Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
03.02.2009

Автор: ИСОА, просмотров: 3452
Источник: "Российская Федерация сегодня" №3 январь 2009 г.

У мировой экономики “момент истины”?

Сегодня для всех очевидно, что глобальный финансовый кризис будет определять ключевые направления развития ситуации на мировой экономической и политической аренах в ближайшие годы.
Сила и масштаб этого явления превысили самые пессимистичные прогнозы. Американский финансист Джордж Сорос назвал текущий финансовый кризис самым худшим со времен Великой депрессии.

Все более очевидным становится факт, что кризис — это явление, созданное конкретными людьми. Их поименно назвала британская газета "Гардиан". Это — финансовые воротилы Ален Гриспен, Мервин Кинг, Эбби Коэн, Льюис Раньери и другие, которые раздували ипотечный "пузырь". Это — президенты США Билл Клинтон, Джордж Буш-младший, премьер-министры Гордон Браун (Великобритания) и Гейр Хаарде (Исландия),  своей политикой способствовавшие возникновению кризиса национальных экономик. Это — бывшая глава агентства Standard & Poor's  Кэтлин Курбе, которая присуждала самые высокие рейтинги  компаниям и ценным бумагам, а они вскоре потерпели крах. Это — руководители (теперь уже бывшие) таких известных компаний, как AIG, Lehman brothers, Bear Stearns, Citi, Merrill Lynch, которые допустили их банкротство. И сами американские граждане! Как пишет "Гардиан", если бы миллионы американцев не стали брать в долг больше, чем могут вернуть, кризиса бы не было.
Расширению географических рамок и глубины кризиса во многом способствовали набравшие силу процессы глобализации мировой торговли, высокая степень развития массовых коммуникаций, а также небывалый расцвет биржевых спекуляций, наблюдавшийся в последнее десятилетие. То, что в результате развития кризисной спирали пострадали не только промышленно развитые страны, но и активно растущие, наглядно демонстрирует глобальный характер происходящих изменений. К концу 2008 года стало понятно, что из экономической плоскости кризис неизбежно перекинется в социальную и политическую сферы. Это со всей актуальностью поставило вопрос о необходимости выработки системы мер по предотвращению негативных тенденций.
Для России наступивший 2009 год будет непростым: впервые за последние годы у нас будет дефицит бюджета, продолжится ослабление рубля и рост безработицы. Эксперты прогнозируют резкое замедление экономического роста. Финансовая ситуация в России усугубляется резким падением цен на нефть, что в условиях сохранения сырьевой направленности российской экономики служит дополнительным фактором макроэкономической и социальной нестабильности.
Конечно, Президент и Правительство РФ в сложившейся ситуации не сидят сложа руки. Они активно включились в борьбу с кризисом, используя для этого все имеющиеся рычаги воздействия на финансово-экономическую систему. Однако прежде чем анализировать действия российского руководства, представляется необходимым посмотреть на шаги, предпринимаемые другими ключевыми игроками мировой экономики.
Глобальный кризис принудил все страны мира предпринять контрмеры. К настоящему времени выработалось в целом единое представление ведущих государств о необходимости регулирующих мер в рамках совершенствования существующей или формирования новой мировой финансовой архитектуры. По ключевым вопросам стабилизации банковской и финансовой систем в большинстве развитых стран выработаны единые подходы и намечено использование одинаковых инструментов (хотя объем и условия их применения различаются по странам). К этим инструментам относятся банковские кредиты из специальных государственных фондов помощи, приобретение государством пакетов акций банков (то есть их частичная национализация), гарантирование банковских обязательств и расширение гарантий по банковским вкладам.
В первую очередь внимание всего мирового сообщества обращено к США, состояние экономики которых в значительной мере является индикатором ситуации в мировых финансах. Показательно, что негативные явления в американской экономике начались задолго до того, как кризис перекинулся на остальные страны мира. Поэтому США одними из первых включились в борьбу с экономическим кризисом, хотя и с большим опозданием. В октябре 2008 года Конгрессом США был одобрен так называемый “план Полсона” по поддержке финансового сектора в 700 млрд долл. Федеральная резервная система выделила 100 млрд долл. на приобретение облигаций таких гигантов ипотечного рынка, как Freddie Mac и Fannie Mae. В рамках программы по развитию рынка кредитования 450 млрд долл. направляются на обеспечение ипотечных кредитов, 200 млрд долл. — на поддержку потребительских кредитов. Принят комплекс мер в области налогообложения, предусматривающий существенное улучшение условий для физических лиц, а также налоговые стимулы для инновационного бизнеса и производителей “альтернативных” видов энергии.
Президент США Барак Обама еще до своей инаугурации объявил о том, что намерен существенно увеличить размер антикризисной программы. В центре его стратегии инвестиции в национальную инфраструктуру и меры поддержки экономики, предусматривающие создание по меньшей мере 2,5 млн новых рабочих мест к 2011 году. Программа затрагивает реформы образования и здравоохранения, а также помощь национальному автопрому, в рамках которой Белый дом рассчитывает усилить госконтроль над этой стратегической для США отраслью народного хозяйства. В целом бюджет антикризисной программы Обамы составит до 1 трлн долл. Впрочем, как отметил президент США в своей инаугурационной речи, накопившиеся в американской экономике проблемы не удастся пережить “просто или за короткий период времени”.
Финансовый кризис напрямую затронул также Евросоюз, для которого нынешние экономические проблемы стали крупнейшим испытанием со времен основания. Несмотря на ряд проведенных встреч на высоком уровне, единой позиции по антикризисной политике ЕС достичь не удалось. В итоге страны Евросоюза вынуждены спасаться от последствий экономического спада самостоятельно.
Первой серию антикризисных мер предприняла Великобритания. Первоочередной мерой стал подготовленный премьер-министром страны Г. Брауном план борьбы с ипотечным кризисом. Он предусматривает прямую помощь семьям, находящимся на грани дефолта по ипотеке, а также поддержку строительства доступных доходных домов. Другой мерой стало выделение правительством 50 млрд фунтов на выкуп привилегированных акций крупнейших британских банков. Кроме того, Банк Англии предоставил в распоряжение британских банков 200 млрд фунтов стерлингов в виде краткосрочных кредитов сроком до трех месяцев. Правительство Великобритании также приняло решение об инвестировании 37 млрд фунтов в три ведущих банка страны: Royal Bank of Scotland, Lloyds TSB и HBOS. В настоящее время Великобритания начинает второй этап помощи банковской системе, в ходе которого правительство направит на поддержку банков дополнительно 300 млрд фунтов стерлингов. Кроме того, в начале 2009 года была принята программа поддержки малых предприятий стоимостью 22 млрд фунтов.

Дальше будет хуже
Отдел по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН обнародовал прогноз развития мировой экономики на 2009 год. Ученые-экономисты из разных стран предполагают, что в наступившем году рост производства в мировом масштабе составит лишь один процент. В совокупности это обусловит падение доходов на душу населения. Нынешний спад также может привести к ситуации, когда будут затруднены борьба с бедностью (а это одна из главных целей человечества, декларируемая ООН) и поддержание социальной и политической стабильности. В странах СНГ на 2009 год также прогнозируется уменьшение темпов роста ВВП с 6,9 до 4,8 процента. В наибольшей степени от падения цен, глобальной рецессии, а также ухудшающегося инвестиционного климата пострадают Украина, Россия и Казахстан, а в наименьшей Белоруссия.
Для обуздания кризиса авторы доклада предлагают ряд мер, в том числе реформу существующей международной системы резервов, предполагающую уменьшение зависимости от доллара США и внедрение многовалютной системы.
     Петр ЦВЕТОВ, “РФ сегодня”

Правительством Германии с момента раскрутки кризиса на европейских рынках приняты три пакета мер по стабилизации экономики. Размер первого стабилизационного пакета — 500 млрд евро, большая часть из которых направлена на создание гарантийного фонда на случай банкротства банков и неисполнения ими своих обязательств перед клиентами. На прямую скупку банковских акций и поддержку финансовых институтов направлены 80 млрд евро. Однако этих мер оказалось недостаточно, и германский парламент одобрил новый пакет для поддержки экономической конъюнктуры в стране. Одна из важных мер — отмена на ближайшие два года налога на транспортные средства для тех граждан, которые приобретут новые автомобили. Выделяются субсидии на программы капитального ремонта зданий и на реализацию 44 новых проектов в области транспортной инфраструктуры. Предполагается, что это позволит сохранить примерно 1 млн рабочих мест. 14 января 2009 года А. Меркель представила новый, третий по счету, пакет антикризисных мер, предусматривающий выделение 50 млрд евро до 2010 года. В целом основные направления антикризисной политики остаются теми же — снижение налогов, инвестиции в образование и строительство инфраструктуры.
Еще одна крупнейшая экономическая держава еврозоны — Франция — озвучила свой антикризисный пакет в начале декабря 2008 года. Согласно программе финансового оздоровления страны, провозглашенной президентом Франции, в национальную экономику будет инвестировано около 26 млрд евро. В частности, 10,5 млрд евро будут вложены в инфраструктурные проекты, 4 млрд евро направят на проекты для общественных нужд, 4 млрд евро — крупным корпорациям; 2,5 млрд евро — регионам. Государство собирается поддерживать здравоохранение, транспортную инфраструктуру, а также образование и автомобильные производства.
Важнейшую роль в обуздании мирового кризиса будет играть развитие ситуации на растущих азиатских рынках, и в первую очередь в Китае. 9 ноября 2008 года Госсовет КНР утвердил пакет мер по стимулированию экономики общим объемом 4 трлн юаней (или 586 млрд долл. по ноябрьскому курсу). Данные средства будут потрачены до 2010 года в рамках 10 государственных программ. Приоритетами китайской антикризисной программы названы строительство новых городских территорий и рост субсидий на строительство жилой недвижимости, развитие транспортной инфраструктуры и социальная поддержка. Планируется провести налоговую реформу, цель которой — снижение фискальной нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса. Кроме того, с 2009 года снижается НДС и ряд других налогов, вводятся налоговые льготы компаниям-экспортерам. План Госсовета предусматривает “умеренно активную” денежную политику и активизацию налоговой политики с ориентацией прежде всего на поддержку внутреннего спроса в Китае. Также будут изменены принципы кредитования коммерческих банков, включая снижение или отмену ограничений на выдачу ими кредитов частному сектору, что должно привлечь дополнительные инвестиции в сельское хозяйство, малый и средний бизнес и инновационные технологии. Кроме этого, Пекин не исключил возможности девальвации юаня для поддержки национальных экспортеров.
Анализ основных антикризисных мер, предпринимаемых в США, Европе и Китае, показывает, что все они сводятся преимущественно к поддержке финансового сектора (в том числе путем частичной национализации банковских и инвестиционных структур), попыткам увеличить потребительский спрос и не допустить массового закрытия предприятий и роста безработицы.
Антикризисные меры, предпринимаемые Правительством России, в целом находятся в русле общемировых тенденций: выделяются средства на рекапитализацию банковской системы, снижается налоговая нагрузка на предприятия, оказывается избирательная поддержка отдельным отраслям народного хозяйства и градообразующим предприятиям.
Программным документом в рамках борьбы с кризисом стал “План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики”. Основные меры, предпринятые Правительством России под руководством премьер-министра В. Путина с сентября 2008 года, таковы:
— предоставление финансовой помощи из бюджетных и внебюджетных государственных источников, а также резервов Банка России банковскому сектору страны в размере 3,8 трлн руб. (почти 150 млрд долл.);
— выделение 50 млрд долл. для рефинансирования внешнего долга российских корпораций;
— снижение налоговой нагрузки;
— организационная и финансовая поддержка стратегических экономических субъектов, активизация по борьбе с кризисом в стратегических отраслях.
Правительство РФ утвердило список предприятий различных отраслей экономики, которым будет оказана приоритетная помощь. Точечные преференции также получили автопроизводители, сельхозпроизводители,  строительные и нефтяные компании, предприятия оборонно-промышленного комплекса.
Таким образом, в России антикризисная политика имеет многовекторный характер. Вместе с тем выбор различных (монетарных, стимулирующих и протекционистских) мер борьбы с кризисом свидетельствует о том, что власти пытаются найти баланс между основными социальными и экономическими интересами. Так, задача удержания инфляции в строгих рамках и поддержания курса рубля на фоне набирающего обороты кризиса в реальном секторе постепенно стала отодвигаться на второй план, что, в частности, выразилось в политике плавного ослабления национальной валюты.
Какими бы результативными ни были действия властей на национальном уровне, они могут не достичь своих целей, если не будет стабилизации мировой экономической системы. Между тем в целом в мире борьба с кризисом пока идет не слишком активно — мощности государственного регулирования и возможных финансовых вливаний заведомо на порядок меньше потерь экономических агентов. Не достигаются и цели, поставленные авторами большинства антикризисных программ, — несмотря на безусловный декларируемый приоритет сохранения рабочих мест, галопирующими темпами растет безработица, предприятия различных отраслей промышленности сворачивают производство и закрывают еще недавно считавшиеся перспективными проекты, а макроэкономические показатели демонстрируют вползание экономик в затяжную рецессию. Растет и социальная напряженность, о чем, в частности, свидетельствуют крупные акции протеста против проводящейся экономической политики, прокатившиеся в начале 2009 года по европейским столицам.
Очевидно, что мировой кризис быстро не кончится. Он станет проверкой на прочность всей мировой экономической системы, своеобразным “моментом истины”, который во многом определит направления ее дальнейшего развития.

Институт стратегических оценок и анализа —
специально для “РФ сегодня”

оригинал статьи: http://www.russia-today.ru/2009/no_03/03_analysis.htm




Оценка:  1    2    3    4    5

Обсуждения статьи:

Сообщений нет!
Новое сообщение
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Сообщение:

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку