Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG



№33 (3-2008) "ВЕСТНИК АНАЛИТИКИ":

скачать номер целиком 

СОДЕРЖАНИЕ

СТРАНИЧКА РЕДАКТОРА
     Вагиф Гусейнов     
ПОЛИТИКА
     Валерий Буянов. «Русский мир» как глобальный проект
     Александр Ципко.  Игры застенчивых либералов
     Комментарии к докладу «Демократия: развитие российской модели»
     «500 слов». Зарубежные корреспонденты о своей жизни и работе в России
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
     Андрей Суздальцев. Российско-грузинский кризис (январь-август 2008 г.)
     Георгий Мирский.  Исламизм - третья ступень ракеты деколонизации?
     Евгений Канаев. Предупреждение угрозы терроризма в Южно-Китайском море:  перспективы российского участия
     Эльдар  Касаев. Иракский ТЭК - «островок нестабильности» для российских инвестиций
     Елена Комлева. Энергия Арктики: партнерство России, Германии и Западной Европы
В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
     Александр Дугин. Экономическая безопасность постсоветского пространства
ГЕОПОЛИТИКА
     Расим Агаев (Азербайджан). Евразийский дискурс  российской геополитики
     Владимир Дергачев  (Украина).  Геополитическая трансформация Крыма
ТЕМА НОМЕРА:
     Национальная идея

     Павел Гуревич. Об изнанке феномена
ЭКОНОМИКА
     Максим Братерский. Политическая деятельность международных компаний
     Владимир Паньков. Россия и ВТО
ДЕБЮТ
     Аскар Валитов. Экспорт демократии: помощь или угроза?
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» 
     Изъяны  и ресурсы социального управления
ПУБЛИКАЦИИ
     Религия в нашей жизни
     Геннадий Бочаров. Человек перед Богом. Беседа с  митрополитом Крутицким и Коломенским  Ювеналием
     Расим Агаев (Азербайджан). Миссия в Тебризе. Глава из книги «Мир-Али Кашкай».
     Тайны истории
     Владимир Рощупкин. Удар по Нью-Йорку
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ КНИГИ
     Эльвира Спирова. Будущее как сюрприз
     О книге Роберта Нисбета « Прогресс: история идеи». 
     Петр Цветов. Общее и частное в мировой практике федерализма 
     О книге Джорджа Андерсона «Федерализм: введение». Изд. Оксфордского университета.
Рецензии
     Вагиф Гусейнов. О  книге Владимира Ахмедова «Социально-политические процессы в  арабских странах  Ближнего Востока (вторая половина XX  - начало XXI вв.)»



Цена: 0 руб.
Подробно Заказать

УГРОЗЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВОЗВРАЩЕНИЕ РОССИИ КАК ЗНАЧИМОЙ ФИГУРЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ:
1.Угроза России выйти из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) не направлена против Европы, в том числе и против «любимых» врагов России – Польши и Грузии. Россия имеет более серьезную проблему безопасности на своих южных границах. Можно предположить, что власти Москвы и США ведут циничную игру на поле реалистичной политики. Москва может получить выгоду от выхода из Договора о ракетах средней и меньшей дальности. В этом случае координаты целей для российских ракет останутся неизвестными. И это может окончательно похоронить планы европейской политики безопасности заодно с политическим проектом Европы.
2.Даже если отношения между ЕС и Москвой сегодня оставляют желать лучшего, все же в последние 15 лет возникла тесная и интенсивно развитая сеть устойчивых экономических и политических интересов, которая укрепляется и расширяется посредством двусторонних контактов и совпадающих национальных интересов. Созданная взаимозависимость реальна и признается обеими сторонами, и должно быть осознано и политическим классом Польши. Оба партнера могли и могут прекрасно обходиться виртуальным соглашением, или тем же СПС без определенного срока действия.
3.Конфликт будет разыгрываться в Европе и над ней. Из этого в конечном итоге следует ослабление Европейского Союза. Управляет ли Россия развитием этой ситуации осознанно, не ясно. Но то, что США в ответе за эту конфликтную ситуацию, представляется между тем все однозначнее, несмотря на упорную позицию консервативных СМИ, настаивающих на обратном.. Тем не менее бесспорно, что оценка Европейского Союза российской правящей элитой изменилась: Европа рассматривается не только как партнер, но и как противник, пусть даже и временно ослабленный.

Петер Шульце (Германия)
Подробнее
Цена: 0 руб.
Заказать

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ, БЛИЖНИЙ ВОСТОК И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ В СРЕДИЗЕМНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ:
1.Опираясь на проведенный анализ проблем безопасности в европейских странах и на Ближнем Востоке, следует сделать вывод о том, что система безопасности ближневосточного региона нуждается в серьезных мерах подкрепления, оптимизации, и в новых эффективных механизмах политического регулирования. Учитывая особенности политической ситуации в регионе, следует отметить, что эти механизмы регулирования, во-первых, должны быть тесно связаны с проблематикой арабо-израильского конфликта и развития мирного процесса на Ближнем Востоке и, во-вторых, с политикой ООН, европейских стран, России и США как посредников в ближневосточном урегулировании.
2.В целом механизмы регионального взаимодействия и сотрудничества между странами Европы и Ближнего Востока могут быть различными. В первую очередь важно наладить систему проведения взаимных консультаций и обмена опытом в сфере безопасности между ЛАГ и структурами Европейского Союза и стран НАТО, что будет способствовать взаимному доверию и поиску компромиссов в указанных выше вопросах. Ключевая роль в сотрудничестве двух регионов также должна остаться за прямыми переговорами между ЛАГ с одной стороны, и представителями ООН и «ближневосточной четверки» - с другой, ставшим уже традиционными.
3.Более тесной включенности арабских стран в процессы ближневосточного урегулирования и укрепление региональной безопасности, на наш взгляд, может способствовать, создание Европейско-Ближневосточного Совета по проблемам безопасности (между Евросоюзом и ЛАГ), более тесная координация действий между ЛАГ и «ближневосточным квартетом», укрепление проводимой ЕС политики добрососедства за счет развития сотрудничества в сфере безопасности и постепенного распространения этой политики на все страны ближневосточного региона.

Евтодьева Марианна
Подробнее
Цена: 0 руб.
Заказать

АТР: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ:
1.Как представляется, заложенный в ШОС потенциал пока используется далеко не полностью. Для повышения эффективности этой организации необходимо ее расширение. Действующий сегодня мораторий на расширение ШОС, как представляется, должен быть отменен. В качестве постоянных членов в ШОС могли бы войти Монголия, Индия, Пакистан, что имело бы стабилизирующее воздействие на индо-пакистанский конфликт. Наблюдателями в ШОС могли бы войти Турция, Афганистан, Туркменистан, на определенном этапе – США.
2.Вторым направлением совершенствования ШОС могло бы стать придание организации экономического измерения. Очевидно, что без серьезной экономической базы ШОС не станет эффективной организацией региональной безопасности. В настоящий же момент все отчеты по экономическому сотрудничеству в рамках ШОС представляют собой лишь перечисление существующих двусторонних и многосторонних экономических проектов, которые развиваются без помощи ШОС.
3.В целом следует, как представляется, смелее развивать организацию. При этом опасения ряда российских политиков и экспертов относительно доминирования в ШОС КНР лишены оснований: все документы организации говорят о равноправии ее членов, что выгодно более слабым, так как уравнивает их в правах с более сильными. Выход ШОС на новый этап развития поставило бы ее в ряд наиболее авторитетных международных институтов и способствовало бы продвижению российских национальных интересов в АТР.

Кортунов Сергей
Подробнее
Цена: 0 руб.
Заказать

ЛЕЙТЕНАНТ ДЖОНСОН ПО-АРАБСКИ НЕ ПОНИМАЕТ:
1.Владение иностранными языками обретает особое значение для американских вооруженных сил и разведывательного сообщества. Особенно в связи с ситуацией на Ближнем Востоке, где американские войска ведут боевые действия в Ираке и в Афганистане. Влиятельная газета «Вашингтон Пост» считает, что одна из причин отсутствия сколько-нибудь заметного прогресса «в войне с международным терроризмом» – недостаточная языковая подготовка американских военнослужащих и сотрудников спецслужб. А под языком террористов за океаном сегодня в первую очередь подразумевают арабский, на котором говорят исламские фундаменталисты.
2.Сама жизнь выдвинула на повестку дня разработку и внедрение комплексного подхода к изучению иностранных языков не только в американской армии и в спецслужбах, но и на государственном уровне. По некоторым данным, в американском военном ведомстве уже вступил в силу не совсем обычный приказ. Его суть – деньги и языки. Речь идет о серьезных дополнительных выплатах американским военнослужащим, которые хорошо знают иностранные языки. Как сообщалось, ежегодная прибавка за это может достигать ни много, ни мало 12 тыс. долларов - в зависимости от сложности изучаемого языка и степени владения им.
3.В ученом мире и в военном ведомстве с энтузиазмом восприняли сообщение президента, обратив внимание на то, что подобное решение должны были принять еще несколько лет назад. В программе будут принимать участие департамент образования, министерство обороны, госдепартамент, а также национальная разведка. Так что Пентагон конкретизировал президентские установки уже применительно к собственно военной сфере. Военное ведомство на выделенные деньги собирается создать национальный фонд безопасности. Он будет заниматься реализацией планов по изучению иностранных языков детьми с детского сада до университетского возраста.

Рощупкин Владимир
Подробнее
Цена: 0 руб.
Заказать

КУРДСКОЕ ГОСУДАРСТВО: МИФ, МЕЧТА ИЛИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ?:
1.История курдского движения, его истоки, этнополитические коллизии, порожденные им, наилучшим образом свидетельствуют о том, что такого рода геополитические проекты, основанные, на так называемом, историческом праве, входя в непримиримое противоречие с принципом территориальной целостности, компрометируют другой общепризнанный принцип - право наций на самоопределение. Нельзя не согласиться с тем, что опыт создания государственных образований на основе исторического права породил трудноразрешимый клубок проблем, сказывающихся на самочувствии всего мирового сообщества.
2.Новый разворот событий в регионе уже взломал государственные границы, пока внутренние, что, видимо, вполне вписывается в планы США по модернизации региона, называемого ими Большим Ближним Востоком, нуждающегося, по мнению американских стратегов, в проведении демократических реформ, экономической либерализации. Учитывая особенности политики, экономики и стиля жизни на Ближнем Востоке, кажется маловероятным, чтобы «американская модель демократии» имела там будущее. Многие эксперты в Европе скептически относятся к программе «реконструкции» Ближнего Востока, указывая на то, что уже первые шаги в этом направлении усилили в нем нестабильность.
3.Новая перекройка политической карты Ближнего Востока угрожает эскалацией напряженности в широком международном масштабе, вовлечением в конфликт новых сил, опасно расширяя его геополитическую зону. Решение курдского вопроса именно в предлагаемом варианте спровоцирует новые обращения к существующему опыту ирредентизма со стороны других народов, имеющих исторические претензии на территории современных государств. Следствием «перестройки» по-американски может явиться появление нового очага длительной дестабилизации, опасно продвигающегося непосредственно к границам Большой Европы.

Агаев Расим (Азербайджан)
Подробнее
Цена: 0 руб.
Заказать

РОССИЯ НА ПРОСТРАНСТВЕ БЕЗОПАСНОСТИ СНГ:
1.На пространство безопасности России как мирового игрока воздействуют процессы, идущие и предполагаемые на пространстве Европы, Африки, Ближнего Востока, Центральной, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америки. Примером тому может служить проблема американской противоракетной обороны, как элемент передового базирования средств ядерного нападения, первый район которой расположен в Северной Америке (на Аляске), второй - совместный японо-американский морской компонент в Японском море и на Корейском полуострове, третий планируется разместить на территории Польши и Чехии, четвертый - на территории Великобритании, а радиолокационные станции в Норвегии и Гренландии. Не следует забывать и о совместной израильско-американской ПРО на Ближнем Востоке.
2.Основное влияние на уровень пространства безопасности оказывает угроза со стороны так называемого "международного терроризма", которая носит очевидный характер. Все увеличивающиеся угрозы исламского терроризма при финансовой поддержке его основных центров со стороны Саудовской Аравии и Пакистана и не просчитанные последствия войны в Ираке на сегодняшний день являются основными. Несмотря на транснациональный характер террористических угроз, за ними всегда стоят конкретные государства. Другими словами, за формально внутренней угрозой фактически стоит внешняя.
3.Приблизившейся к границам СНГ Североатлантический альянс, невнятно обосновывающий свое продвижение к Черному и Каспийскому морю, создающий свои базы в Средней Азии и не уменьшающий ни одной реальной угрозы, будь то наркомания или незаконная миграция, несет угрозу общему пространству безопасности своими решениями действовать без определения границ своих действий. Настораживает и возможное развязывание нового вооруженного конфликта с Ираном, непосредственно примыкающего к южным границам СНГ. Страны- члены НАТО сократили частично свои военные арсеналы, однако и оставшиеся силы многократно превосходят военные возможности стран СНГ.

Цыганок Анатолий
Подробнее
Цена: 0 руб.
Заказать

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИИ И БОРЬБА ЗА ЭНЕРГОРЕСУРСЫ:
1.Прежде всего, спектр применения военной силы меняется с эволюцией общества и политических отношений. Современная общемировая тенденция состоит в том, что трансформация вооруженных сил осуществляется таким образом, чтобы они были готовы к решению практически любых задач. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться, например, с положениями Стратегии национальной безопасности США или же Белой книги ФРГ, вышедших в 2006 г. с интервалом в несколько месяцев. Такой подход оправдан, поскольку современное постиндустриальное общество становится все более зависимым от множества факторов и уязвимым, при этом различие между военными и невоенными угрозами сегодня практически отсутствует.
2.Нельзя исключить, что интересы обеспечения энергетической безопасности станут мощным фактором, который уже в ближайшем будущем окажет самое серьезное воздействие на военное искусство и приведет к существенному пересмотру взглядов на ведение военных действий и предназначение армии, как это случилось вслед за появлением железных дорог. И к этому Россия и ее Вооруженные Силы должны быть готовы уже сейчас, по крайней мере, на уровне концептуальных подходов.
3.Сегодня же можно с уверенностью утверждать и о том, что приданием Российской армии функции, связанной с обеспечением энергетической безопасности, вовсе не создается прецедент в международной практике.

Белозёров Василий
Подробнее
Цена: 0 руб.
Заказать

КАК ПОНИМАТЬ СДЕРЖИВАНИЕ?:
1.Почти любая предлагаемая новая значительная система стратегических вооружений будет как поддерживаться, так и отвергаться, исходя из ее предполагаемого воздействия на сдерживание. Разительный недавний пример тому - система ПРО, предназначенная для Польши и Чешской Республики. США уверены, что она усилит сдерживание, тогда как Российская Федерация уверена, что она ее ослабит. Кто-то один явно запутался! Возможно, самым откровенным объяснением этой путаницы является нежелание задаться вопросом: "Сдерживать кого от каких действий?"
2.Многие примеры последних лет наглядно выявили последствия неудачи в употреблении надежного сдерживания или неумения среагировать быстро и сильно на вопиющие нарушения международных норм. Хотя доктрина упреждающей/превентивной войны, используемая администрацией Буша, и не встретила мощного противодействия, становится все яснее, что международному сообществу нет нужды быстрее и решительнее реагировать на подобные проявления произвола.
3.Ныне наша задача в том, чтобы сократить ядерные вооружения до очень низких уровней, все больше уповая для сдерживания на коллективные обычные силы, постепенно задвигая ядерное сдерживание куда подальше в качестве последнего средства спасения. Если это звучит описанием нового мирового порядка, то, наверное, так оно и есть. Если это звучит наивно, то, наверное, и такой недостаток тоже присутствует. Тем не менее, звучит это куда предпочтительнее для мира, в котором мы живем последние 60 лет.

Эдвард Иффт (США)
Подробнее
Цена: 0 руб.
Заказать

СРАВНЕНИЕ ПОЛИТИКИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ И РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПАРТИИ ПО ВОПРОСУ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ:
1.В разработке своей политики демократы будут учитывать позиции большего числа стран-участниц процесса, в то время как республиканцы намерены больше полагаться на сохранение сильной единоличной позиции, но различия будут все же минимальными, особенно если сравнить их с первыми годами правления Буша.
2.Развертывание RRW будет своего рода оселком для этого предположения. По вопросу нераспространения (предположительно контролируемый демократами) Конгресс будет стремиться оценить влияние развертывания на позиции большего числа стран-подписантов Договора о нераспространении ядерного оружия, чем только на отношение к нему традиционных обладателей ядерного оружия или террористов. Они сделают ставку на перенос развертывания по срокам.
3.Президент-республиканец, возможно, изберет более узкий подход и выступит за развертывание. Но в этом случае трудно будет представить, как ему удастся убедить Конгресс в выделении необходимого финансирования. Но в любом варианте принятие решения по вопросу нераспространения отойдет на второй план: верх возьмет нормальный бюрократический процесс; отсутствие срочности и финансовые реалии поведут по более легкому пути откладывания решения о развертывании.

Гарольд Смит(США)
Подробнее
Цена: 0 руб.
Заказать

ПЕРСПЕКТИВА ЯДЕРНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В ЮЖНОЙ АЗИИ:
1.Парадокс стабильности-нестабильности вызвал вереницу кризисов и одну ограниченную приграничную войну без того, чтобы оказался перейденным ядерный порог. В последние годы, однако, в пакистано-индийских отношениях господствовали преимущественно положительные тенденции. При наличие стабильного руководства в обеих странах процесс нормализации может продолжиться. Принципиальное согласие по ключевым элементам кашмирского урегулирования уже не является чем-то невообразимым. По сути, ныне помехой такого согласия в обеих странах является главным образом внутренняя политика, а не споры из-за территории, религии, суверенитета или исторического наследия.
2.По сути, ныне помехой такого согласия в обеих странах является главным образом внутренняя политика, а не споры из-за территории, религии, суверенитета или исторического наследия. Для обеих стран главными угрозами ныне являются не столько внешние, сколько внутренние. Проявления внутреннего насилия способны, однако, привести к возрождению старых обид. Развитие внешних событий, в том числе происходящее в Иране, Афганистане и Китае, по-прежнему могло бы иметь существенные последствия для субконтинента
3.Макроэкономические и геополитические факторы, а также забота о внутренней безопасности позволили Индии и Пакистану отойти от практики опасной конфронтации и периодических кризисов. Несмотря на то, что рецидивы вполне возможны и то, что политические неопределенности сохранятся, в настоящее время, в гораздо большей степени, чем это было раньше, субконтинент защищен от угроз, связанных с ядерным оружием.

Майкл Крепон (США), Алекс Столар (США)
Подробнее
Цена: 0 руб.
Заказать



<<  1 ... 21  22  23  24  25  26  27  28 ... 52  >>

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку