового сообщества статуса субъекта конфедерации во всех четырех странах компактного проживания, претендуя при этом на территорию примерно в 500 тыс. кв. км». Такое, надо полагать, стало бы возможно лишь в условиях общего переформатирования политической карты ареала, изменения конституций и государственного устройства названных выше стран. 2. Очевидно, что «курдский вопрос» мог бы получить более удовлетворительное разрешение путем прекращения социально-политической дискриминации курдов и предоставления им возможностей развивать национальную культуру. Не исключено также обретение ими прав и полномочий на автономию в рамках федеративного, конфедеративного или слабо скрепленного государственного устройства типа мягкой конфедерации. 3. Козырная «курдская карта» в разные исторические периоды умело разыгрывалась многими влиятельными мировыми «игроками»: Великобританией, нацистской Германией, Советским Союзом. В то время как сами представители курдского этноса играли весьма посредственную и в большинстве случаев зависимую и подчиненную роль во многих политических и геополитических процессах на Ближнем и Среднем Востоке.
Касаев Эльдар
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
НАТО – 60. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ:
1. Во время холодной войны стратегическая концепция НАТО представляла собой ограниченный по своей тематике документ, сфокусированный на военных аспектах планирования, организации и развертывания войск. План времен холодной войны отвечал необходимости проведения быстрых военных операций в ответ на агрессию, поскольку предполагаемые сценарии развития конфликтов не оставляли времени для оценки вариантов и пересмотра стратегий. После 1990 года документ превратился в (как его тогда называли) декларацию об основных задачах альянса. 2. Президент Обама хотел бы, чтобы НАТО легче вписывалась в рамки партнерства. В этом случае НАТО должна стремиться более эффективно взаимодействовать с любым партнером (включая государства, международные организации и негосударственные структуры), который может способствовать успеху миротворческих операций в рамках всеобъемлющего подхода, объединяющего военные инструменты с политическими и экономическими ресурсами. Единственное, что может воспрепятствовать реализации этой тенденции, - это усиление опасений, что один или несколько союзников по НАТО могут столкнуться со значительным ростом угрозы их территориальной целостности, политической независимости и безопасности.
Ян Антони (Великобритания)
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ОГРАНИЧЕННАЯ ДОПОЛНЯЮЩАЯ РОЛЬ НАТО:
1. Происходит развитие блока: он является организацией, обеспечивающей всестороннюю безопасность, которая обязана учитывать спектр угроз государствам, входящим в него. Эти угрозы, включающие в себя и сферу энергетической безопасности, широко признаются в качестве угроз и на международном, и на государственном уровнях как причастными к выработке политики, так и в среде ученых, и, тем не менее, налицо нежелание многих соглашаться с участием НАТО в их рассмотрении. 2. Программа рассмотрения роли НАТО в энергетической безопасности во многом понимается неверно и является предметом умозрительных построений, почти всегда – отрицательных. Слишком часто такая роль чересчур упрощается и понимается как ответная реакция «или-или»: заниматься энергетической безопасностью должен или Европейский Союз, или НАТО. Слишком часто причастность НАТО представляется ответной реакцией в обычной форме – «десант пошел!» И слишком часто подобные умозрительные построения, вызванные неопределенностью действительных намерений блока, подкрепляются выдвинутой, но нереалистичной программой. Да, наличие стратегических горизонтов – это важно, хотя бы для того, чтобы вызвать обсуждение, однако такая программа не должна целиком заслонять собой существо текущей повестки дня. Подобные сигналы весьма важны, притом, что они создают международный контекст, в котором происходит работа блока. 3. При рассмотрении проблем энергетической безопасности блок сталкивается с теми же трудностями, что и другие организации. Определяя свою роль в энергетической безопасности, блок имеет дело с двумя параллельно идущими спорами вокруг определения такого понятия, как «помехи». Для НАТО определение своей роли, следовательно, является ключевым моментом. Понять различные определения слова есть главное для понимания как двух основ рассмотрения вопросов энергетики в НАТО, так и сложностей достижения консенсуса в выборе любой роли для НАТО, это главное для понимания внутреннего конфликта между тем, какую именно из ролей стремится играть блок - более обширную тематическую и конструктивную или более целенаправленную, региональную и потенциально более конфронтационную.
Эндрю Монаган (Великобритания)
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
1 2 3 >> |