27.01.2011 - В январе 2011 года вышла в свет монография "Нефтегазовый комплекс России: тенденции развития (2000-2010 годы)"
Оглавление
В.Гусейнов. Введение
Глава 1. А.Гончаренко. Нефтегазовый комплекс России 1990-х: пейзаж перед бурей
1.1. Реструктуризация и приватизация нефтяной промышленности
1.2. Газовая промышленность в 1990-е: между реформированием и монополией
1.3. Некоторые итоги «эпохи Ельцина» в ТЭКе
Глава 2. В.Гусейнов, А.Гончаренко.
Становление новой конфигурации ТЭКа
2.1. Причины «форматирования» российского ТЭКа
2.2. Ситуация в нефтяной отрасли
2.2.1 «Славнефть»
2.2.2. «Роснефть» до и после «дела «ЮКОСа»
2.2.3. Дело «ЮКОСа» и его влияние на процессы в ТЭКе
2.2.4. Концепция единой госкомпании. Борьба «Газпрома» и «Роснефти»
2.2.5. «Сибнефть» и «Газпром нефть»
2.2.6. ТНК и ТНК-ВР
2.2.7. «Русснефть»
2.2.8. «ЛУКОЙЛ»
2.2.9. «Транснефть» и «Транснефтепродукт»
2.2.10. «Сургутнефтегаз» и Gunvor
2.2.11. Борьба за региональные нефтегазовые активы
2.3. Ситуация в газовой отрасли
2.3.1. Смена Вяхирева и становление команды Миллера
2.3.2. «Собирание» активов в газовой отрасли
и рост капитализации «Газпрома»
2.3.3. Реформирование «Газпрома»
2.3.4. Взаимодействие с иностранными компаниями
2.4. Ситуация в электроэнергетике
Глава 3. В.Гусейнов. Энергетическая дипломатия России: успехи и поражения
3.1. ТЭК как энергетическое оружие — формирование концепции «энергетической сверхдержавы»
3.2. «Энергетические войны» на постсоветском пространстве
3.2.1. Украина
3.2.2. Белоруссия
3.2.3. Страны Южного Кавказа
3.2.4. Страны Центральной Азии
3.2.5. Страны Балтии
3.3. Борьба за Европу
3.3.1. Основные цели и механизмы европейской экспансии «Газпрома»
3.3.2. Трудности российско-европейского энергодиалога
3.4. Основные инфраструктурные проекты «Газпрома» в Европе . .
3.4.1. Nord Stream
3.4.2. South Stream
3.5. Восточный вектор российской энергодипломатии
3.6. Россия и крупнейшие производители углеводородов
3.6.1. Россия и ОПЕК
3.6.2. Зачем России «газовая ОПЕК»
3.7. Спорные территории (Арктика)
Глава 4. А.Гончаренко, А. Романов. Нефтегазовый комплекс России после «большого форматирования»
4.1. Добыча, переработка и экспорт. Потребность в инвестициях и новых технологиях как одна из ключевых проблем российского ТЭКа
4.2. Налогообложение нефтяной отрасли
4.3. Влияние десятилетия высоких цен на нефть на состояние российской экономики
4.4. Использование «нефтяной ренты» в России и опыт других стран-производителей углеводородов
4.5. Некоторые итоги строительства «энергетической сверхдержавы». Вызовы и политические риски
Введение
«Экономика должна быть экономной» — любил повторять сей лозунг Александра Бовина Леонид Ильич Брежнев. Автор не менее колоритного слогана, что энергетика является одним из основных двигателей экономики, неизвестен, но справедливости ради надо признать, что актуальность вывода не потеряется минимум несколько десятилетий. Поэтому от перспектив ее развития коренным образом зависит будущее как отдельных стран, так и человечества в целом. Это прямо относится к России, у которой из трех ключевых ресурсов развития — интеллектуальный потенциал, территория и полезные ископаемые — последний имеет преобладающее значение. В России значение ТЭК особенно велико, в первую очередь из-за огромного ресурсного потенциала. Обращает на себя внимание уникальность России с точки зрения ее энергообеспеченности. Так, территория России занимает 11,4% суши на Земле, то есть немногим больше 1/9 ее части. Численность населения страны составляет менее 2% от численности населения мира. При этом в стране сосредоточено 23,4% мировых запасов природного газа, 6,3% нефти и 19% угля . Россия занимает первое место в мире по трубопроводной торговле природным газом и делит с Саудовской Аравией первое место в качестве экспортера нефти. Трудно переоценить роль ТЭКа и в экономике России. В настоящее время ТЭК обеспечивает 20% ВВП, 25% поступлений в федеральный бюджет и около 25-30% объема инвестиций . В 2007 году из 6,9 трлн.руб. доходов федерального бюджета свыше 4 трлн. (почти 60%) пришлось на минерально-сырьевую базу . Нефтегазовая отрасль обеспечивает 12% промышленного производства России, а общее число людей, занятых в ней, составляет 3% от общего числа работоспособного населения. Однако даже эти цифры не в полной мере отражают зависимость экономики РФ от конъюнктуры мирового энергетического рынка, что в полной мере продемонстрировала динамика макроэкономических показателей России во время продолжающегося практически 8 лет непрерывного роста мировых цен на нефть и «острой фазы» экономического кризиса 2008-2009 годов, сопровождавшейся практически пятикратным снижением нефтяных котировок. Россия признается ключевым звеном в системе международной энергетической безопасности не только на традиционных рынках сбыта энергоносителей (Европа, США), но и на новых — в Китае, Индии и других странах Азии, где энергопотребление растет опережающими темпами. Однако лидирующее положение России на мировом энергетическом рынке имеет и обратную сторону — Россия попадает в зависимость от конъюнктуры этого рынка. Чтобы избежать чрезмерной зависимости от мировых цен на энергоносители, России следует активнее продвигаться по пути диверсификации своей экономики. Тем не менее ставка на развитие энергетики в стране огромна. Поэтому Россия заинтересована в том, чтобы мировой энергетический рынок был предсказуемым и стабильным, т.е. чтобы он не подвергался резким конъюнктурным скачкам. Анализ развития российской и международной систем энергообеспечения указывает, что, несмотря на наблюдаемый в конце 2008 года и на протяжении всего 2009 года спад потребления нефти и газа в мире, дальнейшее увеличение мирового потребления углеводородов неизбежно. В глобальном масштабе Россия является одной из крупных мировых сырьевых баз, за счет которых возможно удовлетворение перспективных энергетических потребностей. В связи с этим роль нефтегазового комплекса России в ближайшие десятилетия будет неуклонно расширяться. Однако нарастание конкуренции на мировом энергетическом рынке в сочетании с накопившимися проблемами в отечественном ТЭКе делают задачу поступательного роста добычи углеводородов практически невыполнимой в среднесрочной перспективе. Кроме того, как отмечает бывший председатель ЦБ РФ С.Дубинин, наличие огромного потенциала природных ресурсов породило в среде правительственных чиновников иллюзию неограниченных финансовых возможностей. Однако это не совсем так: энергетические резервы России огромны, но они ограничены. Ограничения налагаются как объемом внутреннего потребления и его низкой эффективностью, так и условиями добычи, труднодоступностью месторождений. Между тем представляется, что именно постулат неуклонного роста добычи и экспорта нефти и газа стал, пожалуй, основным звеном всей внешней энергетической стратегии российских властей последних 10 лет. Без увеличения добычи и диверсификации направлений поставок энергоресурсов нельзя будет обеспечить ни рост геополитического и геоэкономического влияния России, ни выход на новые рынки сбыта (прежде всего, Китай) без серьезного обострения политических отношений с традиционными потребителями (ЕС). В последние годы за счет благоприятной мировой конъюнктуры и завершения основных организационных преобразований нефтяная промышленность РФ находилась на подъеме. Однако мировой финансовый кризис 2008 года, сопровождающийся резким падением цен на углеводороды, продемонстрировал практически полную зависимость России от внешних энергетических рынков не только российской экономики, но и самой структуры нефтегазового комплекса. В конце 2008 года и первой половине 2009 года на фоне незначительного падения мирового потребления углеводородов и крайне неблагоприятных ценовых показателей рынка Россия демонстрировала колоссальные темпы падения добычи нефти и газа. Ситуацию исправила относительная стабилизация рынка во второй половине 2009 года. При этом, несмотря на громадный потенциал, ситуация с добычей нефти и газа становится все более неопределенной. Актуальность этих вызовов создает необходимость переосмысления стратегии и тактики поведения России в глобальном экономическом пространстве. В свою очередь, анализ тенденций развития российского ТЭКа невозможен без представления о том, как и в каких условиях проходило реформирование и становление системы управления нефтегазовым комплексом России. В истории развития российского ТЭКа, начиная с момента развала СССР, достаточно отчетливо выделяются два крупных этапа: этап ельцинских реформ, сопряженный с самоустранением государства от руководства большинства компаний нефтедобывающего сектора, и связанный с приходом Путина к власти этап «собирания» ключевых активов в ТЭКе под контролем представителей новой властной элиты и коренного пересмотра сформировавшихся при Ельцине правил игры в отрасли. Несмотря на очевидную разнонаправленность этих периодов, очевидным является заметный генезис наблюдаемых в отрасли проблем и противоречий, которые находили разное решение в зависимости от конкретной политической ситуации в стране. Изучению данных процессов и посвящена данная монография.
|