18.04.2007
"Зарвавшийся малыш"
Кто виноват в обострении наших отношений с Эстонией
Отличительной чертой последних шести—восьми месяцев стало заметное ухудшение российско-эстонских отношений, которое было обусловлено откровенно враждебной по отношению к России и русским позицией эстонских властей.
По мнению многих экспертов, эстонцы рассматривают такую конфронтацию с нашей страной как средство отстаивания цивилизационного выбора или собственной идентичности.
Еще несколько лет назад некоторые российские политики всерьез рассчитывали на то, что после присоединения к европейским международным организациям и НАТО, исповедующим демократические принципы, политика Эстонии подвергнется значительной корректировке. Сейчас, однако, стало абсолютно очевидно, что под девизом сохранения единства в рядах ЕС и НАТО и предлогом их демократического духа Эстонии и другим новым членам этих организаций позволено делать все что угодно. Разве можно серьезно рассматривать такие "меры", как выражение сожаления со стороны председателя ПАСЕ Линдена по поводу принятия в Эстонии закона "О защите воинских захоронений"?
Директива Европейского союза, обязывающая Эстонию предоставить постоянные виды на жительство десяткам тысяч российских военнослужащих в отставке и членам их семей, также не возымела никакого действия на эстонское правительство. Между тем в директиве совершенно четко определено, что "начиная с 26 января 2006 года страны-члены ЕС обязаны предоставить статус постоянного жителя всем гражданам стран, не являющихся участницами Евросоюза, которые до предоставления ходатайства о получении постоянных видов на жительство прожили в стране ЕС не менее пяти лет на постоянной и законной основе". Единственным условием для получения документа является наличие стабильного дохода и медицинской страховки. В настоящее время в Эстонии на основании эстонско-российского соглашения о социальных гарантиях по срочным видам проживает около 30 тыс. российских военных пенсионеров и членов их семей. При этом эстонское законодательство не разрешает российским военным пенсионерам и членам их семей проживать в стране на постоянной основе. Временные же виды на жительство им выдаются максимально на пять лет после предоставления множества документов и на основании решения специальной правительственной комиссии.
Тем не менее министр по делам народонаселения Пауль-Ээрик Руммо официально заявил, что пока все же рано говорить, смогут ли отставные военнослужащие России получить, согласно евродирективе, постоянные виды на жительство.
Потребовать от Эстонии полного соблюдения обязательств, которые она приняла на себя при вступлении в Евросоюз, рекомендует международным организациям влиятельная правозащитная организация Эмнисти Интернэшнл. В частности, ее представители считают, что Эстония должна выполнять "законодательно и на практике принятые в ЕС стандарты в области прав человека и противодействия дискриминации".
Организация призвала ЕС "напрямую включить положения о соблюдении и защите прав меньшинств в рамки своего законодательства". Правозащитники также советуют Еврокомиссии "обратить особое внимание на положение языковых меньшинств в Эстонии при мониторинге соблюдения Эстонией закона ЕС, запрещающего дискриминацию, и продолжать участие в финансировании и мониторинге проектов, направленных на интеграцию меньшинств в Эстонии".
По мнению Эмнисти Интернэшнл, Евроко-миссия должна "контролировать соблюдение Эстонией обязательств о расширении доступа представителей русскоязычного меньшинства на рынок труда и не оставлять усилий, направленных на просвещение языковых меньшинств". И в этом случае реакция эстонских властей была резко отрицательной.
Эстонией также абсолютно безнаказанно игнорируется мнение Евросоюза по вопросу о границе с Россией, являющейся одновременно и границей Евросоюза. Выдвинув в качестве условия подписания договора о границе включение в него особой преамбулы, эстонцы, по сути, поставили под вопрос свое членство в этой организации, поскольку при вступлении в ЕС Эстония признала существующие границы.
Однако наиболее одиозным и болезненным для отношений Эстонии и России стал конфликт, разгоревшийся вокруг памятника советскому Воину-освободителю в Таллине. При этом следует учитывать, что эта проблема, демонстративно раздуваемая эстонскими властями, при наличии доброй воли вполне могла бы быть тихо и мирно решена на уровне городских властей Таллина.
Искусственное нагнетание напряженности вокруг памятника превратило ее в проблему № 1 политической жизни страны и двусторонних отношений с Россией. Причем даже в условиях взвинчивания страстей реакция общественности на события вокруг "Бронзового солдата", выявленная в результате опроса мнения населения и общественных организаций, носила достаточно сбалансированный характер. Так, по результатам опроса, проведенного в конце 2006 года, общественность в Эстонии четко разделилась на три основные группы - противников "Бронзового солдата", его защитников и тех, кто считает, что памятник нуждается в "новом смысле". Из опрошенных девятнадцати общественных организаций все девятнадцать считают, что желающие должны иметь возможность поминать павших. Пятнадцать из принявших в опросе организаций согласны с тем, что перенос "Бронзового солдата" на другое место сказался бы отрицательно на репутации государства.
С целью выяснения мнения горожан городские власти осенью провели опрос жителей столицы, участие в котором приняли 1200 таллинцев. При этом 27 процентов высказались за то, чтобы памятник сохранился на Тынисмяэ в своем нынешнем виде. С тем что он должен остаться на своем нынешнем месте, но переоформленным в памятник всем павшим во Второй мировой войне, согласились 22 процента. Почти треть - 30 процентов -считают, что монумент необходимо перенести с Тынисмяэ в более подходящее место. 6 процентов посчитали, что предпринять нужно "нечто другое", а 15 процентов признались, что "не могут занять по данному вопросу какой-то определенной позиции".
Между тем, по результатам проведенного газетой Eesti Paevaleht в марте текущего года опроса общественного мнения, за сохранение памятника на Тынисмяэ высказались уже 44 процента опрошенных. Среди респондентов, чьим родным языком является эстонский, сторонников переноса памятника было 47 процентов, а 33 процента респондентов-эстонцев - против переноса. Среди русскоговорящих респондентов за перенос памятника выступают 10 процентов, против - 77 процентов.
Мы намеренно так подробно приводим данные опросов мнения жителей Эстонии, которые показывают, что не только в Таллине, но и во всем эстонском обществе бытуют различные точки зрения. При этом вопреки усиленно нагнетаемой властями страны националистической истерии общественность достаточно спокойно относится к таким вопросам. В свою очередь, позиция эстонских властей далеко не просто укладывается в логику осуществляемой ими в настоящее время политики. Она отражает их стремление во что бы то ни стало максимально обострить отношения между двумя странами, превратить Россию в заклятого врага молодой эстонской демократии, предстать в глазах мировой общественности жертвой имперских устремлений России. В этой связи едва ли случайным можно назвать недавнее заявление командующего Силами обороны Эстонии Антса Лаанеотса о том, что на противоположном берегу Нарвы с Эстонией соседствует не самое дружественное государство, отношения с которым представляют собой проблему для обеспечения безопасности страны.
Постоянно муссируя темы оккупации Эстонии Советским Союзом и страданий, перенесенных ее народом, эстонские власти не только предпочитают умалчивать о том, что с исторической точки зрения ни один из этих вопросов не является однозначным, но зачастую идут и на прямую подтасовку фактов. Чтобы прийти к такому выводу, достаточно внимательно изучить исторические и политические процессы, проходившие на территории Эстонии в конце 30-х и начале 40-х годов, и в частности деятельность тогдашнего правительства Эстонии, сравнить экономическое положение в ней накануне ее включения и после выхода из состава Советского Союза, а также проанализировать роль Эстонии во Второй мировой войне.
Что касается последнего момента, то в 1989 году под патронажем покойного ныне президента Леннарта Мери была учреждена Международная комиссия по расследованию преступлений против человечности в Эстонии. Комиссия под руководством министра Макса Якобсона в 1988-1989 годах внимательно изучила не только преступления "советских оккупантов", но и участие эстонцев в геноциде евреев, цыган, убийствах русских.
По оценкам исследователей, помимо евреев и цыган было уничтожено около 6000 эстонцев. Более того, внимательное изучение комиссией немногочисленных свидетельств позволяет предположить, что из 30 с лишним тысяч советских военнопленных, находившихся на территории Эстонии, умерли в заключении примерно 15 тысяч. Комиссия не смогла или не захотела установить, сколько военнопленных умерли от плохих условий содержания и жестокого обращения, а сколько были сознательно уничтожены. Известно, что эстонскими эсэсовцами осуществлялись убийства заключенных в лагерях на территории самой Эстонии, они также участвовали в так называемых "рейдах" по, деревням Польши, Белоруссии и Литвы.
В городе Гдове Псковской области; например, в 1944 году перед уходом нацистов зондеркомандой, состоявшей преимущественно из эстонцев, были взорваны православные храмы и синагога, уничтожены сотни домов, включая памятники русской архитектуры.
В свете этого, пусть даже весьма неглубокого, исследования представляется логичным рассмотреть вопрос о "страданиях" эстонского народа во время советской "оккупации" с учетом того, что военных преступников, совершавших преступления, в том числе и против собственного народа, в послевоенное время особенно не жаловали ни в одной стране.
Можно пойти еще дальше и посмотреть, чьими же руками осуществлялся "оккупационный режим". Как ни странно, это именно те, кто сейчас больше всех оплакивает страдания эстонцев: господин Рюйтель - первый президент независимой Эстонии, а во времена "оккупации" председатель Верховного совета ЭССР; господин Ансип - премьер-министр независимой Эстонии, а в прошлом инструктор Тартуского горкома КПСС; господин Лаанеотс - командующий Силами обороны Эстонии, бывший полковник "оккупационной" Советской армии; господин Лаар -дважды занимавший пост премьер-министра независимей Эстонии и основной идеолог борьбы против памятника советскому Воину-освободителю, а в прошлом секретарь райкома комсомола в городе Тарту; господин Варек - до недавнего времени спикер парламента независимой Эстонии, а ранее - председатель колхоза "Виру" и совхоза Куллаару. Список внезапно прозревших "патриотов" Эстонии можно продолжать до бесконечности, перебирая нынешних ее руководителей, которые с такой же настойчивостью требуют теперь от России извинений и компенсации за нанесенный "оккупацией" ущерб, с какой раньше делали карьеру в советской Эстонии. К сожалению, все эти вопросы практически не находят отражения в российских средствах массовой информации, в результате чего Россия без боя сдает свои позиции в информационной войне.
В то же время нельзя сказать, что такую же пассивную позицию занимают и российские власти. В конце 2006 года Россия внесла на рассмотрение Генассамблеи ООН резолюцию, осуждающую прославление в прибалтийских государствах солдат, сражавшихся в нацистском легионе "Ваффен СС". Однако адекватной реакции не последовало.
"Вызывает недоумение тот факт, что отрицание холокоста в ряде государств Европы преследуется в уголовном порядке. Но когда мы заговорили об осуждении породивших его причин и призвали не допустить повторения страшного явления - фашизма, страны Евросоюза по каким-то причинам воздержались при голосовании по нашей резолюции", - заявил постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин в интервью "Российской газете" от 18 ноября 2006 года.
Аналогичную жесткую реакцию Министерства иностранных дел России вызвал внесенный в парламент Эстонии законопроект, запрещающий использование и распространение в общественных местах советской символики, приравненной к нацистской. Как следовало из заявления официального представителя российского внешнеполитического ведомства Михаила Камынина, Россия "с недоумением отмечает, что в последнее время эстонская сторона с неподдающимся логике упорством предпринимает провокационные шаги, чтобы серьезно осложнить наши отношения. Подобными мерами власти Эстонии продолжают кощунственные попытки переписать историю, поставить в один ряд преступления нацистов и подвиг советского народа, внесшего решающий вклад в освобождение Европы от фашизма".
В одном из недавних интервью, говоря о "направленной против Эстонии пропаганде в России", президент Эстонии отметил: "Социальные проблемы живущих в России людей намного тяжелее, чем у живущих здесь русских. Вот именно для того, чтобы отвлечь внимание от этих проблем, и создается образ врага. Это же классика со времен Геббельса".
Если судить по проводимой эстонскими властями политике, то дело обстоит как раз наоборот, да и проблем у них гораздо больше, чем у российских властей. Прежде всего это, конечно, непосильная задача насильственной трансформации Эстонии в моноэтническое общество, чего пока еще не удавалось ни одной стране мира. При этом эстонские власти ни в малейшей мере не смущает национальная политика их коллег по Европейскому союзу, в которых национальные меньшинства пользуются всеми правами, вплоть до признания их языка вторым или третьим государственным.
Несмотря на постоянные антироссийские выпады, Эстония не стала по-настоящему независимой страной. И дело даже не в том, что маленькая страна, входящая в мировые и региональные военные, экономические и политические блоки и находящаяся под покровительством крупных держав, никогда не сможет проводить самостоятельную политику. Еще в большей степени, чем от своих покровителей, Эстония зависит от собственных амбиций, внушенных новоприобретенной государственностью. Она как зарвавшийся малыш во дворе в надежде на защиту старшего брата все больше позволяет себе выходки, за которые может впоследствии тяжело поплатиться.
Каковы же перспективы? К сожалению, результаты состоявшихся 4 марта нынешнего года парламентских выборов в Эстонии говорят о том, что надежды на улучшение отношений весьма призрачны. Победившая на выборах Партия реформ, которая до выборов входила в состав коалиционного правительства вместе с умеренной Центристской партией, теперь образовала новое правительство в коалиции с правыми и националистическими партиями. В связи с этим следует ожидать ужесточения антироссийской риторики и еще более демонстративных жестов в отношении России.
Обсуждения статьи:
Сообщений нет!
|