Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
07.03.2006

Автор: ИСОА, просмотров: 4070
Источник: "Российская Федерация сегодня" №5 март 2006г.

Ближний Восток как зеркало "глобальной демократической революции"

Последние месяцы ознаменовались бурными событиями, большинство из которых связано с регионом так называемого Большого Ближнего Востока (ББВ). Сенсационные результаты парламентских выборов в ряде стран региона, на которых успеха добились радикальные исламские партии ("Братья-мусульмане" в Египте, "Хезболла" в Ливане, ХАМАС в Палестине, шииты в Ираке), волна возмущений, прокатившаяся в мире в связи с публикацией некоторыми европейскими СМИ карикатур, затронувших религиозные чувства мусульман, - все эти события, происходящие на фоне продолжающейся оккупации Ирака и антитеррористической операции в Афганистане, заставляют по-новому оценить доктрину "демократизации" Большого Ближнего Востока, инициатором, которой явились Соединенные Штаты Америки. И не просто оценить, но и частично развеять тот политический и идеологический "смог", которым окутывается деятельность Вашингтона по реализации этого масштабного проекта.
Модернизация ББВ - настоятельное веление времени. В регионе в наиболее острой форме проявляются все несовершенства и проблемы современного мира. Увеличивающаяся незанятость населения, низкий уровень образования и социальной защиты, несопоставимые со странами "золотого миллиарда" уровень и качество жизни населения создают питательную среду для радикализма, экстремизма и терроризма. Поэтому доктрина "демократизации" поддержана большинством государств, включая и страны региона.
Но очевидно и другое. Под прикрытием этой идеи Вашингтон стремится решить и ряд собственных задач. Есть все основания утверждать, что главный стимул для США - энергоресурсный потенциал региона, его нефтяные кладовые. Здесь сосредоточено, с учетом Каспия, около 63 процентов разведанных мировых запасов нефти. Нужно быть очень наивным человеком, чтобы искренне поверить в то, что США — основной потребитель нефти в мире, к тому же обладающие несопоставимой военной мощью (и как следствие чувством собственной безнаказанности), руководствовались бы в своей политике в странах основного нефтяного бассейна мира лишь альтруистическими целями типа установления "истинно демократического" строя. Факты говорят о другом.
В опубликованном в мае 2001 года докладе "комиссии Чейни", которой было поручено определить условия надежной энергетической безопасности США и рекомендации которой были положены в основу энергетической стратегии страны, признавалось, что США, которые поглощают три четверти добываемой в мире нефти, "вступили в полосу энергетического кризиса" и что нефть следует сделать "приоритетом внешней и торговой политики, уделить особое внимание России, Центральной Азии, Каспию, странам залива, а также Западной Африки". Американскими экспертами отмечается, что в 2003 году США импортировали 55 процентов используемой нефти. К 2020 году эта зависимость может вырасти до 70 процентов, из них около 50 процентов составит ближневосточная нефть. Как в этих условиях обеспечить энергетическую безопасность? Рекомендации экспертов, по существу, безальтернативны: США должны "постараться улучшить отношения с мусульманским миром", найти решение арабо-израильского конфликта, "заняться демократизацией арабского мира, а также успешно бороться с радикальным исламом". Едва ли это не полное содержание официальной американской доктрины "демократизации" ББВ!
Разумеется, нефть не единственный стимул, которым руководствуется Вашингтон. Среди других важное место занимают геополитические интересы и военно-стратегические соображения, обеспечение "управляемости" региона и создание здесь политического климата, благоприятного для глобального лидерства США, борьба с международным терроризмом, укрепление режима нераспространения ОМУ, перестройка системы взаимоотношений в рамках мирового сообщества.
Каковы же предварительные итоги реализации американской стратегии "демократизации" и реформирования ББВ?
Первое. Деятельность США по "демократизации" ББВ, которая, по большому счету, ничего нового в мировую практику не внесла (по существу, используется старая британская политика на раскол племен и народов и передел сфер влияния), привела к усилению нестабильности в регионе. Нарастают опасения государств за свою независимость, боязнь агрессии со стороны супердержавы, возглавившей "новый крестовый поход" на Ближний Восток, усиливается радикализация политической жизни стран региона, все большее влияние приобретают воинственные исламистские движения, возросли масштабы террористических проявлений.
Второе. Создается прецедент передела нефтяных ресурсов. Это наглядно проявляется в Ираке, где доминирующее положение обеспечено американским компаниям. Но и другие нефтедобывающие страны региона опасаются ограничения самостоятельности и притеснений в сфере их энергетической политики, дальнейшей экспансии в регионе американских компаний, экспансии, подкрепленной, как и всегда было в мировой истории, штыками.
Третье. Неоднозначные процессы были инициированы американской доктриной демократизации ББВ в Европе. Конфликт вокруг Ирака внес серьезные раздоры в еще недавно монолитный евроатлантический союз. Европа разделилась на "старую" и "новую". К "новой" Европе, поддержавшей воинственную политику США, отнесены восточноевропейские страны и страны Балтии. Прием их в НАТО и ЕС заметно усилил позиции США в Европе, послужил катализатором для ускорения "американизации" этих союзов.
Четвертое. Реализация доктрины модернизации ББВ, особенно события в Ираке, подстегнули процесс реформирования ООН и перестройки системы международных отношений, Но не совсем в ту сторону, в которую хотелось бы Вашингтону. США, конечно, извлекли уроки из иракского кризиса, стали осознавать, что "ковбойские" методы мало пригодны для современного мира и что роль вселенского лидера, на которую претендуют США, требует не столько силы, сколько выдержки и глубокой проработки стратегии. Саммит-2005 в ходе 60-й сессии Генассамблеи ООН подтвердил безальтернативность этой универсальной международной организации, верность всех ее членов основополагающим принципам ООН, хотя и признана необходимость ее реформирования с учетом реалий сегодняшнего дня.
Однако это не означает, что Вашингтон смирился с приоритетной ролью ООН и Совета Безопасности в поддержании глобальной безопасности, в миротворчестве и миростроительстве. Наученные опытом Ирака, США не пойдут на полный слом этой организации, но и не отступят от планов перестройки этого всемирного института в нужном им направлении.
Пятое. Вашингтону не удалось добиться особых успехов в области нераспространения ядерного оружия. Относительным успехом можно считать отказ Ливии от своих программ, связанных с ОМУ. Но те события, которые разворачиваются вокруг ядерной программы Ирана, ставят под серьезную угрозу Договор о нераспространении, и США вносят в это свой негативный вклад. Политикой, основанной на силовых методах, они провоцируют стремление государств региона обеспечивать свою безопасность всеми доступными средствами, включая обладание собственным ядерным оружием.
Шестое, и самое главное. США инициировали запуск механизма исламского радикализма по всему миру, вооружили исламских радикалов убедительной конкретикой. Заложена фундаментальная основа для длительного идеологического противостояния, не ограниченного рамками региона, противостояния между цивилизациями, которое может стать намного более опасным, чем идеологическая конфронтация между Западом и Востоком времен "холодной войны". Волна масштабных террористических актов, прокатившаяся по Европе и другим континентам, неадекватная, казалось бы, реакция исламского мира на публикации карикатур, напрямую связана с политикой Вашингтона в регионе ББВ.
Какие выводы можно сделать на основе предварительных итогов "демократизации" ББВ?
1. Реформирование ББВ остается для США приоритетной задачей. Ближайшими целями являются: стабилизация в Ираке, ближневосточное урегулирование, давление на Сирию и Иран, которые выставляются в глазах мирового сообщества как главные спонсоры террористических организаций, ускорение реформ в странах - союзниках Вашингтона (Египет, Саудовская Аравия и др.).
2. Главным стимулом политики США на ББВ на ближайшую перспективу останется нефть. Выступая с ежегодным докладом Конгрессу о положении в стране 1 февраля 2006 года, президент США поставил цель уменьшить зависимость США от ближневосточной нефти на 25 процентов к 2025 году, что лишний раз подтверждает этот вывод.
3. Действия США по внедрению демократизации пока не дали желаемых результатов. Даже президент США Дж. Буш признал, что в результате проведенных в 2005 году демократических выборов в Иране, Ливане и Палестинской автономии к власти пришли представители враждебных Западу исламских движений (президент Ирана Ахмадинежад, движения "Хезболла" в Ливане и ХАМАС в Палестине). Дальнейшая радикализация региона представляется вполне возможной.
4. Продолжается милитаризация региона. Военное присутствие США в регионе не только самое мощное по сравнению с другими районами заморского базирования, но и постоянно наращивается. За последние годы обозначились новые территории базирования - Афганистан, Ирак, южные страны СНГ, освоена их оперативная инфраструктура, проводится подготовка театра к быстрой переброске в регион американских войск в случае обострения здесь обстановки. Все активнее действует в регионе и Североатлантический альянс. Наращивают усилия в военном отношении и страны региона - Турция, Пакистан, Израиль, Иран, Саудовская Аравия, Египет и др.
5. Ирак останется первоочередной проблемой в преобразовательной деятельности США в регионе. Развитие событий показывает, что США основательно увязли в этой стране. Между тем в ноябре 2006 года предстоят выборы в Конгресс США, и республиканцы могут потерять нынешнее большинство среди законодателей. Не за горами и президентские выборы-2008. Избирателей необходимо убедить в том, что принесенные жертвы, гибель нескольких тысяч молодых американцев, были не напрасными.
6. Что касается дальнейших объектов "демократизации" ББВ, то первоочередными "претендентами" на эту роль в Вашингтоне рассматривают Иран и Сирию. Не исключено и военное вмешательство в Иране, который на сегодня рассматривается как главная угроза для США.
7. Особая роль в планах модернизации ББВ отводится Центральной Азии и Южному Кавказу. Растут опасения, что этот регион, который мог бы стать регионом сотрудничества России и США, может стать регионом соперничества. Инициируются процессы, направленные на ослабление российского влияния и постепенное выдавливание России из региона. Особенно это заметно на примере Грузии, которая стремится стать форпостом продвижения американского влияния и играть роль стратегического плацдарма США, используемого в планах модернизации ББВ и в других военно-стратегических целях.
8. Последовательно реализуемая Вашингтоном доктрина модернизации ББВ укладывается в общую концепцию строительства однополярного мира с американским лидерством. Но беспредельное доминирование США "по полному спектру" не только вносит в мировую политику элемент непредсказуемости, чревато опасностью принятия авантюрных решений, негативные последствия которых придется устранять многим странам, но и несет в себе ущемление их суверенитета.
9. Для России важно, чтобы прилегающий к ее южным границам регион ББВ был регионом мира и стабильности, а политика его стран - предсказуема и дружелюбна по отношению к России. Реальная и ненасильственная демократизация ББВ в интересах России, и в этой области существует достаточный потенциал сотрудничества с Соединенными Штатами и европейскими странами. Провал планов модернизации ББВ, в том числе крах американской политики в Ираке, не принесет выгод никому. Это привело бы к образованию у наших южных границ зоны перманентной нестабильности, инкубатора многих угроз.
Именно под таким углом зрения надо рассматривать инициативы российского руководства, направленные на политическое разрешение ситуации вокруг ядерной программы Ирана и по спасению плана ближневосточного урегулирования, зашедшего в тупик после победы на парламентских выборах в Палестине движения ХАМАС. Именно этим целям служат трудные переговоры с Ираном относительно создания на территории России предприятия по обогащению урана для иранской ядерной энергетики и приглашение лидеров ХАМАС в Москву. При этом позиции России на этих переговорах четко определены: Иран имеет право на развитие собственной ядерной энергетики под контролем МАГАТЭ, но создание им ядерного оружия недопустимо. В палестино-израильском конфликте Россия также твердо отстаивает те принципы, которые одобрены "четверкой": признание Государства Израиль, выполнение ранее заключенных соглашений между Израилем и Палестиной, прекращение вооруженной борьбы.
Обвинения России в том, что она использует в своих интересах благоприятную для нее политическую конъюнктуру в связи с усилением антизападных настроений в мусульманском мире, несостоятельны. Сегодня мир в связи с ситуацией на Ближнем Востоке вновь поставлен перед выбором: война или трудный политический диалог. И Россия остается одним из немногих каналов, использование которого еще может предотвратить крайне опасное для всего мира военное решение иранской ядерной проблемы, возвратить палестино-израильский конфликт в политическое русло, способствовать умиротворению подошедших к критической черте волнений в мусульманском мире.
Большой Ближний Восток переполнен горючим материалом, воспламенению которого способствовала и проводимая Вашингтоном непродуманная политика "демократизации", поддержанная силой оружия. События последнего времени наглядно показывают, насколько хрупок мир, как легко сломать устоявшийся мирный порядок даже неосторожными высказываниями и действиями отдельных личностей, СМИ, организаций, государств и как легко и быстро пламя пожара, пока еще только тлеющего в регионе ББВ, может разрастись и перекинуться на другие регионы. Поэтому усилия России по мирному разрешению обостряющихся ближневосточных проблем в интересах всего мирового сообщества.

Институт стратегических оценок и анализа -
специально для журнала “РФ сегодня”.




Оценка:  1    2    3    4    5

Обсуждения статьи:

Сообщений нет!
Новое сообщение
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Сообщение:

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку