03.09.2009
Борьба с экономическим кризисом: рецепты Поднебесной
Вагиф ГУСЕЙНОВ, директор Института стратегических оценок и анализа, главный редактор журнала "Вестник аналитики"
Начиная со второй половины 2008 года в речевой обиход почти всех жителей планеты вошло и прочно закрепилось устойчивое словосочетание "мировой финансовый кризис". Экономические неурядицы волна за волной стали накатывать на развитые страны, разрушая оказавшееся таким призрачным благополучие их граждан. Сначала содрогнулись Соединенные Штаты, затем финансово-экономическая "черная смерть" начала переползать в другие государства — лихорадило биржи, валились индексы, сокращалось производство, проседали бюджеты. За трудностями экономического характера потянулась нестабильность социальная, порожденная ростом безработицы и повышением цен.
За последний год было проведено несколько крупных международных форумов, в ходе которых лидеры ведущих государств мира обсуждали причины кризиса и способы борьбы с ним. Весной 2009 года данной проблеме была посвящена встреча "большой двадцатки" в Лондоне. Участники этого представительного международного форума выработали обширный план по выводу глобальной финансово-экономической системы из тупика. Однако судить об эффективности задекларированных в этом документе мер пока рано. По крайней мере, значительного оживления в реальном секторе мировой экономики еще не просматривается. Оправились немного лишь биржи и банки, и то большей частью за счет гигантских средств, вкачанных в них национальными правительствами. Пострадали от кризиса все без исключения экономики мира, кто от снижения спроса, кто от спада производства, кто от падения цен на сырье, а кто и от всего сразу. Небезынтересно в этой связи обратить внимание на, если так можно выразиться, "индивидуальный опыт" противодействия деструктивным экономическим тенденциям в отдельных странах. В последние годы особое внимание всех без исключения политологов и экономистов мира было приковано к КНР. И это неудивительно - успехи, достигнутые Пекином начиная с 1978 года не могли не впечатлять экспертное сообщество. Страна, которая еще недавно, по историческим меркам, числилась в аутсайдерах мировой экономической гонки, теперь уверенно держалась в тройке лидеров планеты по этим показателям. Рос ВВП, прирастало производство, накапливались гигантские золотовалютные резервы. По оценкам экономистов, за последние тридцать лет экономика Китая выросла более чем в 13 раз. С 2007 года КНР занимает 2-е место в мире (после США) по объему экспортируемой продукции и 3-е (после США и Германии) - по объему импорта. В 1990-2000 годах ежегодный рост товарного экспорта КНР составлял в среднем 15 процентов, а в 2000-2008 годах - 24 процента. О том, насколько активно развивалась в последние годы китайская экономика, говорит, в частности, транспортная статистика. Начиная с 2005 года Китай является мировым лидером по росту пропускной способности морских портов. В 2007 году она составляла более 6,5 млрд тонн. Стремительно развивающаяся экономика Китая привлекала своими возможностями транснациональные корпорации, многие из которых разместили здесь свои производства. При этом заметим, что решающим фактором здесь стала дешевизна рабочей силы в КНР. Следом за экономическими победами следовали успехи на политической арене. Китай все более уверенно начал предъявлять претензии на глобальное лидерство, используя для расширения своего влияния мощь национальной экономики. Под эгидой КНР была образована Шанхайская организация сотрудничества. Пекин стал активно проникать в Центральную Азию. Началось расширение китайского присутствия на Ближнем Востоке и в Африке. Однако мировой экономический кризис внес в ситуацию свои суровые коррективы. Падение покупательной способности населения в странах - основных импортерах китайской продукции (США, ЕС, Япония) не могло не сказаться на дальнейшем развитии экономики КНР. Повышение цен на энергоносители и продукты питания способствовало росту инфляции. Сокращаться стал также и импорт (в мае 2009 года - на 25,2 процента), что косвенным образом подтверждает неблагополучие в экспортном секторе, так как Китай на многие миллиарды долларов закупает детали, узлы и материалы для изготовления продукции, предназначенной для продажи на внешнем рынке. Замедлилось развитие в таких отраслях, как автопром - на 0,4 процента, электроэнергетика - на 4 процента, строительство - на 9,2 процента, сфера услуг и торговли - на 2,4 процента. Что касается банковского сектора Китая, то на нем кризис сказался не столь заметно, как, например, в США, ЕС или России. Наблюдатели связывают это с тем, что финансовые учреждения КНР пользуются всеобъемлющей поддержкой со стороны государства, политика банков консервативна, а займы предоставляются в первую очередь государственным компаниям, которые также могут, в случае наступления экстренных обстоятельств, рассчитывать на помощь со стороны правительства. Кроме того, банковская система КНР в значительно меньшей степени, чем системы западных стран, связана с рынком недвижимости. Вследствие снижения спроса на китайскую продукцию за рубежом во втором полугодии 2008 года руководству КНР пришлось закрыть значительное количество экспортно ориентированных предприятий. Кроме того, из-за разрастания финансового кризиса обанкротились уже около 70 тыс. китайских компаний (в период со второй половины 2008 года по весну 2009 года темпы банкротств возросли почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2006 и 2007 годов). Негативное первенство здесь уверенно удерживают производители игрушек (до 70 процентов мирового производства) и обуви. Еще в ноябре 2008 года власти Китайской Народной Республики объявили о массовом закрытии заводов и фабрик, производящих эти виды продукции. Результатом вышеперечисленных процессов стала прокатившаяся по всей стране волна увольнений - с сентября 2008 года по май 2009 года безработными стали почти 23 млн китайцев. Ранее эти люди переселились в города из сельской местности, теперь же их возвращали "по месту прописки". Данная тенденция усилила социальную напряженность в масштабах всей страны. Оказавшись перед лицом дестабилизации экономики и социальной системы, китайское руководство с конца 2008 года приступило к выработке мер противодействия разрастающемуся хаосу. В ноябре 2008 года состоялось специальное совещание Госсовета КНР, в ходе которого была утверждена состоящая из 10 пунктов программа по улучшению внутриполитической ситуации в стране. Центральным моментом программы стало изменение приоритетов экономической стратегии. Вместо продолжения промышленной экспансии в мировом масштабе китайское руководство решило сосредоточить теперь основные усилия госсектора на реализации строительных проектов и на расширении внутреннего спроса. В рамках данной доктрины в программе прописаны были следующие антикризисные меры: ускорение строительства экономичного и удобного жилья для населения; возведение новых инфраструктурных объектов, в том числе в сельской местности (железные, автомобильные дороги, аэропорты и т. д.); вложение средств в здравоохранение, культуру и образование; поощрение независимых инноваций; повышение доходов населения; корректировка налоговой политики и т. д. Под реализацию антикризисных мер, осуществить которые предполагается в течение двух лет, правительство КНР собирается выделить существенные даже по международным меркам суммы. Официальными китайскими представителями озвучена была цифра в 4 трлн юаней (около 580 млрд долл.). Из центрального бюджета при этом должно быть направлено 1,18 трлн юаней (около 170 млрд долл.), или 30 процентов общих затрат. Существенным отличием китайского антикризисного плана от аналогичных западных проектов является сочетание в нем чисто финансовых мер (выделение средств для оживления банковского сектора, выкуп государством пакетов акций предприятий, находящихся на грани банкротства и т. д.) с мерами общеэкономического и социального характера. Так, одним из главных элементов новой экономической политики КНР является увеличение налоговых льгот для малого и среднего бизнеса. Для этого китайское руководство планирует провести в ближайшее время налоговую реформу (итогом ее для некрупного бизнеса должно стать снижение общего фискального бремени приблизительно на 120 млрд юаней). Также предполагается изменить условия кредитования коммерческих банков, что, по мысли создателей программы, должно будет привлечь дополнительные инвестиции в малый и средний бизнес. Кроме того, правительство КНР приняло решение об отмене с 1 января 2009 года около 100 видов различных административных сборов. Пристальное внимание китайским руководством уделяется и поддержке строительного рынка, который в КНР, как и во всех других развитых странах, понес в условиях кризиса наиболее существенные потери. В рамках своей новой экономической доктрины Пекин для оживления этой отрасли прибег к снижению налогов на операции с недвижимостью (в частности, налог на совершение сделки с недвижимостью составляет теперь 1 процент против прежних 1,5 процента), а также к уменьшению размеров первоначального взноса по ипотеке (с 30 процентов до 20 процентов) и ставки по ипотечным кредитам. Важным моментом китайской антикризисной программы стало развитие инфраструктуры. На возведение железных, автомобильных дорог, аэропортов и электросетей планируется направить до половины всех государственных ассигнований. Только в строительство автомобильных дорог предполагается вложить до 100 млрд долларов. Железнодорожные же пути в результате реализации антикризисных мер должны увеличить свою протяженность с нынешних 78 тыс. км до 120 тыс. км. Помимо сумм, вложенных в строительный рынок, а также в инфраструктурные проекты, Пекин планирует потратить серьезные средства на значимые с социальной точки зрения проекты. А именно на строительство гарантированного экономичного жилья - 280 млрд юаней, на развитие природоохранной инфраструктуры - 350 млрд юаней, на проведение восстановительных работ по ликвидации последствий землетрясения в провинции Сычуань (произошло в мае 2008 года) - почти 1 трлн юаней. Описание антикризисных мер китайского руководства будет неполным, если не коснуться такой важной их составляющей, как инновации, научно-техническое развитие и стимулирование промышленного производства. В частности, в рамках борьбы с кризисом предусматривается в течение 2009 года увеличить расходы на научно-технический сектор на 25,6 процента по сравнению с 2008 годом, на разработку независимых инноваций будет выделено до 160 млрд юаней, на развитие здравоохранения, культуры и образования - 40 млрд. Что касается промышленного производства, то для стимуляции его развития китайское правительство разработало 10 среднесрочных программ, которые охватывают следующие сферы: черная металлургия, автомобильная, текстильная и легкая промышленность, производство оборудования, судостроение, нефтехимия, цветная металлургия, транспорт, а также сфера высоких технологий. Пока сложно судить, насколько эффективными являются меры, предпринимаемые китайским руководством для победы над кризисом. Тем не менее, большинство западных аналитиков весьма пристально изучают китайский опыт. Многие из них считают, что именно этой стране сегодня удается наиболее безболезненно преодолевать мировой экономический катаклизм. По всей видимости, исходным материалом для анализа им служат данные, публикуемые официальными статистическими органами КНР. Так, согласно сведениям Государственного статистического управления (ГСУ) КНР, с марта по июль 2009 года наметилась положительная динамика ВВП страны. В первом квартале прирост экономики составил 6,1 процента, прогнозируется, что по итогам года рост увеличится до 8 процентов. Отмечается также, что благодаря предпринятым китайским руководством своевременным мерам удалось оживить внутренний спрос и расширить внутренний рынок. В контексте видимых успехов китайских антикризисных мер аналитики обращают внимание на такой важный аспект внутренней политики КНР, как неусыпный контроль над исполнением решении центрального руководства. На строжайшем контроле фактически базируется вся система выполнения государственных управленческих решений, постоянно культивируется ответственность исполнителя. Следует отметить, что достаточно жестко система управления контролируется также и в США, однако пока американцы не могут похвастаться такой высокой степенью эффективности своей антикризисной схемы. Как полагают некоторые эксперты, фактическим признанием продуктивности китайской антикризисной модели стали попытки США выработать единую с КНР платформу по этому вопросу. В частности, тема объединений усилий Пекина и Вашингтона в борьбе с мировыми экономическими неурядицами находилась в центре переговоров госсекретаря США X. Клинтон с китайским руководством в ходе ее визита в КНР в феврале 2009 года. Глава американского внешнеполитического ведомства призвала Китай продолжать инвестировать средства в американские казначейские обязательства. "Мы находимся в одной лодке. Каким бы ни был исход кризиса - проиграем ли мы или преодолеем трудности, - это будет общий результат и для Соединенных Штатов, и для КНР", - подчеркнула X. Клинтон. В свою очередь, министр иностранных дел Китая Ян Цзечи заявил, что его страна считает казначейские обязательства США надежным капиталовложением. "Пекин будет продолжать финансовое сотрудничество с Вашингтоном", - заверил министр. В то же время справедливости ради необходимо сказать и о существовании пессимистических оценок перспектив китайской экономики в эпоху кризиса, которые базируются в первую очередь на сомнительности предоставляемых официальной китайской статистикой сведений. Анализируя китайскую антикризисную программу, эксперты также отмечают, что накачка национальной экономики инвестициями не решает главную проблему, а именно обеспечение рабочими местами трудоспособного населения страны, что в перспективе может привести не только к дальнейшей экономической дестабилизации, но и к социальному взрыву. В целом давать однозначные оценки китайской антикризисной программе пока достаточно сложно, в том числе и в силу того, что пик кризиса, по всей видимости, еще не пройден и выработанным в разных странах схемам противодействия ему еще предстоит пройти проверку на прочность. Скорее всего Россия не сможет примерить на себя китайские одежды. Хорошо это или плохо? Сложно судить. Очевидно лишь одно - российское руководство должно продолжать предпринимать усилия для формирования собственной национальной антикризисной доктрины, которая бы в основных своих положениях учитывала бы особенности российской экономики и политической системы, а также созвучные российским реалиям наработки в этой области других стран, и в первую очередь КНР. От эффективности прохождения кризисного периода зависит место России на геополитической карте мира на долгие годы. Именно сейчас решается вопрос о том, кем станет наше государство через десять, двадцать лет - державой мирового уровня, к мнению которой прислушиваются все развитые страны, или же заурядной полуколонией, снабжающей ресурсами западные и восточные метрополии.
Обсуждения статьи:
Сообщений нет!
|