Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
03.12.2008

Автор: ИСОА, просмотров: 2838
Источник: "Российская Федерация сегодня" №23 декабрь 2008г.

Президент Обама — политический камикадзе или социальный санитар?

4 ноября завершился финальный акт политического "реалити-шоу" - Соединенные Штаты выбрали нового президента. За этими выборами пристально следил практически весь мир. По итогам голосования с сокрушительным для республиканцев результатом победил кандидат от Демократической партии Барак Хусейн Обама. Его победа вызвала эйфорию, которую СМИ окрестили обамоманией, не только в Америке. Избрание Обамы президентом США приветствовали в Европе, в Израиле и в арабском мире, в странах Африки. В Кении, откуда корни нового американского президента, 4 ноября объявлено национальным праздником. Поздравление Обаме прислал даже такой антиамериканист, как президент Ирана Ахмадинежад.
Что же обеспечило победу Бараку Обаме? Действительно ли "обамомания, охватившая Америку и весь мир, - это иносказание революции надежд, сотворенной Обамой", как утверждается в одном из российских интернет-изданий? Ответ на этот вопрос важен для того, чтобы понять, каким курсом поведет Америку команда нового президента, куда будут направлены основные векторы его внешней и внутренней политики. Обама уже дал понять, что его предвыборные заявления о необходимости "смены курса" и "обанкротившейся политики Буша" не останутся голословными заявлениями. Но сможет ли он изменить ту атмосферу настороженности, которая стала сгущаться вокруг Соединенных Штатов как результат их политики, опирающейся на силовые методы и игнорирующей мнение мирового сообщества и даже своих союзников?
Конечно, определенную роль в успехе Обамы сыграли личные качества этого молодого и незаурядного члена американского сената от штата Иллинойс, где он в 2004 году также весьма убедительно победил своего соперника-республиканца и стал единственным чернокожим сенатором, пятым за всю 220-летнюю историю американского сената.
Помогло Обаме и то, что американцы "устали от мертвой зоны, в которую превратилась сейчас политика... Первоочередные потребности нации не замечаются... Нам, как никогда раньше, нужна другая политика, такая, для которой самыми важными будут идеалы и взгляды, общие для всех американцев". Именно так изложил свое кредо Барак Обама в книге "Дерзость надежды". Его предвыборный девиз "Перемены, в которые мы можем поверить" лег на благодатную почву.
Но способности кандидата, как и лозунги избирательной кампании, - далеко не главное. При всех своих блестящих способностях Обама все же недостаточно опытный политик для того уровня задач, которые ему придется решать на посту главы такой сверхдержавы, как Америка. Более или менее масштабного управленческого, "командирского" опыта он не имеет.
Популярность Барака Обамы как политика выросла после его выступлений с резким осуждением вторжения США в Ирак. Кроме того, Обаме была обеспечена поддержка абсолютного большинства чернокожих избирателей, латиноамериканцев, других этнических групп. Поэтому верхушкой Демократической партии на Обаму и была сделана основная ставка, на него стала работать хорошо отлаженная машина партии, для его поддержки были призваны лучшие специалисты в области внешней и внутренней политики.
Так что основной вклад в победу Обамы внесла поддержка самой Демократической партии, традиционно связанной с финансовым капиталом Америки. Его кандидатуру одобрили крупнейшие корпорации, в том числе "Боинг", миллиардеры Билл Гейтс, Уоррен Баффит, другие финансовые и промышленные магнаты.
Вторая важная составляющая победы Обамы - это, безусловно, те провалы во внешней и внутренней политике, которые были допущены президентом Бушем и которые, в сущности, задолго до 4 ноября предопределили поражение кандидата от республиканцев. Главные среди них - война в Ираке и финансовый кризис, перерастающий в затяжной экономический с довольно неясными перспективами его глубины, продолжительности и последствий. Оказались окончательно подмоченными и идея построения моноцентричного мира с "управляющим центром" в Вашингтоне, и авторитет США как безусловного лидера западного мира, в том числе в глазах ближайших союзников - развитых стран Западной Европы и Японии."Глобальная демократическая революция", о которой торжественно вещал Дж. Буш, вылилась в серию поддерживаемых Вашингтоном, сомнительных по своим последствиям "цветных революций", приведших к власти в ряде стран лидеров, едва ли не единственным государственным "талантом" которых являлось безоговорочное следование в фарватере американской политики и поддержка любых акций Вашингтона.
О провальной политике Дж. Буша говорит тот факт, что он покидает Белый дом, будучи самым непопулярным в истории страны президентом: его поддерживают лишь 27 процентов американцев, 66 процентов относятся к нему неприязненно. В начале своего правления, особенно после теракта 11 сентября, все было наоборот, Буша поддерживали почти 70 процентов американцев.
Обама получает власть в то время, когда Америка находится в весьма сложном положении. Какие же шаги он предпримет, чтобы исправить последствия обанкротившейся политики республиканцев? Если в международной области существующие сегодня проблемы все же так или иначе можно решить или по крайней мере ослабить их негативные последствия, то в области внутренней политики, в экономике и в финансовой сфере Обаме предстоит принимать весьма непростые и непопулярные решения.
Кризис является сегодня ключевой проблемой для Америки. Экономический спад привел к резкому росту безработицы (около 760 тыс. человек на середину ноября). Дефицит бюджета превысил 1 трлн долл. Наиболее сложное положение складывается в автомобильной промышленности. С просьбами о господдержке обратились такие гиганты, как "Дженерал моторc", "Форд", "Крайслер". Остановка конвейеров любого из этих концернов приведет к выбросу на улицы огромной массы людей, социальная поддержка которых ляжет на плечи правительства.
В своей предвыборной программе Обама обещал вернуть налогоплательщикам 700 млрд долл., выделенных администрацией Буша на поддержание экономики, найти 60 млрд долл. на создание новых рабочих мест, обеспечить каждого американца медицинской страховкой, проводить более гибкую политику в области миграции, в частности упростить процедуру получения американского гражданства. Реализация этих популистских мер требует немалых средств, изыскать которые в условиях кризиса будет не просто, если вообще возможно. Недаром все чаще задается вопрос: кто же такой Обама, политический камикадзе, призванный закрыть амбразуру, или санитар, который должен помочь очистить американское общество от накопившихся проблем?
А что можно ожидать от новой администрации США в решении злободневных задач внешней политики?
Здесь стоит отметить два обстоятельства. Во-первых, эта политика будет зависеть в первую очередь от того, насколько успешно Обаме и его команде удастся вести борьбу с финансовым кризисом. Во-вторых, с достаточно высокой вероятностью можно прогнозировать, что кардинальных изменений внешнеполитический курс США не претерпит, их целевые установки останутся прежними: глобальное лидерство и приоритетная роль США в определении общемировой "повестки дня", борьба с международным терроризмом, за демократию и права человека. Своей главной задачей Обама назвал восстановление сильно пошатнувшегося престижа Америки в мире, а также восстановление и укрепление евро-атлантического единства, в котором обозначился определенный раскол.
Обама, скорее всего, как и обещал, выведет войска из Ирака к июню 2010 года. Это вполне реальная задача. В сущности, решение об этом принято нынешней администрацией, заключившей стратегическое соглашение с Ираком, так что реальная ситуация играет на руку новому президенту США. Значительная часть этих сил будет переброшена в Афганистан, что также согласуется с планами администрации Буша. Команда Обамы считает, что идея насаждения в этой стране "современной демократии" оказалась нереалистичной, и продвигает новую афганскую стратегию: усиление военного контингента США и НАТО, привлечение Ирана к урегулированию, диалог между властями и движением "Талибан", активизация поисков и устранение бен Ладена.
В отношении Ирана намечается заметный поворот, в частности налаживание двустороннего диалога с этой страной, что, по мнению Обамы и его советников, является "правильной политикой". Но позиция Вашингтона в отношении иранской ядерной программы останется прежней. США будут и впредь оказывать давление на Иран, требуя полной открытости его ядерной программы и запрета ее военной составляющей, в том числе отказа от обогащения урана. Но при этом Обама выступает против военной операции, давление на Тегеран он планирует осуществлять путем ужесточения санкций.
Ничего нового не предвидится на Ближнем Востоке. США будут, как и прежде, поддерживать Израиль. Обама не намерен вести переговоры с "террористическим движением" ХАМАС. А без этого добиться подвижек в израильско-палестинском урегулировании вряд ли возможно. Но жестких мер Израиля в отношении Палестины и арабского населения Обама, скорее всего, не поддержит. Но и воспрепятствовать им он вряд ли сможет.
Чего следует ожидать России от нового президента США?
Учитывая, что внешняя политика новой американской администрации не претерпит серьезных изменений, скорее всего, что и на российском направлении она останется, по существу, прежней, то есть достаточно
прохладной и настороженной с обеих сторон. Это отнюдь не закрывает дорогу для сотрудничества по наиболее значимым международным проблемам, тем более что есть немало областей, в которых позиции сторон достаточно близки или вполне могут сблизиться, что и зафиксировано в Сочинской декларации президентов Буша и Путина. При этом надо спокойно относиться к тому, что отношения с Россией для США хотя и достаточно важны, но уже не являются приоритетными. Это, в общем, неплохо, так как позволяет строить отношения на более прагматичной основе. Как показала практика последних лет, дружеские личные отношения между президентами не могут подменить серьезной договорной и юридически обязывающей базы, которой как не было, так и нет. Личное общение президентов нужно и полезно, но ограничиваться только им, принятием ни к чему не обязывающих заявлений и деклараций было бы ошибкой.
Президент России Д. Медведев во время своего визита в США для участия в самми-те-20 достаточно ясно дал понять, что Россия хотела бы улучшить отношения с Соединенными Штатами и готова к этому. Однако Обама пока с заметной осторожностью относится к недвусмысленным сигналам из Москвы о готовности начать двусторонний диалог.
И это, в общем-то, вполне объяснимо. Как говорится, "короля играет свита". Сам Обама не очень искушен в международных делах. Но у него сильная "звездная" команда крупнейших специалистов по международным делам, в том числе и по России. И эту команду, к сожалению, никак не назовешь "голубиной стаей". А именно она и будет формировать внешнеполитическую линию нового президента, в том числе и в отношении России. Это Збигнев Бжезинский, бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт, сенатор-республиканец Ричард Лугар, специалист по России и постсоветским странам профессор Майкл Макфол (один из наиболее жестких критиков Москвы, сторонник политики "кулачного подхода" по отношению к России), бывший постоянный представитель США при ООН Ричард Холбрук. Обаму поддержали также бывший госсекретарь республиканец Колин Пауэлл, министр обороны США Роберт Гейтс, которого прочат оставить на этом посту.
Главным куратором политики в отношении России, скорее всего, станет вице-президент Джо Байден, занимавший пост председателя комитета сената по международным делам, имеющий репутацию сильного дипломата и "решительного международного лидера". Именно он первым из американских законодателей посетил Грузию 14— 16 августа сего года и после закрытой беседы с Саакашвили заявил, что "вторжение России в Грузию является, возможно, одним из наиболее серьезных событий, случившихся в Европе после конца коммунизма", и пригрозил, что "действия России в Грузии будут иметь последствия".
Да и сам Обама настроен весьма решительно в отношении внешнеполитического курса Америки. "Я восстановлю наши вооруженные силы, чтобы быть готовым к будущим конфликтам, но я также возобновлю жесткую, прямую дипломатию, которая сможет предотвратить получение Ираном ядерного оружия и обуздать российскую агрессию", - заявил он в программном выступлении на съезде Демократической партии, где официально был выдвинут кандидатом в президенты США.
Так что особого потепления в отношениях между Россией и США ждать не приходится. Скорее, наоборот. Внешнеполитическая часть команды нового президента США настроена вести в отношении России жесткую и бескомпромиссную линию. Главным ядром раздора явится постсоветское пространство, в первую очередь грузинская проблема. Ну и, конечно, демократы оседлают своего любимого конька - обвинения России в нарушении прав человека и демократических свобод.
Пока нет оснований надеяться и на то, что новый президент пересмотрит планы развертывания объектов ПРО в Европе. Притормозить этот процесс могут только финансовые трудности, но никак не угрозы России развернуть в Калининградской области ракеты "Искандер". Наверняка Вашингтоном будет еще более активно и настойчиво проводиться линия на скорейшее вступление в НАТО Украины и Грузии и на дальнейшее расширение блока в восточном направлении. Вряд ли Обама и его команда поддержат и инициативу российского Президента в отношении заключения нового соглашения по безопасности в Европе. Но при этом Обама в большей степени, чем Буш, будет вынужден считаться с мнением своих союзников из числа стран Западной Европы, которые уже не хотят быть послушными последователями выработанной в Вашингтоне линии, а требуют равноправного участия в ее выработке, в том числе в отношении России.
Вряд ли следует ожидать и снижения военных расходов, если к этому не вынудит кризис. Обаме не переломить интересы американского ВПК, тем более что демократы традиционно связаны с высокотехнологичными отраслями. А вот что касается нефти, то, скорее всего, цены на нее будут падать. Тем более что одним из приоритетов своей энергетической политики Обама назвал снижение зависимости от поставок нефти из-за рубежа и развитие альтернативных источников энергии.
В целом можно заключить, что Россию в отношениях с США ожидают непростые времена, хотя области для диалога и сотрудничества остаются.

Институт стратегических оценок и анализа
— специально для "РФ сегодня".




Оценка:  1    2    3    4    5

Обсуждения статьи:

Сообщений нет!
Новое сообщение
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Сообщение:

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку