14.07.2006
Что нас ждет? Ответ за нами!
Давать прогнозы даже на ближайшую перспективу всегда было делом неблагодарным. Для России, которая далеко не полностью оправилась от великих потрясений конца прошлого века, неблагодарное вдвойне. С другой стороны, грандиозные перемены последних двух десятилетий настоятельно требуют составления просчитанных прогнозов, основанных на глубоких аналитических выкладках. К сожалению, у России за все годы ее существования в новом качестве не было и нет ни стратегических прогнозов развития страны, ни перспективного планирования, ни соответствующего государственного органа, который занимался бы стратегическим прогнозированием и планированием, определением стратегического курса. Страна до сих пор не имеет даже четко определенной стратегической цели и полтора десятилетия находится в поисках собственной идентичности. С начала 90-х годов и практически вплоть до сегодняшнего дня “мы занимались в основном латанием дыр и выживанием”, признал Владимир Путин на расширенном заседании Совета безопасности РФ 20 июня. Но сейчас у страны есть возможность — и, добавим, острейшая необходимость — “заглянуть в завтрашний день и сформулировать долгосрочную стратегию развития страны по всем критическим направлениям”. Все, чем приходится руководствоваться стране, это ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых ставятся задачи скорее тактического плана.
Уместно напомнить, что еще недавно экспертным сообществом России обсуждался доклад Национального разведывательного совета США “Контуры мирового будущего (проект-2020)”. Этот масштабный аналитический документ пронизан идеей, которую уже вряд ли можно считать бесспорной, — безусловного глобального лидерства США.
Будущее России в этом докладе, в других материалах аналогичного толка прогнозировалось в довольно серых тонах, ей отводилась не очень заметная роль в мировом сообществе первой четверти XXI века — роль поставщика сырьевых ресурсов, с ограниченным влиянием даже на пространстве СНГ. Возрождение России как интенсивно развивающейся в экономическом и социальном отношении державы не рассматривалось. Предрекалась даже возможность распада России. И такая опасность действительно существовала. В Послании Президента России Федеральному Собранию 2005 года признавалось, что после крушения СССР “эпидемия распада перекинулась на саму Россию”.
Но сегодня уже с достаточной степенью уверенности можно говорить о том, что опасность распада страны под воздействием сепаратистских сил миновала. Россия вступила в период относительной стабильности, экономического и социального подъема, пусть и идущего пока с определенными перекосами и огрехами и не теми темпами, которыми хотелось бы. Наблюдается улучшение социального климата, даже при всех издержках, имевших место в последние годы.
Но и на этом в целом благоприятном фоне проблема выживания страны продолжает оставаться актуальной. Вопрос также в том, сумеет ли страна в ближайшие 10—15 лет удержать и упрочить свое место в ряду ведущих государств мира, уготована ли ей участь технологически слаборазвитой страны, плетущейся в хвосте передовых держав мира, за которой будет окончательно закреплен статус сырьевого поставщика, или территория России станет, в конце концов, зоной нестабильности и кризисов, а страна подвергнется дальнейшему распаду и прекратит свое существование не только как великая мировая, но и как ведущая региональная держава.
Образно говоря, сегодня Россия стоит на перепутье, и от правильного выбора пути будет зависеть ее дальнейшая судьба. Сумеет ли Россия возродиться в своем новом качестве и по праву занять подобающее ей место в мире? Ответ на этот вопрос зависит от многих как внешних, так и внутренних факторов.
Что касается внешней среды, то отсутствие в последние годы широкомасштабных угроз извне, особенно военного характера, что позволило отказаться от изнурительной гонки вооружений, внешнеэкономическая конъюнктура, благоприятная для России как одной из главных мировых нефте- и газодобывающих стран, международная обстановка в целом способствовали не только укреплению позиций Российской Федерации на международной арене, но и, что особенно важно, ее внутреннему развитию. Насколько нынешние российские власти сумели воспользоваться этой благоприятной обстановкой — вопрос другой.
С достаточно высокой степенью вероятности можно утверждать, что в целом позитивный для России внешнеполитический фон в ближайшей перспективе удержится, хотя нельзя исключать и нежелательных возмущений внешней среды.
Сохранятся в основном на прежнем уровне отношения России с Соединенными Штатами и стратегический курс Вашингтона в отношении России, даже в случае прихода к власти в этой стране демократов. Хотя бы потому, что стратегическая цель США по отношению к России останется прежней: не допустить возрождения России как глобального противника и даже как регионального лидера. Но США и к 2020 году останутся ведущей державой мира, и для России важно, твердо отстаивая свои интересы, не переступить ту грань, за которой последует необратимая и невыгодная, прежде всего для нашей страны, конфронтация во взаимоотношениях с США.
Можно ожидать продвижения в отношениях России с Евросоюзом, хотя каких-то прорывных событий на этом направлении не произойдет.
На пространстве СНГ будет усиливаться борьба за передел сфер влияния между США, Европой, Китаем и Россией. Произойдет дальнейшее размежевание бывших советских республик по внешнеполитическим векторам, можно ожидать усиления политического влияния США в западных (Украина, Молдова) и южнокавказских государствах. Вместе с тем в этих республиках сохранится и влияние Москвы, особенно в экономической сфере. Скорее всего, Украина и Грузия станут членами НАТО — вариант для России невыгодный, но и не смертельный, даже с учетом того, что это существенно изменит геополитический ландшафт на пространстве бывшего СССР и повысит возможности Запада оказывать силовое давление на Россию.
Что касается СНГ, которое практически превратилось в недееспособную организацию с нарастающими внутренними противоречиями между его членами и теперь уже дышит на ладан, то к 2020 году оно вряд ли сохранится.
Более вероятны и пессимистические прогнозы в отношении создания Союзного государства Беларуси и России. Вполне обоснованы опасения, что Белоруссия может выйти из сферы влияния России и примкнуть к когорте стран, составляющих основу санитарного пояса, создаваемого сегодня на западных и южных рубежах России. К этому ее подталкивают внешние силы, этому, надо признать, способствует и политика России.
Повысится роль Центрально-Азиатского региона, в котором помимо России борются за усиление своего влияния США и Китай. США, начав с реализации энергетических проектов, вскоре обеспечили в регионе свое военное присутствие, а теперь стремятся создать блок региональных государств под своим патронажем, но без участия России. Все увереннее заявляет о себе Казахстан, стремящийся стать самостоятельным игроком в регионе и занять здесь лидирующие позиции.
XXI век все чаще называют “веком Азии”, поэтому все большее значение будет приобретать азиатский вектор российской политики. Обозначившиеся в последние годы тенденции сближения и расширения связей России со странами Ближнего и Среднего Востока, Восточной и Южной Азии, если они сохранятся и разовьются (а в этом существует обоюдная заинтересованность), будут способствовать укреплению позиций России в мире и в Евразийском регионе. Эти тенденции, в частности, получили свое развитие на последнем саммите Шанхайской организации сотрудничества, который внес немалый вклад в общую картину складывающегося сегодня мироустройства, в отношения между основными глобальными центрами силы, во многом определяющими магистральные направления и общие перспективы мирового развития. Внес он и новые нюансы в оценку исторических перспектив России по крайней мере на ближайшие полтора-два десятилетия.
Можно сделать вывод, что в целом благоприятный для России внешнеполитический фон сохранится и на ближайшие 10—15 лет, если не возникнут какие-либо форс-мажорные обстоятельства, которые исключать нельзя.
Но решающее влияние на перспективы страны, ее состояние и положение в мире будут иметь, конечно, внутренние факторы и ресурсы. Именно здесь проходит сегодня главный фронт борьбы за будущее России.
К сожалению, в этой сфере положение страны пока далеко не радужное. Достигнутая относительная стабильность внутриполитической ситуации, экономический рост последних лет опираются в основном на весьма шаткий фундамент — рост мировых цен на энергоносители. Поток нефтедолларов временно ослабил, но не ликвидировал те проблемы, которые накопились перед страной в результате непродуманной приватизации, “парада суверенитетов”, развала правоохранительных органов и спецслужб, систем здравоохранения, образования, науки. И сегодня страна стоит перед грузом серьезнейших проблем, от решения которых в буквальном смысле слова зависит само ее существование. Наиболее острые критические направления — это демографическая ситуация, технологическая модернизация экономики, укрепление национальной безопасности по целому ряду направлений.
Демография недаром поставлена на первое место. Если в ближайшие 10—15 лет ситуация в этой области не претерпит существенных изменений к лучшему, другие насущные сегодня проблемы попросту отпадут, включая и обеспечение обороноспособности страны, их некому и не для кого будет решать. Люди — главное и незаменимое богатство страны. Уровень ежегодной депопуляции населения России приближается к 1 проценту от общей его численности, коэффициент рождаемости — 1,26 (а только для сохранения численности требуется примерно 2,2), причем из 10 новорожденных семь не могут считаться абсолютно здоровыми. Детей в возрасте до 18 лет немногим более 30 млн, то есть меньше, чем пенсионеров. К 2020 году число пенсионеров сравняется или даже превысит число работающих. По данным на 1 декабря 2005 года, численность населения России составляла 142,8 млн человек. Всего же через 15 лет она может стать меньше почти на 23 млн человек. А к 2050 году составит не более 60 млн. Уже сегодня пустеют многие зауральские территории России. В большой Москве проживает около 15 млн человек, а население Дальнего Востока и Крайнего Севера сократилось примерно на 40 процентов. Пустеет Сибирь, особенно ее восточные и северные районы. К этому надо добавить заметное ухудшение психологического и морального здоровья, образовательного и культурного уровня населения России. Так, общепринятый уровень физической деградации — 8 литров алкоголя в год на человека, а в России уже к концу прошлого века на каждую душу приходилось 15,4 литра чистого алкоголя. Приобретает уровень национального бедствия заболеваемость СПИДом. Буквально удручающим можно назвать отношение российского населения к собственному здоровью, физической культуре.
Этот процесс саморазрушения должен быть остановлен, если мы не хотим, чтобы наши территории в самом ближайшем, по историческим меркам, времени не отошли другим странам и народам, а экономика пришла к окончательному упадку. В конце концов, темпы роста ВВП зависят не только от инвестиций и открытости экономики, но главным образом от роста населения и человеческого капитала. Государство намерено тратить на демографические проблемы ежегодно 195 млрд рублей. Достаточно ли этих средств, как и тех мер, которые намечены Правительством для преодоления демографического кризиса? (Оборонный бюджет России в 2007 году составит примерно 800 млрд рублей, или 2,7 процента от ВВП, а через пару лет может достичь одного триллиона.)
Модернизация экономики — вторая по значимости проблема России. Дело не только в мизерном для страны, входящей в “восьмерку”, объеме ВВП, который составляет всего 1 процент мирового, 6 процентов ВВП США и примерно в 6 раз меньше китайского. И это при том, что страна обладает почти 30 процентами мировых природных запасов и всего лишь 20 лет назад была второй экономикой мира! К катастрофическому уровню приближается износ технологического оборудования. Но самое главное — требуется кардинально и в сравнительно короткие сроки изменить структуру экономики, придать ей инновационный характер, ликвидировать все нарастающий технологический разрыв между отдельными отраслями промышленности, подвергнуть существенной модернизации нынешние экономические механизмы.
Инфляция, коррупция, бюрократия, монополизация некоторых отраслей экономики — вот те преграды, которые существенно тормозят развитие российской экономики в нужном направлении и в требуемых темпах.
Важность этой задачи для будущего страны понимают в Правительстве России, хотя пока и продолжают работать в основном по известному принципу “хотели как лучше”. Михаил Фрадков на одном из последних заседаний Совета безопасности подвел убедительный итог такой работе: “Все слова сказаны, а качественных изменений пока нет”. Вместе с тем он признал, что альтернативы прорыву в сфере высоких технологий реструктуризации экономики попросту нет, Россия обречена встать на путь возрождения.
В целом же, оценивая перспективы страны на ближайшие годы, надо отметить, что наряду с целым набором серьезных угроз, ставящих под вопрос не только возрождение, но и само существование страны, перед Россией сегодня открываются и широкие возможности. Растет интерес зарубежных инвесторов к российской экономике (правда, это касается в основном инвестиций в энергетику), укрепляется рубль, который в ближайшее время должен стать мировой валютой, растет объем золотовалютных резервов, хотя эффективное использование накапливаемых финансовых средств для развития экономики и подъема социального уровня жизни населения остается пока проблемой. Постепенно улучшается социальный климат. Приняты и реализуются масштабные национальные проекты, призванные поднять уровень жизни населения. Но самое убедительное — власть наконец перестает двигаться по кругу, переходит от слов к делу, наметила и приступила к реализации курса на возрождение страны с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Немаловажно и то, что руководство страны пользуется поддержкой населения, причем эта поддержка питается не только страхом перед непредсказуемостью и нестабильностью (и такой психологический момент в общественном настроении действительно присутствует), но и надеждами на лучшее будущее, верой в способность Президента и Правительства консолидировать российское общество и переломить ситуацию в стране к лучшему. Хотя, конечно, нельзя забывать, что этот потенциал доверия имеет свои пределы, тем более что способность нашей властной политической и экономической элиты справиться с вызовами времени зачастую вызывает обоснованные сомнения.
Все это позволяет с умеренным оптимизмом оценивать будущее России к 2020 году. Важно, чтобы в стране на этот период была обеспечена политическая стабильность. В этом отношении многое будет зависеть от результатов избирательного цикла 2007—2008 годов, который и без того усложнит решение приоритетных задач, так как на этот период значительные силы и средства государства и общества неизбежно будут отвлечены на политическую борьбу за пост Президента и депутатские мандаты.
России, по крайней мере, в ближайшие два десятилетия, конечно, уже не занять того места в мире, которое занимал СССР. Да этого и не надо. Но пока у страны есть возможности преодолеть сегодняшние трудности, главные из которых лежат внутри страны, выйти к 2020 году на уровень развитых стран и, в конце концов, занять достойное место среди ведущих государств мира, соответствующее не только ее историческим корням и традициям, но и реальным возможностям.
Институт стратегических оценок и анализа — специально для “РФ сегодня”
Обсуждения статьи:
Сообщений нет!
|