Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
25.11.2010 - Cтрана белого безмолвия

Трибуна
25 ноября – 1 декабря 2010 №46 (10340)

АРКТИКА
Cтрана белого безмолвия

Арктика – это очень родное понятие для каждого гражданина России: преодолевая огромные трудности, ее открывали и изучали поколения наших предков. И добились при этом неоспоримых результатов, закрепленных не только в исторических хрониках, но и в географических названиях. Исследовательский подвиг наших соотечественников отличался еще и тем, что это был систематический труд, который продолжался веками, шел по нарастающей и надолго никогда не прерывался.

Беседу вел Руслан ГУСЕВ

Сотни лет Арктика привлекала к себе интерес мореплавателей, ученых, путешественников и просто отважных и смелых людей, стремившихся познать неизведанное и испытать себя в экстремальных условиях обширных ледовых просторов Северного Ледовитого океана и окаймляющих его морей. Для населявших арктическое побережье людей Арктика в течение многих столетий представляла и безусловный экономический интерес: рыболовство, охота на морского зверя, пушнина, прибрежная торговля. Коренные народы Севера, проживающие на арктическом побережье, создали свой неповторимый уклад жизни, в максимальной степени соответствующий суровым климатическим и природным условиям и ресурсам Арктики.
Однако со временем интерес людей и государств к Арктике вышел далеко за рамки чистого любопытства, азарта, поиска приключений и традиционной для этой части мира экономики выживания. Арктический регион постепенно приобрел признаки реальной стратегической зоны, во многом лишенной экзотики «белого безмолвия» и наполненной серьезными интересами арктических государств, что неизменно порождало и поддерживает соперничество и противоречия между ними.
Редакция «Трибуны» всегда уделяла большое внимание процессам, происходящим на этом загадочном полюсе. В нашей новой рубрике, которую газета будет вести целый год, мы расскажем читателям о том, что здесь происходит.
Сегодня на вопросы «Трибуны» отвечает директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф ГУСЕЙНОВ.
– С какой целью, по вашему мнению, Россия организовала в последние годы несколько экспедиций в Арктику?
– В 2007 году Россия провела две арктические экспедиции в рамках «Международного полярного года 2007–2008». Обе были посвящены изучению океанического шельфа Северного Ледовитого океана. Результаты работы экспедиций должны дать необходимые ООН свидетельства, которые позволят Международному управлению по проблемам морского дна дать разрешение России на разработку океанических недр.
То есть обе экспедиции были сориентированы на то, чтобы в полном соответствии с требованиями Конвенции ООН о континентальном шельфе 1958 года и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года собрать дополнительные объективные сведения по структуре шельфа.
Арктика стала предметом притязаний не сегодня, однако особую значимость шельфовой зоны страны-претенденты осознали в период актуализации энергетической «повестки дня». В данном случае именно российская экспедиция «Арктика-2007» к хребту Ломоносова стала катализатором обострившейся конкуренции. В Российской Федерации освоение ресурсов Российского Севера является приоритетом развития страны в наступившем столетии. При этом транспортная стратегия России до 2020 года предполагает создание самоокупаемой арктической морской транспортной системы. Своевременность этих планов возрастает в связи с проектом создания Европейским союзом Северного морского коридора, по которому будет осуществляться транспортное сообщение между Российским Севером и континентальным побережьем Европы. Российская сторона, в случае реализации проекта, получит возможность бесперебойной и безопасной доставки углеводородного сырья и перспективу перераспределения грузопотоков в пользу Северного морского пути.
– Какую роль играют транспортные пути в рамках освоения Арктики.
– Все большее количество стран намерено в той или иной степени использовать возможности Арктики для решения собственных задач в области транспортировки грузов или освоения месторождений полезных ископаемых.
Встреча министров иностранных дел России, США, Канады, Дании (Гренландии) и Норвегии, которая состоялась 29 марта 2010 года, только подтвердила такой настрой многих стран. А госсекретарь США Хиллари Клинтон даже выразила его. Она заявила, что некрасиво собираться, но не приглашать Исландию, Швецию и Финляндию, а также представителей коренных народов на столь важную конференцию.
Китай также неоднократно заявлял, что в высшей степени заинтересован, чтобы правила прохода через арктические воды приобрели четкие формулировки и позволили бы серьезно рассматривать возможность инвестирования в перспективную транспортную артерию.
Фактически сегодня ситуация такова, что следует говорить не о формальных правах той или иной страны на какие-то части Арктики, а о том, что дискуссия по поводу освоения этих территорий приобретает все более и более конфронтационный характер. Сегодня согласия в Арктическом совете нет. Каждая страна имеет к каждому другому члену Совета свои претензии.
Это как раз та самая обстановка, в которой любая интрига может развиваться лавинообразно. И если все, что касается природных ресурсов, имеет правовую перспективу (хотя бы частично), то транспортная составляющая даже этого пока не имеет. Здесь, как правило, все основано на сложившейся традиции. В нынешних условиях этого мало. Конечно, до времени, когда навигация по Арктике станет регулярной, еще много пройдет, но тем более следует озаботиться будущим.
Несмотря на миролюбивые заявления нашего министра иностранных дел Сергея Лаврова, министр обороны «теневого кабинета» Великобритании Лайэм Фокс в свое время заявил, что «четыре из пяти сил, борющихся за Арктику, – члены НАТО, и мы должны быть уверены, что НАТО обладает желанием и возможностями, чтобы не допустить действий России в Арктике, идущих вразрез с международными соглашениями». Иначе говоря, Россия заранее объявляется «арктическим злоумышленником».
Поэтому на будущих конференциях по данной проблеме желательно было бы затвердить некие общие положения, к которым затем Россия могла бы апеллировать, исходя из своих интересов.
Кроме того, нельзя не упомянуть тот факт, что освоение ямальских и шельфовых месторождений нефти и газа оживило подзабытую с советских времен тему освоения Северного морского пути. Дело в том, что транспортировка крупных партий энергоносителей в страны Азиатско-Тихоокеанского региона северным путем может оказаться дешевле традиционного маршрута через теплые моря.
И в августе этого года танкер «Совкомфлота» осуществил тестовый рейс по Северному морскому пути, доставив партию конденсата «Новатэка» из Мурманска до китайского порта Нинбо. Танкер провел в пути 22 дня – это вдвое быстрее перевозки через Суэцкий канал.
Смысл освоения Севморпути, по моему мнению, заключается и в том, что спрос на энергоносители все более перемещается из развитых стран Запада, где экономика восстанавливается более низкими темпами и растет использование альтернативных источников энергии, в динамично развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китай и Корею.
– О каких основных критериях экологической безопасности в Арктическом регионе можно сегодня говорить?
– Во-первых, это высокое качество окружающей среды, обеспечивающее здоровье проживающего здесь населения;
– во-вторых, высокая рыбопродуктивность, обеспечивающая потребности населения ценной самовозобновимой белковой продукцией;
– в-третьих, стабильное функционирование водных и околоводных экосистем, обеспечивающее их биоразнообразие, способность к саморегуляции и самоочищению;
– и, наконец, в-четвертых, эколого-эстетическая привлекательность природных комплексов для туризма.
Основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации должны стать:
– установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды в Арктической зоне Российской Федерации, включая мониторинг ее загрязнения;
– рекультивация природных ландшафтов, утилизация токсичных промышленных отходов, обеспечение химической безопасности, в первую очередь в местах компактного проживания населения.
Премьер-министр России В. Путин, выступая недавно на Международном арктическом форуме, непосредственно коснулся данной проблемы и заявил, что Россия решила «в прямом примитивном смысле слова зачистить те свалки, которые десятилетиями копились вокруг заполярных городов и поселков, месторождений, военных баз, портов и аэродромов, в тундре, на островах и в акватории Северного Ледовитого океана», а также увеличить число заповедников и национальных парков в Арктике.
– Для мирового сообщества нарастающая активность России в Арктике стала сигналом для кардинального пересмотра своего отношения к этому региону мира. Что можно сказать по этому поводу?
– Современные технологии позволяют вести разработку шельфовых залежей углеводородов. Кроме того, постоянный рост цен на энергоносители сделал перспективу арктических разработок приемлемой с экономической точки зрения. Есть и еще один – в основном пропагандистский – аспект роста интереса к Арктической зоне. Циклические колебания среднегодовых температур в сторону их повышения привели к появлению слухов о грядущем глобальном потеплении, которое может открыть воды Северного Ледовитого океана для круглогодичной навигации. Естественно, что не какой-то иной маршрут, а именно хорошо изученный и освоенный Севморпуть стал главным объектом международного интереса, его предполагается интернационализировать, и, естественно, США здесь выступают как принципиальные сторонники такого подхода. Все, что связано с таянием льдов в Арктике, приобрело истерическую окраску на Западе, вызвало к жизни воинственные заявления и стандартный набор обвинений в адрес России.
На этом фоне, собственно, и развивается процесс правового оформления государственных владений арктическими территориями.
В политическом плане ситуация складывается двояко. С одной стороны, остальные страны арктического пула, в который кроме России входят Канада, США, Норвегия и Дания (Гренландия), хотели бы максимально понизить доминирование РФ в Арктике. С другой, они не хотят соглашаться с перспективой увеличения количества стран, претендующих на соблюдение собственных интересов в Арктике. То есть совершенно очевидно, что они стремятся за счет России перераспределить в свою пользу региональную политическую ответственность. Таким образом, ситуация складывается так, что внутри многосторонней проблемы сложилось два полюса. Один – российский, второй – из остальных приполярных государств. Россия в Арктике не имеет возможности опереться на поддержку какого-либо своего сторонника, в то время как все остальные страны объединены и политически, и экономически в рамках авторитетных международных структур (НАТО и ЕС). Процесс обособления России в Арктике еще не зашел так далеко, чтобы говорить о возможности регионального конфликта, но уже достаточно развит, чтобы вынудить Россию к осторожности и пониманию того, что на этом направлении долгосрочное политическое планирование абсолютно необходимо. И это планирование должно в первую очередь учитывать те существенные разногласия, которые существуют внутри «западной арктической коалиции».
– Не могли бы вы рассказать о действиях США в отношении Арктики, особенно в том, что касается военного аспекта проблемы.
– На военном направлении тон задают именно Соединенные Штаты Америки, которые, кстати, и стали полярной страной только благодаря тому, что Россия продала им Аляску. Не подписав вовремя ряд важных международных соглашений по Арктике (под предлогом того, что они ущемляют интересы Вашингтона), США временно лишили себя возможности легитимным путем принимать участие в освоении всего арктического пространства (а не только принадлежащего им). Этот пробел они стараются восполнить явочным порядком, используя в том числе и силовое давление. Вашингтон не может пройти также и мимо того, что территория России со стороны Северного Ледовитого океана в основном открыта для военного проникновения. Размещение в Арктике на постоянной основе вооруженных сил США может стать (кроме обеспечения американских экономических интересов) очередным звеном в создании сплошного военного кольца по периметру Российской Федерации.
Вплотную исследованиями российского побережья Северного Ледовитого океана американский военный подводный флот занимается с 1970 года. Первопроходцами на этом направлении были подводные лодки класса «Sturgeon», способные к круглогодичному пребыванию в Арктике, которые постоянно нарушали 230-мильную зону нашей страны (американцы всегда принципиально не признавали такой широкой полосы для территориальных вод). Примечательно, что в самом начале XXI века именно военные ведомства заставили Белый дом обратить пристальное внимание на Арктику. Сегодня Вашингтон в первую очередь интересует военное присутствие России в регионе (на Кольском полуострове расположены важнейшие военно-морские объекты России, на островах Земли Франца-Иосифа размещены стратегические ядерные силы России, а остров Новая Земля - центральный полигон российских ядерных научно-технических исследований), а также социально-экономическое развитие российской Арктики и экологическая тематика.
Главной целью американского военного присутствия в Арктике Вашингтон считает «обеспечение доступа» к природным ресурсам и «поддержание стабильности» в регионе. Для этого Управление перспективных исследований и разработок Министерства обороны США объявило о выделении гранта «Технологии для непрерывных операций в высоких широтах» (POLAR). Результатом конкурсных разработок должны стать предложения в области «инновационных технологий и операционных концепций», которые «отвечали бы оперативным задачам, специфическим для полярных условий» и могли бы «революционным образом» расширить возможности американской армии. Речь идет об обеспечении боеспособности кораблей и самолетов США в суровом климате Арктики.
Вместе с тем американское военное командование признает, что слабым местом американских ВМФ является отсутствие ледокольного флота: в распоряжении службы береговой охраны США в настоящее время имеется всего три таких корабля, совокупная мощность которых не в состоянии обеспечить возможность ведения боевых операций на море. 3 года тому назад по указанию Конгресса США был подготовлен научный доклад «Ледоколы США, их роли и будущие потребности США», в котором предполагается расширение американской экономической зоны и оказание противодействия «притязаниям других арктических государств».
Совокупность проблем, с которыми сталкивается Россия в Арктике, представляет из себя принципиально новое явление. Здесь невозможны стандартные подходы, здесь каждый шаг не имеет аналогов в прошлом. Поэтому так важны качественная подготовка и скрупулезный анализ каждого документа, который нам предлагают оппоненты. Уже сейчас очевидно, что торопливость и плохое знание аргументов противоположной стороны могут обернуться в будущем крайне болезненными для России ситуациями. В то же время разногласия между всеми остальными участниками арктического пула настолько велики, что ими просто необходимо воспользоваться. Ту склоку, в которую превращают дискуссию западные партнеры, Россия должна перевести в конструктивное русло. Тогда окажется возможным заложить фундамент нового поколения международных правовых норм в отношении использования как Мирового океана, так и его недр.
От нашей страны зависит, дать или не дать превратить Арктику в некий «междусобойчик». Причем то, что Россию втягивают именно в такое решение арктической проблемы, - совершенно очевидно. И здесь в определенном смысле в руках России будущее ООН, так как двусторонние и многосторонние альянсы все же не могут стать полноценной заменой этой международной организации.

Газета «Трибуна» несколько лет сотрудничает с коллективом Института стратегических оценок и анализа (ИСОА). Этой независимой общественной организации исполняется в эти дни десять лет. Десятилетие также отмечает и издаваемый институтом журнал «Вестник аналитики». Среди его авторов – многие известные политики, экономисты, политологи России, ближнего и дальнего зарубежья.
Многие наши читатели имели возможность ознакомиться с публикациями института, которые всегда отличались актуальностью тематики, глубиной анализа.
Хотелось бы пожелать всему коллективу ИСОА дальнейших успехов в исследовательской и аналитической работе, а также новых творческих успехов.




"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку