ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
НОМЕР ЖУРНАЛА: 47 (1) 2012г.
РУБРИКА: Экономика и финансы
АВТОРЫ: Козлов Вячеслав
В связи с вступлением 8 декабря 2011 года в законную силу Федерального закона № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», декриминализирован ряд преступлений, в том числе статья 188 УК РФ (Контрабанда), а также существенно изменился статус и процессуальные полномочия таможенных органов как органов дознания. Поскольку п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ признан утратившим силу, таможенные органы, как и другие правоохранительные структуры, лишены права производства предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам об экономических преступлениях. Но это не означает, что они лишены также и права производства неотложных следственных действий. Пунктом 3 части второй статьи 157 УПК РФ предусматривается право производства таможенными органами неотложных следственных действий по шести статьям: 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 УК РФ, а всего по 17 составам преступлений. Понятие неотложных следственных действий определено в п. 19 ст. 5 УПК РФ и означает действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно в целях обнаружения и фиксации преступления, а также доказательств незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. При этом срок производства неотложных следственных действий не может превышать 10 суток с момента возбуждения уголовного дела, после чего уголовное дело направляется руководителю следственного органа по подследственности. Неотложные следственные действия являются факультативным начальным этапом расследования, на котором орган дознания незамедлительно, в недопускающей отлагательства ситуации, вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях скорейшего обнаружения и закрепления следов преступления, а также установления лиц его совершивших. Неотложная ситуация — это всегда внезапное возникновение таких обстоятельств, которые четко указывают на признаки преступления и дают основания полагать, что любое промедление с проведением возможных процессуальных действий приведет к значительным негативным последствиям в виде: утраты следов преступления; сокрытия лиц его совершивших; сокрытия имущества, подлежащего экспертной оценке; утраты возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением. Неотложность проведения следственных действий в таможенных органах вызвана тем, что, как правило, преступления выявляются в зонах таможенного контроля, складах временного хранения, железнодорожных составах, водном и воздушном транспорте, автомобильном транспорте и др., в том числе в пути следования товара. При этом обеспечить своевременное прибытие соответствующего следователя на место совершения преступления зачастую бывает крайне затруднительно. В действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в отличие от существовавшего ранее УПК РСФСР, нет перечня следственных действий, которые можно отнести к неотложным. В настоящее время действующий УПК РФ не ограничивает орган дознания перечнем неотложных следственных действий. Неотложными могут быть любые следственные действия, выполняемые в безотлагательных следственных обстоятельствах. Невыполнение таких действий, связанных с обнаружением, изъятием и фиксацией доказательств, грозит утратой следов преступления, сокрытием лиц его совершивших и утратой возможности возмещения вреда и возвращения похищенного. Что касается дознавателя, то он, как должностное лицо органа дознания в таможенных органах, сохраняется, поскольку в соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять не только предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, каковыми и являются неотложные следственные действия. Общая часть Уголовного кодекса РФ расширена за счет новых статей, предусматривающих введение нового вида наказания — принудительных работ. Стало возможным освобождение от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших экономические преступления. Предусмотрена и возможность отсрочки для больных наркоманией, также впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков. К категории преступлений небольшой тяжести отнесены умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет, а не двух, как это было предусмотрено в прежней редакции ч. 2 ст. 15 УК РФ. В Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации декриминализированы такие составы преступлений, как «Клевета» (ст. 129 УК РФ), «Оскорбление» (ст. 130 УК РФ), «Контрабанда» (ст. 188 УК РФ), «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя» (ст. 298 УК РФ). Данный Закон не только явился причиной начала реформирования правоохранительных подразделений таможенных органов, но и породил ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего разрешения. Нормы законодательства, регулирующие уголовную ответственность за преступления в сфере таможенного дела, значительно изменены. Действительно, как для таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности важным фактором изменений явилась декриминализация статьи 188 УК РФ, которая 8 декабря 2011 года прекратила свое существование. Как известно, статья 188 УК РФ состояла из 4 частей, каждая из которых квалифицировала преступные деяния как контрабанду различных категорий преступлений. Например, часть первая предусматривала ответственность за совершение экономической контрабанды. Иногда ее называют «товарной контрабандой». Эта часть полностью декриминализирована. Напомню, что она предусматривала уголовную ответственность за перемещение в крупном размере через таможенную территорию Российской Федерации товаров и иных предметов, за исключением запрещенных к свободному обороту, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Теперь ответственность за перечисленные незаконные деяния может быть только административная. В том числе не наступает уголовная ответственность и за незаконный ввоз и вывоз иностранной валюты или валюты Российской Федерации. Согласно Договору о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, подписанному в Астане 5 июля 2010 года, ввоз и вывоз физическими лицами наличных денежных средств на сумму, не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, не подлежат декларированию в письменной форме. Ввоз и вывоз физическими лицами наличных денежных средств на сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, подлежат тамо-женному декларированию в письменной форме на всю сумму. В случае недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, либо внешних или внутренних ценных бумаг в документарной форме при перемещении через таможенную границу Таможенного союза на сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, наступает административная ответственность по ст. 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей. Следует иметь в виду, что при перемещении валюты через Государственную границу Российской Федерации в Республику Беларусь, либо Республику Казахстан, либо в обратном порядке, какого-либо декларирования не требуется, поскольку с этими странами у нас единая тамо-женная территория. Ответственность за контрабанду товаров, запрещенных к свободному обороту, в настоящее время предусмотрена ст. 226.1 УК РФ (Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей) и ст. 229.1 УК РФ (Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ). Однако диспозиции статей 226.1 и 229.1 УК РФ определяют контрабанду как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, и не содержат таких контрабандообразующих признаков, которые содержались в ст. 188 УК РФ и о которых сказано выше. Представляется, что применение указанных норм в существующей редакции в правоохранительной практике будет достаточно затруднительным и может привести к необоснованно расширительному толкованию. Существует также неопределенность применения в практической деятельности ст. 226.1 УК РФ в части определения контрабанды стратегически важных сырьевых товаров и ресурсов. Дело в том, что ответственность за контрабанду таких товаров в указанной статье предусмотрена, а их перечня нет. Получается, что уголовная ответственность предусмотрена, а привлечь лицо, совершившее преступление, нельзя. Согласно примечанию 1 ст. 226.1 перечень стратегически важных сырьевых товаров и ресурсов утверждается Правительством Российской Федерации. Таким образом, ст. 226.1 УК РФ в указанной части будет «работающей» только после утверждения перечня Правительством Российской Федерации. Статья 194 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, дополнена частями третьей, квалифицирующей аналогичные деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения и с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, и четвертой — квалифицирующей деяния, предусмотренные частями второй или третьей указанной статьи, совершенные организованной группой. Поскольку в примечании к данной статье указано, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере (а следовательно, наступает уголовная ответственность), если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает один миллион рублей, с организации — два миллиона рублей, а в особо крупном размере — если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает три миллиона рублей, с организации — десять миллионов рублей, то в практической деятельности могут возникнуть проблемы, связанные с единым подходом к учету и регистрации преступлений, предусмотренных ст. 194 УК РФ. Так, не исключено, что недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности в целях ухода от уголовной ответственности за совершаемые противоправные деяния будут разбивать товарные партии в рамках одного контракта на более мелкие, в которых сумма подлежащих оплате тамо-женных платежей является недостаточной для возбуждения уголовного дела. При этом отправителями и получателями товаров по каждому эпизоду могут быть одни и те же лица. Конечно, в межведомственном приказе от 29 декабря 2005 года «О едином учете преступлений» учитывается как одно продолжаемое преступление, которое складывается из ряда юридически тождественных деяний (действия или бездействия), направленных к единой цели, объединенных единым умыслом, единством объекта посягательства, возможных преступ-ных последствий и квалифицируемых как одно преступление. И, таким образом, представляется возможным возбуждение уголовного дела при наличии указанных признаков при совершении уклонения от уплаты тамо-женных платежей, если в этом конкретном случае сумма уклонения достигнет предельного минимума, достаточного для квалификации деяния как преступления. Однако такая правоприменительная практика может сложиться в том случае, если надзорное ведомство, то есть прокуратура, согласится с данными предложениями. Либо по этой проблематике выскажется Верховный суд Российской Федерации. Наименование статьи 189 УК РФ (Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники) и абзац первый после слов «Незаконный экспорт» дополнены словами «из Российской Федерации». Это обусловлено тем, что изменилось экономическое пространство. Создан Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, в результате чего вместо таможенной границы Российской Федерации, которая полностью совпадала с Государственной границей Российской Федерации, появилось новое понятие — таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В части первой указанной статьи слова статьи 188 заменены словами статьи 226.1, поскольку статья 188 УК РФ исключена. В санкцию частей первой, второй и третьей данной статьи внесен вид наказания — принудительные работы. Кроме того, в санкции части третьей увеличена ответственность с семи до восьми лет лишения свободы. В статье 190 УК РФ (Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран) санкция также дополнена новым видом наказания — принудительными работами. В статью 193 УК РФ изменения не внесены. Однако существует отдельный законопроект, предусматривающий изменения в указанную статью, который подготовлен Главным управлением таможенных расследований и дознания ФТС России и внесен на рассмотрение депутатом, заместителем председателя Комитета по законодательству ГД СФ РФ 5 созыва В. И. Колесниковым. В пояснительной записке к президентскому проекту Федерального закона его разработчики в обоснование декриминализации «товарной контрабанды» указали, что в странах с развитыми правовыми системами контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, не является преступлением. Да, это так. Но вместе с тем в этих странах с развитыми правовыми системами существует уголовная ответственность за совершение контрабанды подакцизных товаров. Кроме того, у нас в стране в массовом порядке осуществляется незаконная вырубка леса, который в дальнейшем, как правило, по поддельным документам экспортируется за рубеж. Причем одними лишь средствами таможенного контроля и мерами по привлечению лиц к административной ответственности с ситуацией вряд ли можно справиться, поскольку вести оперативно-розыскную деятельность по делам об административных правонарушениях Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещено. Почему-то при разработке законопроекта у нас про это не вспомнили. И, видимо, еще придется к этому вернуться. И, возможно, не только к этому. Практика покажет.
Цена: 0 руб.
|