06.11.2008
Станет ли Эвиан точкой отсчета нового мирового порядка?
Конференция по международной политике в Эвиане во Французских Альпах состоялась в то время, когда мировое сообщество больше чем когда-либо нуждается в новых инициативах. Кризис на Кавказе, вызвавший напряженность в отношениях России и Запада, поднял ряд вопросов политического и международно-правового порядка. Прецеденты Косова, Южной Осетии и Абхазии со всей остротой высветили необходимость выработки единого подхода при определении приоритета между территориальной целостностью государства и правом народов на самоопределение. Политика двойных стандартов в этом вопросе и стремление США, претендующих на роль единоличного мирового лидера, решать его по своему усмотрению только способствуют нагнетанию напряженности в мире и дестабилизируют международную обстановку.
Еще более серьезным подтверждением необходимости "модернизации" нынешнего миропорядка стали глобальные финансовые проблемы, также во многом спровоцированные наличием одного мирового финансового полюса. Теперь уже всем очевидно, что Бреттон-Вудская система требует реформирования, так как ее институты не справляются с финансовым кризисом, грозящим перерасти в глобальный экономический кризис. Не меньше острых проблем накопилось и в сфере обеспечения всеобщей безопасности и стабильности. Это - предельное обострение ситуации в огромном регионе Большого Ближнего Востока (Ирак, Иран, Афганистан, Пакистан), развал системы контроля над вооружениями, замаячивший призрак "холодной войны" и новой гонки вооружений, резкий рост радикализма, порождающего международный терроризм, и т. д. Именно поэтому выступление в Эвиане российского Президента, представившего свое видение будущей глобальной и европейской безопасности, носило программный характер международного масштаба. Дополнительный интерес к нему был вызван тем, что это было первое выступление российского лидера перед международной общественностью после кавказского кризиса. Дмитрий Медведев затронул широкие международные темы, но главный упор был им сделан на новых моделях управления, призванных обеспечить устойчивое развитие в мире. Действительно, мир в настоящее время находится на переходном этапе своего развития. От того, какой подход к текущим событиям и преодолению их последствий изберут страны, зависит его будущее. Августовские события на Кавказе подтвердили, что в рамках так называемых блоковых подходов сдержать агрессию оказалось невозможным. И, как заявил Дмитрий Медведев, "если безответственные, подчас авантюрные действия правящего режима небольшой страны (в данном случае Грузии) способны дестабилизировать обстановку в мире - это ли не явное свидетельство, что система международной безопасности, основанная на однополярности, несостоятельна". И сейчас, как никогда, мир нуждается в строительстве по-настоящему демократического миропорядка. Главное, что нужно сделать, - это отойти от практики односторонних действий, которые США не согласовывают ни с Организацией Объединенных Наций, ни даже со своими партнерами по НАТО. Среди таких действий - выход из Договора по ПРО, вторжение в Ирак, решение о развертывании объектов ПРО в Европе, действия по милитаризации космоса и др. Именно США породили феномен одностороннего провозглашения независимости Косова, об опасных последствиях которого не раз предупреждали российские лидеры. Однако политика двойных стандартов уже настолько укоренилась в мире, что те же самые страны, которые с готовностью признали вновь провозглашенное государство - Косово, наотрез отказываются даже рассматривать вопрос о других аналогичных случаях. И это несмотря на то что с объективной точки зрения ситуация с отделением Южной Осетии и Абхазии по своему драматизму мало чем отличалась, а скорее даже превосходила ситуацию с появлением Косова. Совершенно очевидно, что это связано все с той же политикой моноцентризма, не принимающей во внимание никаких других интересов, кроме своих собственных. В силу этой политики по периметру границ Российской Федерации создаются новые военные базы, а на территории Чехии и Польши - элементы глобальной системы ПРО США. При этом решения принимаются Вашингтоном без консультаций внутри Европы. Как заявил российский Президент: "Варшавского Договора нет уже 20 лет. Но, к сожалению, для нас, во всяком случае, расширение НАТО осуществляется с каким-то особенным азартом. Сегодня активно обсуждается прием в НАТО Грузии и Украины. Причем вопрос ставится следующим образом: принять эти страны - по сути означает одержать верх над Россией, а не принять - капитулировать перед Россией". В НАТО как бы считают нормой все большее приближение своей военной инфраструктуры к границам России и на западе, и на юге. Уже давно забыты обещания о нерасширении блока, которые давались во время обсуждения проблем объединения Германии. При этом альянс демонстрирует крайнее изумление, когда российская сторона заявляет, что она рассматривает это как действия, направленные против нее. Между тем вступление той же Украины в НАТО - и это очевидно для многих - повлечет за собой не только глубокий кризис в российско-украинских отношениях, но и самым негативным образом скажется на общеевропейской безопасности. Как подчеркнул Дмитрий Медведев, Россия хотела бы, чтобы логика ее поведения на международной арене была предельно ясна. "Мы абсолютно не заинтересованы в конфронтации. Успешное развитие России возможно лишь в условиях прозрачных и равноправных международных отношений. И это - залог стабильности мира". Определенные перспективы такого развития событий проглядываются в сотрудничестве России и Европейского союза. Пример такого прагматичного взаимодействия дают события последних двух месяцев, когда, в том числе и в результате проводимой НАТО политики, разразился кавказский кризис. Фактически возникшая ситуация не что иное, как свидетельство и проявление острого кризиса всей евро-атлантической политики, порожденного однополярным миром. Вдохновляет лишь то, что в этот непростой период Россия и Европейский союз смогли в целом действовать инициативно, ответственно и в чем-то скоординировано. И это, помимо всего прочего, наглядное доказательство зрелости отношений между Российской Федерацией и Евросоюзом, их ответственного и прагматичного отношения и к построению партнерских отношений, и к обеспечению стабильности в рамках Большой Европы и на всем евро-атлантическом пространстве. События на Кавказе еще раз - и очень убедительно - показали необходимость заключения нового Договора о создании надежной системы всеобъемлющей и равной для всех государств европейской безопасности. В его основу Президент Д. Медведев предложил положить следующие принципы. 1. Четкое подтверждение базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евро-атлантическом пространстве - приверженность добросовестному выполнению международных обязательств, уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств, а также всех других принципов, вытекающих из Устава Организации Объединенных Наций. 2. Недопустимость применения силы или угрозы ее применения в международных отношениях. 3. Гарантия обеспечения равной безопасности, подразумевающей отказ от обеспечения собственной безопасности за счет безопасности других стран, от действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности, и от развития военных союзов в ущерб другим участникам договора. 4. Отказ от эксклюзивных прав какого-либо государства или международной организации на поддержание мира и стабильности в Европе. 5. Установление базовых параметров контроля над вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве, а также новых механизмов взаимодействия по таким направлениям, как нераспространение ОМУ, противодействие наркоторговле и терроризму. Разумеется, заключение подобного договора потребует непростых переговоров, обсуждения и других возможных элементов. И Россия к этому готова. Но очень важно не откладывать модернизацию системы европейской безопасности. Альтернативы этому нет. Ни Москва, ни европейские столицы, ни Вашингтон всерьез не заинтересованы в новой "холодной войне" и гонке вооружений, дальнейшей деградации системы глобальной и общеевропейской безопасности, в обострении кризиса в сфере контроля над вооружениями. Справедливый и многополярный мир, необходимость которого уже давно назрела, должен основываться на коллективных началах и международном праве. И, безусловно, требуется решительный отказ всех государств - и малых, и больших - от войны как инструмента политики. "Если мы признаём, что международные отношения - это сопряженные интересы равноправных суверенных государств, - подчеркнул Дмитрий Медведев, - то всякое стремление к доминированию, к достижению своих целей за счет других должно быть признано аморальным. Недопустимо также навязывание другим государствам собственного национального права, как и решений внутреннего суда". В сложившейся сегодня неустойчивой и противоречивой мировой ситуации принципиальную важность приобретает сохранение центральной и координирующей роли ООН как наиболее полномочной международной организации. Продуктом моноцентризма в международной политике стал и разразившийся в последнее время общемировой финансовый кризис, который многие на Западе уже характеризуют как худший со времен Великой депрессии. По мнению западных обозревателей, поставлена под сомнение американская разновидность капитализма. Похоже, что это постепенно начинают осознавать и лидеры наиболее развитых стран. Так, премьер-министр Великобритании Гордон Браун призвал мировых лидеров к строительству "нового Бреттон-Вудса", новой финансовой архитектуры, отражающей существующие реалии глобализированного мира. При этом было отмечено, что старую систему уже нельзя скорректировать, необходим "хирургический подход". Им были названы и основные характеристики нового финансового порядка: транспарентность, общемировые стандарты отчетности, целостность, ответственность, глобальное сотрудничество и рациональное хозяйствование. С аналогичными предложениями выступали президент Франции Николя Саркози и президент Германии Хорст Келер. Разумеется, строительство новой мировой финансовой структуры займет не один год и должно проходить с участием всех основных экономически развитых и развивающихся стран. На встрече министров финансов "группы двадцати" ее председатель, министр финансов Бразилии Гвидо Мантеги, предложил расширить "большую восьмерку", дополнив ее членами G20. Его поддержал Джулио Тремонти, министр экономики Италии, которая будет председательствовать в "восьмерке" в 2009 году. На национальном уровне становление новой мировой финансово-экономической системы будет сопровождаться повышением роли государств как гарантов национального развития. В свою очередь, мировые структуры будут обеспечивать совместимость их экономических стратегий. Необходимо отметить, что российские предложения по перестройке мировой экономики, выдвинутые в Эвиане (о которых журнал писал в предыдущем номере), нашли определенное понимание у западных лидеров. Так, президент Франции Саркози признал, что однополярный порядок не оправдал себя, что наступает эпоха многополярности. Он пообещал, что Франция и другие страны ЕС выдвинут свои предложения по борьбе с финансовым кризисом. Очевидно, именно ЕС, и в первую очередь Франция, намерен играть лидирующую роль в формировании новой глобальной финансовой системы. Однако серьезно заняться ее созданием, по мнению специалистов, можно будет только после прохождения острой фазы кризиса. Что же касается создания системы европейской безопасности, то реакция Запада пока менее обнадеживающая. Тот же Саркози ответил, что он "готов обсудить этот пакт безопасности", и предложил сделать это в рамках саммита ОБСЕ, который можно созвать в конце 2009 года. При этом он оговорился, что "демократия и права человека являются основными факторами" для "длительной безопасности". Он также указал в качестве условия "окончательный отказ от стремления к созданию сфер влияния". Что касается Соединенных Штатов, "друга и союзника Европы", то они должны быть привлечены к этому диалогу, поскольку "безопасность нашего континента основывается на сильных трансатлантических связях". В целом же надо отметить, что Россия в непростых условиях нарастающего кризиса, и не только в финансово-экономической, но и военно-политической сфере, потребовав переосмысливания всей структуры международных отношений и выдвинув ряд серьезных инициатив по их модернизации, четко обозначила свою позицию, выступив, по сути дела, с инициативой о кардинальном пересмотре мирового порядка в самом широком смысле. Несмотря на активное сопротивление усилиям Москвы, главным образом из-за океана, шансы на успех у этих инициатив есть. В условиях мирового кризиса европейцы стали гораздо более вдумчивы и прагматичны. В этом принципиальное отличие их позиции от позиции США, продолжающих рассматривать Россию как страну, "побежденную в "холодной войне". Прежде всего, об этом говорит провал попыток Вашингтона изолировать Россию после ее решительных действий по отражению грузинской агрессии в Южной Осетии. Между тем следует быть готовым к тому, что путь по реализации выдвинутых в Эвиане инициатив будет долгим и трудным, ибо изменить существующий миропорядок можно только при условии изменения мировоззрения и мировосприятия западного сообщества и его лидеров, а на это потребуется много сил и времени.
Институт стратегических оценок и анализа - специально для "РФ сегодня".
Обсуждения статьи:
Сообщений нет!
|