№36 (2-2009) "ВЕСТНИК АНАЛИТИКИ": скачать номер целиком
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Нелли Мотрошилова. Российские реалии и дискуссии в свете проблем гражданского общества
Алексей Ермаков, Борис Сидоров, Карим Уразбаев. О роли России в интенсификации интеграционных процессов на постсоветском пространстве
Юрий Шелистов. Ценностная и технологическая составляющие в политике
Валерий Паульман (Эстония). Голод
ГЕОПОЛИТИКА
Петер Шульце (Германия). Геополитика за работой: российско-грузинский конфликт.
Тиберио Грациани (Италия). Регионализация рынков как фактор геополитической интеграции
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Дэвид Холлоуэй (США). Каким видится мир, свободный от ядерного оружия
Вячеслав Кантор. Глобальная безопасность и пределы толерантности
Шамиль Султанов. Пять сценариев динамики ближневосточной ситуации
Людмила Кулагина, Владимир Ахмедов. Внутренние императивы эволюции внешней политики Ирана.
Расим Агаев (Азербайджан). Карабахская триада – война, перемирие, мир
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Валерий Буянов. Национальная безопасность России в контексте внешнеполитических факторов
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
Александр Назарчук. Коммуникативные структуры постиндустриального общества и кризис глобальной финансовой системы
ДЕБЮТ
Ума Шейхова. Япония: пути преодоления мирового финансового кризиса
Магомед Умаханов. Конфликт стратегий межэтнического взаимодействия
Информационный блок
О XYII ежегодной Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике
«КРУГЛЫЙ СТОЛ»
Преображение морали в современном обществе
ПУБЛИКАЦИИ
Религия
Светлана Николаева. Русская православная церковь и задачи общественного просвещения в XVII - XVIII вв.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ КНИГИ
Эльвира Спирова. Народовластие и современное зло
О книге Стаута Джеффри. «Демократия и традиция»
Рецензии
Вагиф Гусейнов. О книге С.Кортунова «Национальная идентичность. Постижение смысла».
Сергей Демиденко. О книгах «Казахстан в современном мире: реалии и перспективы» и «Казахстан в системе мировых экономических процессов
Цена: 0 руб.
Геополитика за работой: российско-грузинский конфликт:
1. Конфликт в Южной Осетии показал, что политика балансирования на грани войны, использовавшаяся Саакашвили в отношениях с мятежными регионами, навсегда ушла в прошлое. Однако и Кремль не достиг в этой войне главной цели – она не привела к низвержению Саакашвили. Кроме того, после завершения «горячей» фазы конфликта стало очевидно, что Запад сделает все возможное для защиты Тбилиси от внешней угрозы. 2. Для подтверждения своего права на самостоятельную политику, Москве была необходима убедительная победа, яркий шаг в отношении какого-либо государства СНГ, даже в условиях непредсказуемости реакции Запада. Он должен был продемонстрировать этим государствам, что США им не помогут, а Россия, после многолетнего игнорирования международных проблем, опять готова отстаивать свои интересы на постсоветском пространстве. 3. Кавказский конфликт также вновь продемонстрировал геополитические возможности трех основных игроков – ЕС, России и США. При драматическом расхождении мотиваций и интересов, поведение сторон в ходе конфликта до некоторой степени предопредели те изменения в мировой расстановке сил, которые позволяют высказать некоторые предположения относительно того, как будет функционировать многополярный мир в будущем – по крайней мере, что касается европейского измерения.
Петер Шульце (Германия)
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
Регионализация рынков как фактор геополитической интеграции:
1. Сегодняшний финансово-экономический кризис «западнической» системы и структурная регионолизация некоторых рынков (Южная Америка, Евразия), как проявление передела планеты на крупные геополитические пространства («многополярности»), ускоряют упадок «необходимой нации» и противодействуют глобализации. Этот процесс, твердо основанный на принципе экономической взаимозависимости, в среднесрочный период может смениться процессом континентальной регионализации, тесно связанным с принципом «дополняемости». 2. Регионализация рынков в двух полушариях планеты, до недавнего времени тесно связанное с процессом глобализации, а главное, органически вытекающее из геополитических доктрин мирового господства, которыми руководствуются США в последние десятилетия, кажется все более эволюционирует в сторону крупных континентальных образований и способствует, в среднесрочной перспективе геополитической интеграции обширных самодостаточных пространств. 3. Принципу глобализации и приверженности всемирной экономической взаимозависимости на планетарном уровне, сменяется принципом дополнительности, как новой основы для сплочения на континентальном уровне различных экономик при уважении специфики и культурных традиций народов мира. XXI век в масштабах экономики всей планеты будет отмечен противоречием, которое возникнет между глобализацией и процессами, направленными на создание экономически дополняющих друг друга континентальных пространств.
Тиберио Грациани (Италия)
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
Каким видится мир, свободный от ядерного оружия:
1. С недавних пор произошел важный сдвиг в американских обсуждениях по поводу ядерной политики, выразившийся в отходе от исключительного акцента на то, чтобы помешать другим государствам обрести ядерное оружие, и сосредоточенности на создании нового ядерного порядка, в котором все ядерные державы станут продвигаться к ликвидации этих вооружений. Ядерное разоружение стало основой политических обсуждений, наряду с ядерным нераспространением. 2. Выступающие за ликвидацию ядерных вооружений утверждают, что ядерное нераспространение должно сопровождаться ядерным разоружением. Ядерный порядок, основанный на дискриминации: некоторые страны обладают ядерным оружием, а другим отказывается в праве иметь его, - в долгосрочной перспективе окажется неработоспособным. Он утратит приемлемость и разумность даже в глазах тех государств, которые вообще не желают иметь ядерное оружие. Возможно, они проявят меньше готовности поддерживать и укреплять дискриминационный ядерный режим, нежели режим, в котором ядерные вооружения запрещены в целом. 3. Соединенные Штаты и Россия обладают 90 процентами ядерных вооружений в мире. Тем самым сотрудничество между ними существенно важно, если мир намерен продвигаться к уничтожению ядерного оружия. Только в том случае, если эти две страны сумеют согласиться с представлением о совместном будущем, появится возможность сделать первые шаги по пути к ликвидации ядерных вооружений. Между тем отношения между двумя этими странами переживают не лучшие времена, есть признаки, что мы находимся на грани гонки ядерных вооружений. Американо-российские отношения, следовательно, необходимо поставить на новую основу. Такая цель, как ядерное разоружение, могла бы составить основу для диалога по вопросам безопасности.
Дэвид Холлоуэй (США)
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
Глобальная безопасность и пределы толерантности:
1. Подобно тому, как кризис в экономике заставил даже самых консервативных мировых игроков признать необходимость экстренных мер по координации межгосударственных усилий, меняя всю архитектуру мировой экономической системы, кризис системы нераспространения, спровоцированный действиями руководства Ирана, требует создания своей «системы быстрого реагирования». Ее основой может стать рабочая группа на высшем уровне, на первом этапе - с участием руководства США и России, с последующим присоединением Евросоюза, для противодействия ядерному терроризму. 2. Пора прекратить, маскируя разрушительные цели и намерения красивыми фразами, противопоставлять один народ другому, в какой бы части мира бы эти народы ни находились – в Европе, США, России или Ближнем Востоке. Последовательное следование этому курсу, в конечном счете, приведет к таким изменениям в руководстве стран и движений, провоцирующих столкновения с соседями, которые сделают возможным мирный выход из наметившихся и начавшихся кризисов, сегодня разрешаемых с применением силы.
Кантор Вячеслав
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
Пять сценариев динамики ближневосточной ситуации:
1. Как известно, сценарный подход является необходимым компонентом внешнеполитического стратегического планирования. Сценарное мышление дает возможность достаточно эффективно контролировать несколько десятков основных факторов, влияющих на развитие кризисов и конфликтов. Обычно, человек способен одновременно оперировать только 5-7 факторами. Кроме того, система сценариев позволяет существенно улучшить отбор и анализ событийных рядов. Наконец, наличие соответствующих сценариев - необходимая предпосылка развития стратегического мышления, использования рефлексивных стратегий, игровых моделей и т.д. в динамических конфликтных зонах, как например, Ближний Восток. 2. Как известно, начиная с середины 50-х годов, баланс сил на Ближнем Востоке определялся, прежде всего, соперничеством СССР и США. Во второй отказавшись от защиты своих стратегических интересов. Баланс сил на Ближнем Востоке был разрушен. Соединенные Штаты почти на два десятилетия получили глобальный карт-бланш на реализацию своей ближневосточной стратегии. Однако Вашингтону не удалось поставить под свой контроль этот регион. Более того, именно американская ближневосточная политика привела к существенному усилению в этом регионе политического Ислама. 3. За последние 5-7 лет на Ближнем Востоке окончательно сформировался и достаточно рельефно структурировался принципиально новый баланс сил. Основная конфронтационная линия разделяет два противоборствующих, сложившихся де-факто военно-политических союза. С одной стороны, это т.н. «северный альянс» – Иран, Сирия, ХАМАС, Хизбалла. На противоположной стороне – т.н. «прозападная коалиция» - США, Израиль, Египет, администрация палестинской автономии. В той или иной степени первому альянсу помогают Россия, Китай, Турция, Ливия, Катар, Алжир, Судан, Венесуэла, Боливия, сотни антиглобалистских и тысячи мусульманских организаций и движений во всем мире. Второй альянс поддерживается с большинством стран НАТО.
Султанов Шамиль
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
Внутренние императивы эволюции внешней политики Ирана:
1. Намеченные на июнь 2009 года президентские выборы в ИРИ активизировали в политическом классе Ирана и иранском обществе, дискуссии о результатах политики М. Ахмединежада и породили серию спекуляций о будущем страны после предстоящих выборов. Противники М. Ахмединежада критикуют его жесткий курс во внешней политике и полагают, что, если бы в результате президентских выборов 2005 г. к власти в стране пришел бы более умеренный лидер, то Иран смог бы стать на путь демократических преобразований .Другие считают, что благодаря непреклонной политике М. Ахмединежада Ирану удалось утвердиться в качестве региональной супердержавы и сохранить независимость в продвижении своей ядерной программы. 2. Налаживание американо-иранских отношений требует уступок с обеих сторон. Это, прежде всего изменение подходов к иранской ядерной программе, снятие политических и экономических санкций с Ирана и прекращение информационной войны против ИРИ и попыток ее изоляции на международной арене. Со стороны Ирана – приход в результате президентских выборов 2009 г. более умеренного лидера, расширение экономических и культурных связей со странами Запада. Но пока существует недоверие между государствами региона, особенно между Ираном и рядом арабских стран, урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке не представляется возможным. 3. В тоже время вряд ли стоит ожидать, что даже в случае смены руководства в Египте и Саудовской Аравии, они быстро откажутся от сотрудничества с США в военно-политической и экономической сферах. Элиты этих арабских государств настолько крепко привязаны в военном и экономическом отношениях к США, что еще долго будут рассматривать их в качестве своего главного партнера и гаранта безопасности собственных режимов. В любом случае начало процесса нормализации американо-иранских отношений послужит интересам союзников США в Европе, а также Китая и России, которые выступают за укрепление стабильности и безопасности в Ближневосточном регионе и добиваются равноправного доступа к энергоресурсам Ближнего Востока.
Ахмедов Владимир, Кулагина Людмила
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
Карабахская триада – война, перемирие, мир:
1. В общей сложности Армения чаще отвергала мирные предложения, Азербайджан более активен в выработке миротворческих инициатив. Позиция Армении базируется на необходимости признания военно-политических реалий, Азербайджан апеллирует к международному праву, незадействованность которого в то же время оставляет за ним возможность восстановления суверенитета над всей своей территорией с помощью силы. Длительность перемирия – 15 лет - является не столько осознанным, сколько вынужденным выбором сторон, которые не могут не учитывать объективные перемены широкого геополитического порядка, вовлеченность мировых сил в кавказские дела, обострение между ними борьбы за сферы влияния, энергоресурсы и т .д. 2. Ориентация на политические решения стала набирающей силу тенденцией, о чем свидетельствуют недавние признания ряда армянских лидеров о том, что кавказские межнациональные конфликты, включая карабахскую, не имеют силового решения. Оптимистический взгляд на перспективы карабахского урегулирования усилила Московская декларация от 2 ноября 2008 г., свидетельствующая об изменении в подходе России, в основе которого лежит ее новая, ориентированная на экономику, повестка в регионе. Многие эксперты и наблюдатели расценили ее как исторический поворот в переговорном процессе в силу того, что он является первым документом, подписанным как армянским, так и азербайджанским президентами. 3. Неготовность сторон самостоятельно преодолеть отчуждение, покончить с недоверием, завышенными претензиями актуализирует проблему качественно нового подхода и роли ведущих мировых сил в наведении порядка и стратегической стабильности в ЮК - в соответствии с возросшим геополитическим значением этого региона, ставшего средоточием широких международных интересов. И все же ответственность за дальнейший прогресс мирного процесса лежит в первую очередь на нынешних лидерах РА и АР, ибо неизбежно приближается момент, когда они должны показать, ведутся ли переговоры для достижения ожидаемого народами их стран долгожданного мира или же им более комфортно в ситуации бесконечно длящихся переговоров.
Агаев Расим (Азербайджан)
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
Национальная безопасность России в контексте внешнеполитических факторов:
1. Мир вошел в стадию острой бифуркации. И нынешний общепланетарный кризис далеко не последнее потрясение подобного рода. На подходе другие кризисы мирового масштаба. Учитывая это, отечественные и зарубежные аналитики предсказывают мировой системный кризис, вступление в новую эпоху, где будет изменена не только финансовая, но и политическая архитектура мира. Правящему классу и научному сообществу России надо готовиться к возможным крутым переменам, которые скажутся в различных областях жизни, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности. 2. Без определения современной российской идентичности невозможно грамотно определить ни жизненно важные национальные интересы, ни сформулировать стратегию национальной безопасности. Важно довести до сознания всех, что Российская Федерация – продолжательница тысячелетней России и Советского Союза, а идентичность современного российского общества есть соединение многовековых духовно-нравственных ценностей и современных реалий. 3. Национальную безопасность страны невозможно обеспечить, не развивая образование, науку, культуру. Интересы России нельзя реализовать, не решив демографическую проблему. К сожалению, происходит истощение жизненных сил нашего народа, ухудшается его генотип. Согласно прогнозам экспертов ООН, численность населения России сократится к 2050 г. до 108 млн. человек. В этих условиях для обеспечения национальной безопасности РФ первостепенное значение имеют вопросы долгосрочной демографической программы и обновленная миграционная политика.
Буянов Валерий
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
Коммуникативные структуры постиндустриального общества и кризис глобальной финансовой системы:
1. Концепция рынка, определяющая наше экономическое мышление, возникла в XVII в., теория капитала, рефлексирующая социальные основы рынка, была разработана К. Марксом в XIX в., а последнее обновление теории, трактующее рынок как комплекс свободных и регулируемых государством механизмов, принадлежит эпохе Великой депрессии, кейнсианцам и экономистам неоклассической школы. Между этими этапами лежит блестящая проработка математических моделей экономической теории, с тенденцией максимального отрешения от внешних экономической системе социальных, политических и гуманитарных факторов. 2. Обмен товарами и услугами – это особая коммуникативная среда, в которой средством сообщения являются деньги. Предтечей данного подхода был Т. Парсонс, который предложил рассматривать общество как систему, состоящую из комплекса субсистем, имеющих собственный функциональный смысл и оперирующих собственным средством коммуникации. Функция экономики – в адаптации социальной системы к природной среде, средство сообщения, которым опосредуются ее интеракции, – деньги. Этот подход не препятствовал, а легитимировал право на постулирование особой экономической рациональности, за которую ратовал либерализм и в рамках которой оправданы теоретические построения экономической науки. 3. На деле якорем для всех валют корзины стал доллар США, которой и после войны все еще оставался привязан к золоту. Это обусловило его растущее значение в послевоенном мире в качестве мировой резервной валюты. Остальные валюты добровольно привязывались к доллару. Ниточка, связывающая стабильность мировой финансовой системой посредством доллара с золотым стандартом, не просуществовала долго. Новые условия глобальной экономики, возникшие коммерческие дисбалансы, утечка капиталов из страны сделали и для США невозможным долговременное поддержание золотой конвертируемости доллара. В 1971 г. доллар был освобожден от привязки к золоту, а с 1973 г. основные мировые валюты перешли от фиксированных курсов к гибким, или «плавающим».
Назарчук Александр
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
Япония: пути преодоления мирового финансового кризиса:
1. Меры, которые правительству Японии следует разработать в скором времени, должны включать в себя два четко структурированных пакета, действующих как на уровне граждан, так и на уровне предприятий: во-первых - финансовые меры для поддержки уровня жизни граждан, гарантий занятости и жилья - и, во-вторых - меры для обеспечения денежного оборота предприятий. 2. Меры из первого пакета будут призваны ослабить социальную напряженность из-за многочисленных увольнений внештатных сотрудников, которые зачастую сопровождаются потерей ими права на корпоративное жилье. Например, Правительство может выплачивать работодателям на каждого уволенного определенную сумму в месяц для сохранения за ним жилья в течение какого-то времени. А в случае, когда уволенный сотрудник будет вынужден искать себе новое жилье, ему может быть выдана низкопроцентная ссуда для вселения в новую квартиру и на первоначальное обустройство. 3. Второй пакет мер предполагает расширение участия государственного капитала в финансовых институтах и обеспечение беспрепятственного оборота средств предприятий с помощью государственных финансовых институтов. Например, может быть продлен срок выдачи кредитов компаниям под их собственные облигации и векселя, чтобы избежать стагнации производства или упрощена схема получения кредитов малыми и средними предприятиями. В этом свете, необходимо добавить, что с учетом накопленного опыта, японское правительство должно понимать, что Япония может выжить только как ведущая технологическая держава и негативное влияние кризиса на венчурный капитал и малые предприятия не может остаться без внимания.
Шейхова Ума
Подробнее
|
Цена: 0 руб.
Заказать
|
<< 1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 52 >> |