скачать номер целиком
Дмитрий Саймс. Что означает война? Статья президента американского Центра имени Никсона за мир и свободу, соиздателя журнала «Национальный интерес» («The National Interest») содержит анализ последствий трагических событий 11 сентября 2001 года для внешней и внутренней политики США. По мнению автора, первопричина и ошеломляющий результат терактов восходят к фундаментальному противоречию между американской политикой и национальным самосознанием. Сочетание распространенного впечатления, что руководство терактами осуществляется из-за рубежа, наряду с проявлением поразительной халатности в защите американской территории, запрограммировало катастрофу. Автор считает, что возможное повторение террористических атак против Соединенных Штатов, а также продолжительность и относительный успех войны с терроризмом зависит от того, в какой степени будут осознаны и исправлены те политические ошибки, которые совершала администрация США, в частности, в период президентского срока Клинтона, когда одно бесполезное военное вмешательство следовало за другим. Имеются в виду вооруженные вторжения в Сомали, на Гаити, ошибочные действия в Косово. Автор отмечает, что за период 1993-1998 годов Соединенные Штаты применили различные санкции против 75 стран 61 раз, и эти санкции были чрезвычайно «успешными» в смысле порождения озлобленности по отношению к США со стороны правительств и народов во всем мире. В течение 90-х годов Москва также могла оказать помощь в действиях в отношении «Талибана» и Усамы бен Ладена. Однако администрация Клинтона пренебрежительно отвергла идею сотрудничества с Россией против исламского экстремизма и его проявлений в Чечне. Основной идеей ответа США на события 11 сентября, считает автор, должно быть обретение американцами боевого духа. Одновременно Соединенные Штаты должны проявлять гибкость, конструктивность и реалистичность, отстаивая свои приоритеты и осознанно соглашаясь на неприятные, но необходимые компромиссы. В интересах Америки продемонстрировать Президенту Путину и народу России, что помощь Соединенным Штатам – правильный выбор. Однако это не означает содействия российским силам в Чечне или отмены решений по противоракетной обороне. Что действительно необходимо, говорится в статье, так это новое понимание взглядов и приоритетов России. В статье делается вывод, что избирательное, но результативное реагирование на события 11 сентября наверняка позволит Соединенным Штатам уничтожить врагов, укрепить мировое лидерство и сохранить основы своего образа жизни.
Мстислав Раковский. Польша в геополитическом шахматном порядке. В статье главного редактора польского журнала «Сегодня. Общественное обозрение» утверждается, что Польше предназначена роль стабилизировать мир и укреплять добрососедские отношения в регионе, где еще существует антагонизм между народами. Автор рассматривает перспективы внешней политики Польши в отношении Белоруссии, Украины и России, а также стран Западной Европы. Автор считает, что отношения с Россией нельзя считать удовлетворительными. На охлаждение контактов двух стран, по его мнению, повлияло присоединение Польши к Североатлантическому альянсу. Однако стратегия польской восточной политики должна исходить из того, что Россия рано или поздно обретет статус мировой сверхдержавы, причем благодаря не ракетам, а огромным внутренним переменам. Кроме того, руководству Польши, говорится в статье, следует помнить, что многие страны, значительно более развитые, чем Польша, заботятся о постоянном присутствии на огромном российском рынке сбыта, в то время как сегодняшняя Россия не должна специально учитывать польские интересы в этом направлении. Что касается взаимоотношений с Западом, то присутствие иностранного бизнеса, в частности, германского, в польской экономике должно быть равнозначно выгодным для партнеров и учитывать тот факт, что польская экономика находится на значительно более низком уровне и легко может стать периферией для западного экономического потенциала. Рассматривая проблему принятия Польши в члены Европейского Союза, автор утверждает, что вопрос об ускорении сроков этого события не должен быть безоговорочным приоритетом. Гораздо важнее то, на каких условиях предстоит существовать Польше в интегрированной Западной Европе. Автор считает, что не должно произойти растворение национального государства в общей мировой системе, где решающий голос будет принадлежать Всемирному банку, Международному валютному фонду и т.д. Сохранение национального государства ? это не только язык, культура, но и, прежде всего, экономика, которая не может лишиться национального характера. Автор приходит к выводу: страны Запада должны осознать, что ликвидация цивилизационной пропасти между Западом и Востоком не обойдется без расходов и жертв со стороны «сытых» обществ, и что связующим звеном для обеих частей будущей объединенной Европы не может быть только холодный экономический расчет.
Вагиф Гусейнов. О некоторых тенденциях в развитии общеевропейской безопасности и сотрудничества. Автор, генеральный директор Института стратегических оценок и анализа (ИСОА), главный редактор журнала «Вестник аналитики», полагает, что настоятельная необходимость кардинальных перемен во внешней политике государств, их двусторонних отношениях и особенно в области безопасности с особой остротой проявилась в Европе. Излагаются причины, обосновывающие данный вывод. Автор считает, что для успешной борьбы с международным терроризмом необходимо выработать закрепленное в международном праве четкое определения этого глобального явления, несущего опасность всему мировому сообществу, уяснить его истоки, учесть важнейшее значение исламского фактора и избежать поворота событий, который может привести к противостоянию между христианским миром и исламом. Значительная общность угроз в оценках Евросоюза, ОБСЕ, Североатлантического альянса и России закладывает хорошую основу для сотрудничества по созданию общеевропейской системы безопасности, для чего Россия обладает немалым потенциалом по целому ряду направлений, рассматриваемых в статье. Вместе с тем отмечается, что в западных подходах к этой угрозе еще далеко не изжиты двойные стандарты, что затрудняет плодотворное сотрудничество в этой сфере. Сегодня перед европейским сообществом встает вопрос концептуального характера: какой должна быть модель общеевропейской безопасности XXI века? Говоря о перспективах развития отношений России с Североатлантическим альянсом, автор отмечает исходные условия, которые должны быть учтены при пересмотре российских подходов к сотрудничеству с НАТО. Среди них упоминаются известное перерождение самого блока, новая ситуация, сложившаяся в мире после 11 сентября и др. Автор приходит к выводу, что существенных реальных шагов, подтверждающих готовность альянса к адаптации к новым политическим реалиям, пока не наблюдается. Один из примеров тому – заявление США о выходе из Договора по ПРО 1972 года, подтвердившее склонность самого влиятельного члена Североатлантического альянса к односторонним решениям. По мнению автора, приоритетным для России направлением в развитии общеевропейского сотрудничества на ближайшие годы должны стать отношения с Объединенной Европой.
Федор Ладыгин. О некоторых проблемах стратегической стабильности на современном этапе. В статье генерального директора Объединенного бюро информации и стратегических оценок «Вектор», в 1992-1997 годах занимавшего пост начальника Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, дан анализ принятого Соединенными Штатами решения об одностороннем выходе из Договора по ПРО 1972 года и возможных последствий этого шага для системы контроля над вооружениями, которая, по мнению автора, поставлена на грань разрушения. Тем самым Соединенные Штаты еще раз показали всему миру, что впредь они намерены придерживаться курса на доминирование в мировых делах, игнорируя международное общественное мнение, если оно не совпадает с их позицией по тем или иным проблемам. Автор находит объявленные США обстоятельства, побуждающие их выйти из договора, юридически малообоснованными. Автор считает, что слом ДПРО-72 затрагивает целый ряд областей – военную, политическую, экономическую, технологическую, юридическую ? и анализирует каждый аспект данного ряда. В статье отмечается, что Россия, отказавшись от экстремального пути выхода из сложившейся ситуации, предпочитает переговорный процесс и стремится к заключению нового проверяемого соглашения по стратегическим наступательным вооружениям. В этой связи предлагается ряд конкретных переговорных позиций, которые следовало бы включить в обсуждение нового соглашения.
Анатолий Гушер. Лицо современного международного терроризма и задачи борьбы с ним. На фоне ситуации, складывающейся в мире после терактов в США 11 сентября 2001 года, автор, генеральный директор Центра стратегического развития, член научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, рассматривает особенности современного терроризма и его характерные черты. Подчеркивается международный характер этой угрозы, ее растущие масштабы. Излагаются причины активизации международного терроризма. Автор пытается также ответить на вопрос, почему современный терроризм зачастую прикрывается лозунгами ислама. Одной из главных причин этого автор считает увеличивающийся разрыв между странами «золотого миллиарда» и беднейшими странами мира, к числу которых относятся и многие страны мусульманского мира. В свете излагаемого автором подхода к такому явлению, как международный терроризм, анализируется ситуация в Чечне. Подробно рассматриваются особенности современного терроризма. В частности, такие, как интернационализация этого явления, его организованность и растущая техническая оснащенность, сращивание с криминалом, финансовая подпитка и другие. Автор считает, что терроризм зачастую становится серьезным фактором формирования очагов военной опасности. В рамках идущего сегодня передела сфер влияния в мире он также служит иногда слепым орудием в руках других государств для дестабилизации ситуации в отдельных регионах и, в конечном счете, усиления здесь собственного влияния. В заключение автор приводит некоторые уроки, которые, по его мнению, необходимо извлечь из анализа сущности и особенностей современного международного терроризма и его проявлений. При этом он подчеркивает опасность довольно часто используемой некоторыми западными странами практики «двойных стандартов» в оценке проявлений терроризма.
Алексей Денисов. К вопросу о реформировании газовой отрасли России. В статье заместителя генерального директора Института стратегических оценок и анализа дается анализ негативных тенденций, которые появились в развитии крупнейшей российской компании – ОАО «Газпром»: снижение эффективности работы, рост себестоимости производства, снижение его рентабельности, падение добычи сырья, истощение инвестиционных возможностей. В таких условиях, считает автор, вопрос о реформировании Газпрома, а по сути дела, всей газовой отрасли страны, приобретает особую актуальность. Основное внимание следует сосредоточить, говорится в статье, на таких вопросах, как формирование конкурентного рынка газа, изменение существующей системы доступа к единой газотранспортной сети (ЕГС), сохранение объемов добычи и воспроизводство минерально-сырьевой базы, либерализация рынка акций Газпрома и др. Рассматривается ряд мер, которые ряд экспертов считает необходимым применить для разрешения вышеуказанных проблем, в частности, реформирование системы ОАО «Газпром» в направлении разделения добывающей и транспортной составляющих. Касаясь участия Газпрома в крупных международных газотранспортных проектах, автор утверждает, что ни российский бизнес, ни российское правительство пока не сформулировали единой долговременной стратегической программы отстаивания своих экономических интересов в Центральноазиатском регионе, и, в связи с новыми реалиями изменяющейся политической ситуации, с таким положением не следует мириться.
Алексей Кузьмин. Нефтяные «ценовые войны»: мифы и реальность. Автор, главный специалист Института стратегических оценок и анализа, дает краткий обзор развития мирового нефтяного рынка, а также деятельности ОПЕК и взаимоотношений стран-членов картеля в настоящее время. В статье отмечается, что мировые цены на нефть оказывают весьма существенное влияние на параметры бюджета Российской Федерации, который почти на 40% формируется за счет экспорта энергоносителей. Пристальное внимание автора привлекают фактические возможности экономики страны противостоять неблагоприятным колебаниям мирового нефтяного рынка. В статье приводится ряд возможных сценариев развития динамики цен на нефть, разработанных на основе расчетов, произведенных западными рейтинговыми компаниями. Автор приходит к выводу, что запас прочности российских нефтяных компаний и экономики в целом позволяет успешно преодолеть негативный период мировой нефтяной конъюнктуры. В связи с тем, что в современных условиях возможен передел сфер влияния на нефтяном рынке, автор считает необходимым для российской экономики детальную разработку элементов единой стратегической нефтяной политики. С этой целью необходимо вводить в строй новые месторождения и наращивать производство нефти, сокращать производственные издержки, формировать и поддерживать стабильный и привлекательный инвестиционный климат, развивать строительство экспортных нефтепроводов, расширять географию российского нефтеэкспорта.
|