Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
12.11.2007

Автор: ИСОА, просмотров: 109507
Источник: "Российская Федерация сегодня" №21 ноябрь 2007г.

Председатель Еврокомиссии Жозе Баррозу, Президент России Владимир Путин и премьер-министр Португалии Жозе Сократеш на саммите в МафреТрудный путь к взаимопониманию
Почему в Португалии не было прорыва?

Объективная необходимость конструктивного и всестороннего взаимодействия между Российской Федерацией и Европейским союзом естественным образом вытекает из их географической близости и важной роли в системе современных международных отношений. Тесное переплетение экономик и высокие темпы роста торгового и инвестиционного сотрудничества сторон, невозможность решения без их участия ключевых проблем не только регионального, но и общемирового значения с неизбежностью подталкивают Россию и Евросоюз к совместному поиску развязок, согласованию подходов к вопросам взаимного интереса, созданию действенных механизмов сотрудничества.

В своем последнем Послании Федераль­ному Собранию Российской Федера­ции В. Путин особо выделил значение отношений с ЕС, отметив их конструк­тивный характер и подчеркнув необходимость "закреплять и развивать" их позитивную дина­мику. В подготовленном МИД России в конце прошлого года по поручению Президента Об­зоре российской внешней политики Европей­ский союз обозначен в качестве нашего глав­ного партнера на Европейском континенте, сформулирована задача "строительства Евро­пы без разделительных линий" при гармонич­ном сочетании общих ценностей и взаимных интересов. Аналогичные намерения провоз­глашаются и со стороны руководства Евросою­за. Комментируя перспективы отношений с Россией по завершении неформальной встре­чи министров иностранных дел ЕС 7-8 сентяб­ря с. г. в Португалии, верховный представи­тель Евросоюза X. Солана подчеркнул необхо­димость "работать над созданием настоящего стратегического альянса". О стратегическом партнерстве с Россией говорила и еврокомис­сар по внешним связям Б.Ферреро-Вальднер. Не внес каких-либо негативных корректи­вов в стратегическую линию сотрудничества и юбилейный, 20-й саммит Россия - ЕС, прошед­ший 26 октября в г. Мафра (Португалия). Сам­мит подтвердил, что диалог между нами остает­ся в целом конструктивным и позитивным.

Сложный этап
Реальную атмосферу отношений, однако, сейчас трудно было бы назвать безоблачной. Едва ли есть достаточные основания употреб­лять слово "кризис", но то, что сотрудничество между Россией и Евросоюзом переживает не­простой период, более чем очевидно.
Идиллическая картина сравнительно не­давнего постперестроечного прошлого, когда рисовались радужные перспективы естествен­ного и беспроблемного включения России в общеевропейское партнерство, вплоть до уто­пических, но, наверное, достаточно искренних высказываний отдельных вполне ответствен­ных политиков о возможности в более или ме­нее отдаленном будущем формального вступ­ления нашей страны в ЕС, соответствовала на­строениям времени, хотя,  разумеется, была далека от реального положения вещей. Тем не менее становлению сотрудничества был при­дан мощный импульс. К настоящему времени заложена солидная база взаимоотношений. Ее составляют действующее Соглашение о парт­нерстве и сотрудничестве (срок действия кото­рого, как ожидается, будет продлен еще на год) и "дорожные карты" по четырем общим пространствам, охватывающие весь спектр взаимодействия - экономику, внутренние де­ла и юстицию, безопасность, гуманитарные вопросы. Дважды в год проводятся саммиты Россия - ЕС, осуществляются регулярные кон­такты представителей Правительства России и Еврокомиссии. На практике достигнут доста­точно высокий уровень сотрудничества по ши­рокому спектру проблем. Помимо активного развития экономических связей речь идет о совместной работе по урегулированию регио­нальных кризисов (таких, как палестинская проблема, иранская ядерная программа, ситу­ация в Ираке), по реагированию на глобаль­ные вызовы современности (борьба с между­народным терроризмом и наркоторговлей, преодоление последствий изменения клима­та, энергетическая безопасность), о развитии связей научного, гуманитарного характера и прочих направлениях сотрудничества. Из кон­кретных достижений самого последнего вре­мени можно упомянуть о подписании сторо­нами соглашений об упрощении визового ре­жима и о создании механизма раннего опове­щения относительно возможных перебоев с поставками энергоносителей из России. Надо надеяться, что принятый на саммите ЕС Дого­вор о реформе будет способствовать укрепле­нию ЕС как субъекта, способного договари­ваться и развивать диалог с Россией.
И все же главное, что отличает нынешний момент в отношениях между ЕС и Россией, - это нарастание взаимного непонимания, явное тор­можение диалога. За прошедшие годы создан немалый потенциал сотрудничества, но парал­лельно с ним растет и потенциал конфликтнос­ти. Сейчас вдруг всплыл целый комплекс проти­воречий, причем весьма существенных и прин­ципиальных. В чем же стороны винят другдру­га, что мешает результативному сотрудничест­ву? И почему именно сегодня происходит на­копление потенциала конфликтности?

Взаимные упреки
Даже схематичное и весьма неполное пе­речисление наиболее существенных претен­зий к позиции России, озвучиваемых с теми или иными акцентами лидерами стран-чле­нов Евросоюза, руководителями европейских институтов, способно ввести в уныние самого заядлого оптимиста. Наиболее фундаменталь­ное препятствие на пути к сближению усмат­ривается нашими партнерами в мнимой реви­зии российским руководством ранее намечав­шегося курса на развитие в стране демокра­тии, в подавлении оппозиции, неуважении прав человека и гражданских свобод, в целом в неготовности России разделить те "общие ценности", на которых построена единая Евро­па. Как не отвечающие духу добрососедства расцениваются принимаемые в последнее время активные меры по укреплению Воору­женных сил России, такие, как испытания но­вых систем оружия или возобновление боево­го патрулирования стратегической авиации. Неприятие и раздражение наших собеседни­ков вызывает то, что они называют проявлени­ями "неоимперской политики" Кремля, - "по­пытками восстановить прежнее влияние" в от­ношении Украины, Молдавии, Грузии, стран Балтии. Немало нелицеприятных слов звучит в наш адрес в связи с якобы имеющим место ис­пользованием поставок энергоносителей в ка­честве политического рычага, применением по отношению к нашим соседям различного рода экономических санкций. К тому же Россия-де тормозит развитие экономического сотрудни­чества, не ратифицируя подписанный Договор к Энергетической хартии, не допуская запад­ные инвестиции в стратегические отрасли рос­сийской экономики. Особо подчеркивается приверженность Москвы двусторонним кон­тактам с отдельными членами ЕС, что трактует­ся, как попытки разрушить европейское един­ство и игнорировать Евросоюз как единого со­беседника. Наконец, источником серьезных противоречий являются прямо противополож­ные или несовпадающие позиции сторон по таким важным для европейской безопасности вопросам, как независимый статус Косова, мораторий на выполнение Россией положе­ний Договора об обычных вооруженных силах в Европе, размещение в Чехии и Польше эле­ментов ПРО США, ядерная программа Ирана.
Каковы же итоги 20-го саммита Россия -ЕС в Португалии? Сколь — либо существенного продвижения ни по одному из направлений сотрудничества не было достигнуто. Еврочи­новники объясняют это отчасти тем, что нака­нуне предстоящих в нашей стране парламент­ских и президентских выборов вопросы отно­шений с Евросоюзом отошли в числе забот российского руководства на второй план и ему пока не до внесения новых конструктивных идей и предложений по дальнейшему разви­тию взаимодействия.
У России, в свою очередь, накопилось нема­ло встречных претензий к политике Евросоюза. Их смысл и содержание сводятся главным об­разом к тому, что Европа стала склонна безоговорочно солидаризироваться с ущемляющими российские интересы требованиями и позиция­ми присоединившихся к ней бывших прибал­тийских советских республик или союзников по Варшавскому Договору. Основная связанная с этим конкретная коллизия порождается под­держкой Брюсселем требований Польши, кото­рая в связи с запретом на импорт в Россию ее мясной продукции заблокировала начало пере­говоров о новом рамочном соглашении о со­трудничестве ЕС и России. Не иначе как прояв­ление предвзятой, недружественной по отно­шению к нам позиции может расцениваться от­сутствие внятной реакции со стороны госу­дарств Евросоюза на ущемления прав русскоя­зычных меньшинств в странах Балтии и на изве­стные антироссийские выпады эстонского руко­водства. Противоречат российским интересам и позиции Брюсселя по ряду вопросов торгово-экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о выдвижении на многостороннем раунде переговоров о вступлении России в ВТО ряда новых, в нашем понимании, требований по ранее уже согласованным в двустороннем порядке вопросам, а также об ущемлении ин­тересов российских компаний, прежде всего ОАО "Газпром", в результате недавно принято­го Еврокомиссией решения о разделении акти­вов энергомонополий и запрете на их приоб­ретение компаниями третьих стран.
Взаимных упреков накопилось, таким об­разом, немало.

Изменились и мы, и они
Каковы же первопричины нынешнего по­ложения дел? Представляется, что истоки се­годняшних нестыковок заключаются прежде всего во внутренней эволюции как России, так и ЕС.
Что касается нашей страны, то сегодняшняя ситуация убедительно демонстрирует иллю­зорность надежд тех на Западе, кто полагал, что состояние слабости России, ее неуверен­ности в себе, характерное для периода распа­да СССР, сохранится надолго. Быстрый рост экономики, укрепление оборонного потенциа­ла, достигнутая общественно-политическая и социальная стабильность позволяют России вновь обрести чувство собственного достоин­ства, активнее добиваться восстановления своих международных позиций, требовать уважения к себе, жестче отстаивать свои за­конные права, заставлять партнеров считаться с ними. Конечно же поведение России на международной арене изменилось. Теперь жерт­вовать своими интересами ради благораспо­ложения Запада мы уже не склонны. Именно это и вносит свой вклад в рост тех противоре­чий, о которых сказано выше. Запад в целом, как и Евросоюз в частности, просто еще не привык видеть Россию такой. Поэтому реаги­рует нервно. Тем более что своими предыду­щими действиями, неразумной покладистос­тью либо бездействием мы не раз сами давали партнерам повод надеяться, что головной бо­ли доставлять им не будем.
Изменился, в свою очередь, и Евросоюз. Усиление антироссийских акцентов в полити­ке расширившей свои границы единой Европы главным образом обусловлено вступлением в ЕС Польши и бывших советских прибалтий­ских республик, чьи исторические обиды на Россию составляют едва ли не стержень всей их внешнеполитической линии. Пока им уда­ется вполне успешно навязывать Брюсселю свои антироссийские подходы, основанные на узконациональных, эгоистических интересах. Особо же негативный для нас смысл приобре­тает позиция Польши, которая, руководству­ясь своей глубоко укоренившейся русофоби­ей, упорно блокирует переговоры по новому рамочному договору.
Важной чертой современного ЕС стало, кроме того, несомненное усиление политичес­кой воли к демонстрации европейской соли­дарности, к выработке единого подхода стран-членов по принципиальным вопросам. Не всегда это единство реально достигается, но явно возросло понимание его необходимо­сти для более эффективного отстаивания сво­их интересов, в том числе, разумеется, и в ди­алоге с Россией, что нашло отражение и в упо­мянутом выше Договоре о реформе, который фактически представляет усеченную конститу­цию ЕС. Порой в европейских инстанциях сей­час звучат даже довольно парадоксальные за­явления о том, что выступление с единой пози­ции в том или ином вопросе важнее самого содержания этой позиции. В значительной ме­ре привнесению в действия Брюсселя такой философии способствовала смена руковод­ства Германии, Великобритании и Франции и приход новых лидеров, не склонных к некри­тическому восприятию политического насле­дия своих предшественников. Так или иначе, вполне конструктивные, но уже не предвзято-позитивные подходы к отношениям с Россией, демонстрируемые со стороны А. Меркель и Н. Саркози,  по-видимому,  не позволяют нам
строить свою политику в отношении Евросою­за с расчетом на "особые" отношения с Герма­нией и Францией и показывают всю несостоя­тельность недавних разговоров о треугольни­ке Москва - Берлин - Париж.

Трудности преодолимы
Другими словами, изменились мы, изме­нился Евросоюз. Нам стало несколько труднее находить общий язык. И все же ситуацию, как представляется, не стоит чрезмерно драмати­зировать. При сохранении сторонами понима­ния того, насколько Россия и ЕС объективно нужны друг другу, дальнейшее всестороннее развитие стратегического партнерства не толь­ко вполне возможно, но просто не имеет раз­умной альтернативы. На основе такого обоюд­ного понимания конечно же могут быть найде­ны и взаимоприемлемые решения конкретных проблем, которые сейчас перед нами встают.
Важно при этом учитывать, что Евросоюз все же далек от того, чтобы повсеместной кон­солидированно выступать с антироссийских позиций, что у нас существуют значительные области совпадения интересов. Заинтересо­ванность в наращивании взаимодействия, на­личие широких возможностей для взаимовы­годного сотрудничества по-прежнему недву­смысленно подчеркиваются в брюссельских коридорах. Отнюдь не расстроены и основан­ные на достаточно прочном фундаменте наши отношения с европейскими "грандами". Мож­но, наконец, констатировать, что в перечис­лявшихся выше спорных вопросах российская позиция находит ту или иную степень понима­ния со стороны Италии, Испании, Греции, ря­да других государств ЕС.
Как бы то ни было, вполне справедливо мнение о том, что в вопросе о начале перего­воров по новому рамочному договору о со­трудничестве с Россией слово сейчас за наши­ми европейскими партнерами. Действие ны­нешнего СПС, согласно содержащемуся в нем положению, в отсутствие иных решений долж­но продлеваться. В согласовании же новых ра­мок сотрудничества ЕС заинтересован отнюдь не в меньшей степени, чем Россия. Так что для спешки, ради заключения рамочного договора любой ценой, оснований нет. Можно подо­ждать, пока созреют наши партнеры. То же са­мое относится и к вопросу о нашем вступлении в ВТО, о чем не раз недвусмысленно высказы­вались представители российского руковод­ства.
Таким образом, веских причин отказывать­ся от нынешней жесткой линии в отстаивании своих законных интересов в диалоге с Евросо­юзом у России нет. В сочетании с вниматель­ным отношением к интересам наших партне­ров, с реалистичностью подходов и при готов­ности к терпеливым поискам разумных ком­промиссов такая линия обязательно позволит найти точки соприкосновения и прийти к вза­имоприемлемым решениям по спорным во­просам. В конечном счете лишь такая твердая и достойная позиция обеспечит должное ува­жение к России со стороны Европы, как и собе­седников в других районах мира. Именно на такой основе возможно эффективное много­стороннее сотрудничество в противостоянии глобальным вызовам современности на благо всех и каждого.

Институт стратегических оценок и анализа
- специально для "РФ сегодня".




Оценка:  1    2    3    4    5

Обсуждения статьи:

Сообщений нет!
Новое сообщение
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Сообщение:

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку