Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
05.08.2008

Автор: ИСОА, просмотров: 2803
Источник: "Российская Федерация сегодня" №15 август 2008г.

Станет Грузия “центром мира” или “центром войны”?

Резкое обострение военно-политической ситуации в зоне конфликтов Грузии с Абхазией и Южной Осетией никак нельзя назвать спонтанным. Обращает на себя внимание как синхронность развития опасных событий в обеих зонах, так и обозначившаяся ставка на силу, камуфлируемая заверениями Михаила Саакашвили о том, что грузинские власти “не начнут войны против собственных граждан”, и сопровождаемыми, как обычно, обвинениями Москвы в “агрессивных намерениях”. Создается впечатление реализации вполне продуманных и спланированных акций, хорошо обеспеченных в информационном отношении и поддержанных Соединенными Штатами. Каковы же истинные цели всех этих “мероприятий”, подводящих регион к новому витку вооруженных столкновений, жертвами которых вновь становится население Абхазии и Южной Осетии?


Как представляется, ближайшей - но далеко не единственной - целью ставится расчистка препятствий на пути вступления Грузии в НАТО. Апрельский саммит альянса в Бухаресте отказался пригласить Грузию и Украину в свои ряды. Главной причиной этой отсрочки явились не возражения России, обеспокоенной собственной безопасностью, а неразрешенные конфликты с Абхазией и Южной Осетией, инициированные, нелишне напомнить, усилиями Тбилиси. Это бремя многие западноевропейские страны НАТО не готовы взвалить на себя, да еще нарушая устав блока, запрещающий подобные "сделки". Не помогло даже беспрецедентное давление Вашингтона, представители которого заявляли, что эти конфликты не могут служить непреодолимым препятствием на пути вступления Грузии в альянс. Отсюда и стремление Саакашвили до очередного саммита НАТО любой ценой решить проблему самопровозглашенных республик - либо вынудить их принять план Тбилиси по урегулированию, либо решить проблему силой. Но абхазы и осетины не согласны входить в состав Грузии на правах автономий. А силовой вариант, к которому капитально готовился все эти годы решительный грузинский лидер, сдерживается его западными покровителями, опасающимися негативных последствий. Пока, по всей видимости, избран третий вариант, своеобразный обходной маневр, суть которого заключается в том, чтобы дискредитировать Россию, изменить формат миротворческих сил в конфликтных зонах, заменив российских военных международными полицейскими силами, и в конечном счете полностью вытеснить Россию из региона. Именно на этом сосредоточены сегодня усилия Тбилиси и Вашингтона. Этим объясняется демонстративное наращивание грузинских вооруженных сил на границах Абхазии и Южной Осетии, полеты беспилотных самолетов, периодические обстрелы объектов и населенных пунктов "мятежников" и провокационные действия, предпринимаемые властями Тбилиси против российских миротворцев. И все это происходит под заверения о стремлении Грузии к "мирному разрешению конфликтов".
Но с этими заверениями диссонируют реальные факты. Грузия в нарушение всех соглашений ввела войска в Кодорское ущелье; только с середины апреля 2008 года численность войск и силовых структур там увеличена с 700 до 2500 человек, более чем в три раза. Всего же в районах, граничащих с Абхазией, по данным властей республики, сосредоточено до 12 тыс. человек. Подготовлено до 70 тыс. резервистов, планируется довести их численность до 200 тыс. Военный бюджет страны за годы правления Саакашвили вырос в 10 раз. Грузия стала абсолютным лидером среди стран СНГ, увеличив долю военных расходов до 4,9 процента от ВВП (по другим оценкам, существенно больше - до 9 процентов), что намного превышает потребности обороны.
29 и 30 июня в Сухуми и Гаграх прогремели взрывы. Кому были выгодны эти террористические акты в туристических центрах Абхазии в разгар сезона? С 1 июля власти Абхазии, чтобы предотвратить новые теракты и обеспечить безопасность отдыхающих, закрыли границу с Грузией. В ночь на 4 июля обстрелу подвергся Цхинвали - столица Южной Осетии. Создалась более чем реальная опасность вторжения грузинских войск на территорию республики. В связи с этим "возникла необходимость принятия срочных и действенных мер, чтобы не допустить кровопролития и сохранить ситуацию в правовых мирных рамках". Одной из таких мер явился пролет 8 июля четверки российских самолетов над зоной конфликта.
Вторжение было предотвращено, но Грузия не осталась в проигрыше. Власти Тбилиси подняли шумную кампанию в СМИ, сразу же поддержанную на Западе, обратились с жалобой в ООН, ЕС, другие международные организации. 10 июля из Москвы был отозван посол Грузии. Тбилиси, еще в феврале отказавшийся от участия в работе Смешанной контрольной комиссии по урегулированию, стал требовать введения в ее состав представителей ОБСЕ и ЕС, а также Д. Санакоева, главы марионеточного правительства Южной Осетии. Дело представляется так, что абхазскую и югоосетинскую проблемы невозможно решить только из-за России, с которой маленькой демократической Грузии без военной и политической помощи США и НАТО никак не справиться.
Весомость всем этим акциям придал демонстративный визит госсекретаря США Кондолизы Райc в Тбилиси 9 июля, безоговорочно поддержавшей Саакашвили и фактически обвинившей российские власти в нагнетании напряженности в зоне конфликтов. Чуть позднее официальные представители Госдепартамента США Ш. Маккормак и НАТО Д. Аппатурай почти одинаковыми словами заявили о том, что действия Москвы "поднимают вопросы относительно роли России как миротворца и посредника на переговорах по урегулированию конфликтов".
Саакашвили часто - и, надо сказать, не без оснований - называют ставленником Вашингтона, пришедшим к власти в Грузии в результате очередной "цветной революции", в "выращивании" которых Вашингтон преуспел. Их "производство" поставлено на широкую ногу - создан так называемый Гражданский корпус быстрого реагирования, цель которого "экспорт демократии", а фактически - "мирная" смена неугодных политических режимов. Первоочередными объектами его деятельности, по словам Дж. Буша-младшего, должны стать Кавказ и Центральная Азия. Грузии с ее безоглядно преданным Вашингтону президентом в этом "мирном" наступлении отводится роль главного плацдарма, основной "базы демократии". И кавказский сектор деятельности этого органа, судя по всему, не ограничится странами Южного Кавказа, где влияние США продолжает наращиваться. Россия вынуждена серьезно опасаться за судьбу своих северокавказских территорий. По сути, речь идет о новой стратегии США на Кавказе, в основу которой заложен принцип единства Южного и российского Северного Кавказа.
Так, России, если она "не прекратит агрессивную политику в отношении Грузии", угрожают дестабилизацией обстановки в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии. Смахивает на открытый шантаж. Такое заявление сделал МИД Грузии в связи с началом 15 июля военных учений Северо-Кавказского военного округа, на которых, среди прочих, отрабатывалась и задача проведения в случае необходимости спецопераций по "принуждению к миру". В это же время начались "странные", иначе не назовешь, учения в Грузии с многозначительным названием "Немедленный ответ", в которых число участников из "лучшей в мире армии" (реверанс посетившего эти учения Саакашвили в сторону США) чуть ли не в два раза больше, чем хозяев. Учения, которые продлятся около месяца, полностью финансируются Пентагоном - только на боеприпасы и оснащение войск выделено 8 млн долларов.
Одна из причин активности США на Кавказе и в Центральной Азии - энергетика. Грузия используется не только как важная транзитная территория для перекачки нефти и газа из Центральной Азии и Каспия на Запад, в обход России, требующая повышенного уровня безопасности проходящих через нее трубопроводов, а значит, постоянного военного присутствия США и НАТО, что и наблюдается в последние годы. Эта страна - идеальный плацдарм для противодействия планам развития энергетического сотрудничества других стран, конкурентов Америки. Вспомним, что недавно были подписаны соглашения между "Газпромом" и Национальной нефтяной компанией Ирана о совместном освоении ряда месторождений в Иране и строительстве НПЗ на севере Ирана. Эти соглашения в случае их реализации будут способствовать созданию трубопроводной системы от Ямала до Персидского залива и могут заложить реальный костяк будущей "газовой ОПЕК", которая рассматривается США и другими странами-потребителями западного мира как серьезная угроза их национальной безопасности.
Так что для Вашингтона Грузия важна не сама по себе, а прежде всего как наиболее удобный опорный район, как стратегически важный, ключевой и многофункциональный форпост, используемый США в экспансионистских энергетических и военно-стратегических планах. Эти планы охватывают и Большой Ближний Восток, во многих странах которого американцы окопались всерьез и надолго. И Иран. Это и дальнейшая экспансия в Центральную Азию, которая в геополитических планах Вашингтона выдвигается на первый план. Это, наконец, надежная опора в охватывающей Россию той связке "новых демократий", которая выстраивается американцами в последние десятилетия и которая уже протянулась от Балтики до Каспия и, по всей видимости, будет продолжена вплоть до Забайкалья, что показала попытка "цветной" революции в Монголии.
"Грузинский фактор" также активно используется Вашингтоном для консолидации союзников по НАТО, в том числе для того, чтобы ускорить прием в НАТО Грузии и Украины. Это, помимо всего, широко откроет дверь в НАТО для остальных стран СНГ Южного Кавказа, Центральной Азии и других, обеспечит политическую и военную изоляцию России.
В частности, к урегулированию грузино-абхазского конфликта активно подключились Германия и Франция (председательствующая в ЕС). Министр иностранных дел Германии Штайнмайер в Тбилиси, Сухуми и Москве представил трехэтапный план грузино-абхазского урегулирования. Первое, что предусматривается планом, - подписать соглашение о неприменении силы и начать возвращение беженцев в Абхазию. На втором этапе провести восстановительные работы и экономическую реабилитацию Абхазии (задачу сбора средств Германия готова взять на себя). После этого начать переговоры о политическом статусе Абхазии.
Но обе конфликтующие стороны видят в германском плане ущемление своих интересов. Не лишен он серьезных недостатков и с точки зрения Москвы и Вашингтона.
Тбилиси считает, что план должен быть "усилен". В частности, соглашение с Абхазией о неприменении силы грузинское руководство не намерено подписывать, мотивируя тем, что это может трактоваться как отказ от суверенитета над Абхазией, так как обязательство коснется не только армейских, но и полицейских и других сил обеспечения правопорядка. Кроме того, в плане Штайнмайера ничего не говорится о российских миротворцах, вывода которых требует Грузия. Обязательным условием для начала переговоров в Тбилиси считают возвращение беженцев с предоставлением им международных гарантий безопасности.
В Сухуми недовольны тем, что никаких обязательств по выводу грузинских вооруженных сил из Кодорского ущелья план не предусматривает и в нем почти не учтены интересы Абхазии. Высказываются также опасения, что выделяемые средства на восстановление республики будут поступать в Тбилиси, и уже грузинские власти будут определять, как, где и кому их расходовать. И самое главное - Абхазия ни под каким предлогом не намерена входить в состав Грузии.
США в качестве первоочередного шага заявляют о необходимости замены российских миротворцев и настаивают на прямых переговорах обеих сторон конфликта, что практически исключит из переговоров Россию, но никак не скажется на кулуарной роли Вашингтона.
Россия поддерживает заключение соглашения между Грузией и Абхазией о неприменении силы и одобряет идею поэтапного подхода, однако считает, что для возвращения беженцев необходимо восстановить доверие между конфликтующими сторонами, обеспечить стабилизацию обстановки, а для этого прежде всего надо вывести грузинские войска из Кодорского ущелья.
Президент Саакашвили, воодушевленный резко возросшей активностью Запада, связанной с урегулированием конфликтов, поспешил заявить, что "именно в Грузии решается судьба нового мирового порядка", что у Грузии "значительная миссия в регионе, она стала флагманом". Учитывая небогатые собственные возможности Грузии, ее экономическую слабость и политическую нестабильность, подобные эпатажные заявления относительно миссионерской и флагманской роли Грузии невольно напоминают Нью-Васюки незабвенного О. Бендера, их нельзя воспринимать всерьез. Но то, что Грузия становится территорией пересечения геополитических, геоэкономических и военно-стратегических интересов многих мировых центров силы, - факт. И сегодня действительно стоит вопрос о том, станет ли Грузия "центром мира" или "центром войны". В какую сторону колебнется чаша весов из нынешнего положения неустойчивого равновесия, во многом зависит и от Тбилиси.
К сожалению, пока обстановка в этом регионе особого оптимизма не внушает, стороны продолжают балансировать на грани кризиса. Грузия, рассчитывая тем самым решить свои территориальные проблемы, буквально напролом стремится в НАТО и, надо сказать, пока на этом пути набирает очки в свою пользу.
Позиции же России на Южном Кавказе, к сожалению, продолжают ослабевать. Четкой стратегии в отношении этого региона, исходящей из долговременных интересов России и опирающейся на реальные возможности, как не было, так и нет. Наши власти много шумели насчет увязки косовского прецедента с непризнанными республиками, но когда дошло до дела - предпочли страусиную тактику. Попытки же усидеть на двух стульях, не допустить конфронтации с Вашингтоном и Европой и одновременно пытаться реализовать какие-то половинчатые меры по развитию отношений с Абхазией и Южной Осетией приносят в основном обратный результат. Пустые угрозы, не подкрепленные реальной политикой и активной дипломатией, лишь снижают авторитет и влияние России среди обеих сторон конфликта и усиливают опасность в отношении ее собственных территорий, прежде всего на Северном Кавказе.
 
Институт стратегических оценок и анализа
— специально для "РФ сегодня"



Оценка:  1    2    3    4    5

Обсуждения статьи:

Сообщений нет!
Новое сообщение
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Сообщение:

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку