12.11.2007
Трудный путь к взаимопониманию Почему в Португалии не было прорыва?
Объективная необходимость конструктивного и всестороннего взаимодействия между Российской Федерацией и Европейским союзом естественным образом вытекает из их географической близости и важной роли в системе современных международных отношений. Тесное переплетение экономик и высокие темпы роста торгового и инвестиционного сотрудничества сторон, невозможность решения без их участия ключевых проблем не только регионального, но и общемирового значения с неизбежностью подталкивают Россию и Евросоюз к совместному поиску развязок, согласованию подходов к вопросам взаимного интереса, созданию действенных механизмов сотрудничества.
В своем последнем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации В. Путин особо выделил значение отношений с ЕС, отметив их конструктивный характер и подчеркнув необходимость "закреплять и развивать" их позитивную динамику. В подготовленном МИД России в конце прошлого года по поручению Президента Обзоре российской внешней политики Европейский союз обозначен в качестве нашего главного партнера на Европейском континенте, сформулирована задача "строительства Европы без разделительных линий" при гармоничном сочетании общих ценностей и взаимных интересов. Аналогичные намерения провозглашаются и со стороны руководства Евросоюза. Комментируя перспективы отношений с Россией по завершении неформальной встречи министров иностранных дел ЕС 7-8 сентября с. г. в Португалии, верховный представитель Евросоюза X. Солана подчеркнул необходимость "работать над созданием настоящего стратегического альянса". О стратегическом партнерстве с Россией говорила и еврокомиссар по внешним связям Б.Ферреро-Вальднер. Не внес каких-либо негативных коррективов в стратегическую линию сотрудничества и юбилейный, 20-й саммит Россия - ЕС, прошедший 26 октября в г. Мафра (Португалия). Саммит подтвердил, что диалог между нами остается в целом конструктивным и позитивным.
Сложный этап Реальную атмосферу отношений, однако, сейчас трудно было бы назвать безоблачной. Едва ли есть достаточные основания употреблять слово "кризис", но то, что сотрудничество между Россией и Евросоюзом переживает непростой период, более чем очевидно. Идиллическая картина сравнительно недавнего постперестроечного прошлого, когда рисовались радужные перспективы естественного и беспроблемного включения России в общеевропейское партнерство, вплоть до утопических, но, наверное, достаточно искренних высказываний отдельных вполне ответственных политиков о возможности в более или менее отдаленном будущем формального вступления нашей страны в ЕС, соответствовала настроениям времени, хотя, разумеется, была далека от реального положения вещей. Тем не менее становлению сотрудничества был придан мощный импульс. К настоящему времени заложена солидная база взаимоотношений. Ее составляют действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (срок действия которого, как ожидается, будет продлен еще на год) и "дорожные карты" по четырем общим пространствам, охватывающие весь спектр взаимодействия - экономику, внутренние дела и юстицию, безопасность, гуманитарные вопросы. Дважды в год проводятся саммиты Россия - ЕС, осуществляются регулярные контакты представителей Правительства России и Еврокомиссии. На практике достигнут достаточно высокий уровень сотрудничества по широкому спектру проблем. Помимо активного развития экономических связей речь идет о совместной работе по урегулированию региональных кризисов (таких, как палестинская проблема, иранская ядерная программа, ситуация в Ираке), по реагированию на глобальные вызовы современности (борьба с международным терроризмом и наркоторговлей, преодоление последствий изменения климата, энергетическая безопасность), о развитии связей научного, гуманитарного характера и прочих направлениях сотрудничества. Из конкретных достижений самого последнего времени можно упомянуть о подписании сторонами соглашений об упрощении визового режима и о создании механизма раннего оповещения относительно возможных перебоев с поставками энергоносителей из России. Надо надеяться, что принятый на саммите ЕС Договор о реформе будет способствовать укреплению ЕС как субъекта, способного договариваться и развивать диалог с Россией. И все же главное, что отличает нынешний момент в отношениях между ЕС и Россией, - это нарастание взаимного непонимания, явное торможение диалога. За прошедшие годы создан немалый потенциал сотрудничества, но параллельно с ним растет и потенциал конфликтности. Сейчас вдруг всплыл целый комплекс противоречий, причем весьма существенных и принципиальных. В чем же стороны винят другдруга, что мешает результативному сотрудничеству? И почему именно сегодня происходит накопление потенциала конфликтности?
Взаимные упреки Даже схематичное и весьма неполное перечисление наиболее существенных претензий к позиции России, озвучиваемых с теми или иными акцентами лидерами стран-членов Евросоюза, руководителями европейских институтов, способно ввести в уныние самого заядлого оптимиста. Наиболее фундаментальное препятствие на пути к сближению усматривается нашими партнерами в мнимой ревизии российским руководством ранее намечавшегося курса на развитие в стране демократии, в подавлении оппозиции, неуважении прав человека и гражданских свобод, в целом в неготовности России разделить те "общие ценности", на которых построена единая Европа. Как не отвечающие духу добрососедства расцениваются принимаемые в последнее время активные меры по укреплению Вооруженных сил России, такие, как испытания новых систем оружия или возобновление боевого патрулирования стратегической авиации. Неприятие и раздражение наших собеседников вызывает то, что они называют проявлениями "неоимперской политики" Кремля, - "попытками восстановить прежнее влияние" в отношении Украины, Молдавии, Грузии, стран Балтии. Немало нелицеприятных слов звучит в наш адрес в связи с якобы имеющим место использованием поставок энергоносителей в качестве политического рычага, применением по отношению к нашим соседям различного рода экономических санкций. К тому же Россия-де тормозит развитие экономического сотрудничества, не ратифицируя подписанный Договор к Энергетической хартии, не допуская западные инвестиции в стратегические отрасли российской экономики. Особо подчеркивается приверженность Москвы двусторонним контактам с отдельными членами ЕС, что трактуется, как попытки разрушить европейское единство и игнорировать Евросоюз как единого собеседника. Наконец, источником серьезных противоречий являются прямо противоположные или несовпадающие позиции сторон по таким важным для европейской безопасности вопросам, как независимый статус Косова, мораторий на выполнение Россией положений Договора об обычных вооруженных силах в Европе, размещение в Чехии и Польше элементов ПРО США, ядерная программа Ирана. Каковы же итоги 20-го саммита Россия -ЕС в Португалии? Сколь — либо существенного продвижения ни по одному из направлений сотрудничества не было достигнуто. Еврочиновники объясняют это отчасти тем, что накануне предстоящих в нашей стране парламентских и президентских выборов вопросы отношений с Евросоюзом отошли в числе забот российского руководства на второй план и ему пока не до внесения новых конструктивных идей и предложений по дальнейшему развитию взаимодействия. У России, в свою очередь, накопилось немало встречных претензий к политике Евросоюза. Их смысл и содержание сводятся главным образом к тому, что Европа стала склонна безоговорочно солидаризироваться с ущемляющими российские интересы требованиями и позициями присоединившихся к ней бывших прибалтийских советских республик или союзников по Варшавскому Договору. Основная связанная с этим конкретная коллизия порождается поддержкой Брюсселем требований Польши, которая в связи с запретом на импорт в Россию ее мясной продукции заблокировала начало переговоров о новом рамочном соглашении о сотрудничестве ЕС и России. Не иначе как проявление предвзятой, недружественной по отношению к нам позиции может расцениваться отсутствие внятной реакции со стороны государств Евросоюза на ущемления прав русскоязычных меньшинств в странах Балтии и на известные антироссийские выпады эстонского руководства. Противоречат российским интересам и позиции Брюсселя по ряду вопросов торгово-экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о выдвижении на многостороннем раунде переговоров о вступлении России в ВТО ряда новых, в нашем понимании, требований по ранее уже согласованным в двустороннем порядке вопросам, а также об ущемлении интересов российских компаний, прежде всего ОАО "Газпром", в результате недавно принятого Еврокомиссией решения о разделении активов энергомонополий и запрете на их приобретение компаниями третьих стран. Взаимных упреков накопилось, таким образом, немало.
Изменились и мы, и они Каковы же первопричины нынешнего положения дел? Представляется, что истоки сегодняшних нестыковок заключаются прежде всего во внутренней эволюции как России, так и ЕС. Что касается нашей страны, то сегодняшняя ситуация убедительно демонстрирует иллюзорность надежд тех на Западе, кто полагал, что состояние слабости России, ее неуверенности в себе, характерное для периода распада СССР, сохранится надолго. Быстрый рост экономики, укрепление оборонного потенциала, достигнутая общественно-политическая и социальная стабильность позволяют России вновь обрести чувство собственного достоинства, активнее добиваться восстановления своих международных позиций, требовать уважения к себе, жестче отстаивать свои законные права, заставлять партнеров считаться с ними. Конечно же поведение России на международной арене изменилось. Теперь жертвовать своими интересами ради благорасположения Запада мы уже не склонны. Именно это и вносит свой вклад в рост тех противоречий, о которых сказано выше. Запад в целом, как и Евросоюз в частности, просто еще не привык видеть Россию такой. Поэтому реагирует нервно. Тем более что своими предыдущими действиями, неразумной покладистостью либо бездействием мы не раз сами давали партнерам повод надеяться, что головной боли доставлять им не будем. Изменился, в свою очередь, и Евросоюз. Усиление антироссийских акцентов в политике расширившей свои границы единой Европы главным образом обусловлено вступлением в ЕС Польши и бывших советских прибалтийских республик, чьи исторические обиды на Россию составляют едва ли не стержень всей их внешнеполитической линии. Пока им удается вполне успешно навязывать Брюсселю свои антироссийские подходы, основанные на узконациональных, эгоистических интересах. Особо же негативный для нас смысл приобретает позиция Польши, которая, руководствуясь своей глубоко укоренившейся русофобией, упорно блокирует переговоры по новому рамочному договору. Важной чертой современного ЕС стало, кроме того, несомненное усиление политической воли к демонстрации европейской солидарности, к выработке единого подхода стран-членов по принципиальным вопросам. Не всегда это единство реально достигается, но явно возросло понимание его необходимости для более эффективного отстаивания своих интересов, в том числе, разумеется, и в диалоге с Россией, что нашло отражение и в упомянутом выше Договоре о реформе, который фактически представляет усеченную конституцию ЕС. Порой в европейских инстанциях сейчас звучат даже довольно парадоксальные заявления о том, что выступление с единой позиции в том или ином вопросе важнее самого содержания этой позиции. В значительной мере привнесению в действия Брюсселя такой философии способствовала смена руководства Германии, Великобритании и Франции и приход новых лидеров, не склонных к некритическому восприятию политического наследия своих предшественников. Так или иначе, вполне конструктивные, но уже не предвзято-позитивные подходы к отношениям с Россией, демонстрируемые со стороны А. Меркель и Н. Саркози, по-видимому, не позволяют нам строить свою политику в отношении Евросоюза с расчетом на "особые" отношения с Германией и Францией и показывают всю несостоятельность недавних разговоров о треугольнике Москва - Берлин - Париж.
Трудности преодолимы Другими словами, изменились мы, изменился Евросоюз. Нам стало несколько труднее находить общий язык. И все же ситуацию, как представляется, не стоит чрезмерно драматизировать. При сохранении сторонами понимания того, насколько Россия и ЕС объективно нужны друг другу, дальнейшее всестороннее развитие стратегического партнерства не только вполне возможно, но просто не имеет разумной альтернативы. На основе такого обоюдного понимания конечно же могут быть найдены и взаимоприемлемые решения конкретных проблем, которые сейчас перед нами встают. Важно при этом учитывать, что Евросоюз все же далек от того, чтобы повсеместной консолидированно выступать с антироссийских позиций, что у нас существуют значительные области совпадения интересов. Заинтересованность в наращивании взаимодействия, наличие широких возможностей для взаимовыгодного сотрудничества по-прежнему недвусмысленно подчеркиваются в брюссельских коридорах. Отнюдь не расстроены и основанные на достаточно прочном фундаменте наши отношения с европейскими "грандами". Можно, наконец, констатировать, что в перечислявшихся выше спорных вопросах российская позиция находит ту или иную степень понимания со стороны Италии, Испании, Греции, ряда других государств ЕС. Как бы то ни было, вполне справедливо мнение о том, что в вопросе о начале переговоров по новому рамочному договору о сотрудничестве с Россией слово сейчас за нашими европейскими партнерами. Действие нынешнего СПС, согласно содержащемуся в нем положению, в отсутствие иных решений должно продлеваться. В согласовании же новых рамок сотрудничества ЕС заинтересован отнюдь не в меньшей степени, чем Россия. Так что для спешки, ради заключения рамочного договора любой ценой, оснований нет. Можно подождать, пока созреют наши партнеры. То же самое относится и к вопросу о нашем вступлении в ВТО, о чем не раз недвусмысленно высказывались представители российского руководства. Таким образом, веских причин отказываться от нынешней жесткой линии в отстаивании своих законных интересов в диалоге с Евросоюзом у России нет. В сочетании с внимательным отношением к интересам наших партнеров, с реалистичностью подходов и при готовности к терпеливым поискам разумных компромиссов такая линия обязательно позволит найти точки соприкосновения и прийти к взаимоприемлемым решениям по спорным вопросам. В конечном счете лишь такая твердая и достойная позиция обеспечит должное уважение к России со стороны Европы, как и собеседников в других районах мира. Именно на такой основе возможно эффективное многостороннее сотрудничество в противостоянии глобальным вызовам современности на благо всех и каждого.
Институт стратегических оценок и анализа - специально для "РФ сегодня".
Обсуждения статьи:
Сообщений нет!
|