«АРАБСКАЯ ВЕСНА»: АРАБСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ XXI ВЕКА
НОМЕР ЖУРНАЛА: 47 (1) 2012г.
РУБРИКА: Международные отношения
АВТОРЫ: Ноха Бакр (Египет)
С конца 2010 года арабский мир охватили большие перемены. С начала 2011 года произошла целая череда событий. Разразившееся в Тунисе политическое восстание переросло в революцию, вызвав смерть десятков людей и бегство тунисского президента Бена Али. Эффект домино в регионе привел к событиям в Египте, начавшимся вспышкой 25 января 2011 года и завершившимся 11 февраля 2011 года уходом Мубарака с поста египетского президента, а также к распространению революций на Йемен, где президенту Али Бену Салеху пришлось покинуть свой пост, и на Ливию, где драматические кровавые события, широко освещавшиеся в СМИ, обрушили режим Каддафи. Демонстрации оппозиции, бунты, призывы к политическим, экономическим и социальным реформам происходили также в Иордании, Алжире, Бахрейне, где власти предприняли попытки перемен применительно к нуждам людей. В этой статье рассматриваются причины, приведшие к революциям в арабском мире, и то, в какой мере экономическая, политическая и социальная нетерпимость правителя способствовала вспышкам гнева и направила его развитие; дополнительно выявляются сходства и различия арабских революций с тем, что имело место в Восточной Европе в предыдущем столетии, а в завершение статьи приводятся соображения, каким образом обратить эти вооруженные выступления к максимальной пользе. Истории еще предстоит подтвердить, что отсутствие социальной, политической и экономической терпимости непременно приводит к негативным последствиям и попыткам изменить положение мирным или насильственным способом. Арабский регион жил под гнетом ухудшавшихся социальных, экономических и политических условий и жестоких действий служб безопасности, дополнявшихся политико-финансовой коррупцией. В определенный момент народ взорвался, и волны революций, взбудоражившие этот район мира, получили на Западе название «арабской весны».
Нетерпимость и арабские революции
Факторов, приведших к вспышке арабских революций, множество, основные из них — ухудшение социального, экономического и политического положения граждан, несмотря на материальные ресурсы, которыми располагали арабские страны. Правившим режимам не удалось добиться устойчивого развития и социальной справедливости: значительные доли арабского населения страдали от неграмотности, безработицы, низкого уровня доходов, отсутствия услуг и благоприятных условий, что приводило к маргинализации обширных слоев общества. До революции 25 января состояние экономики в Египте характеризовалось безработицей, достигшей 90,7%, в Тунисе — 14,2%, особенно велика была ее концентрация среди молодых людей с университетскими дипломами, что влило их в ряды вышедших в то время на улицы демонстрантов, требовавших любой работы. Рабочие протестовали против неравенства вследствие низкого уровня заработной платы в различных отраслях государственного хозяйства. Это приводило многих рабочих в разных местах к пониманию того, что нет справедливости в распределении зарплаты, нет возможности пользоваться плодами сбалансированного развития. Вдобавок гнев в регионе вызывало распространение кумовства и фаворитизма. В Египте усиленный рост цен приводил к тому, что широкие круги населения не имели возможности удовлетворять свои повседневные нужды. То же самое происходило и в Алжире, где алжирцы протестовали против растущих цен на товары первой необходимости. В результате в недобывающих нефть странах арабского региона весьма велика оказалась доля населения, жившего за чертой бедности. Первой искрой «революции арабов» была «жасминовая революция» в Тунисе. Началась она с самосожжения торговца, которому муниципальные власти запретили торговать на улице, что наглядно свидетельствует, до какого отчаяния и гнева доводили людей экономические условия. В социальной сфере отнюдь не в одной арабской стране население страдало от отсутствия терпимости к меньшинствам и жестоких действий полиции против граждан. В Египте обвинениями полиции в нарушении прав человека полнились все социальные сети и судебные дела. Наиболее вопиющим из таких актов жестокости стала смерть молодого египтянина Халида Саида от пыток, примененных к нему, когда он оказался в руках полиции. Этот случай побудил многих молодых египтян, используя Интернет, встать в ряды защитников дела их сверстника. Арабские правящие режимы до революции, строя отношения с религиозными или этническими меньшинствами, проявляли нулевую терпимость, причем это относилось и к последователям иных религий, и к различным сектам одной и той же религии. В Египте, например, стране, 90% населения которой мусульмане и 10% христиане, свобода последних в восстановлении или строительстве новых храмов была в высшей мере ограничена. Молельные дома христиан, не получавшие статуса храмов, подвергались гонениям. Столь же дискриминационные действия откровенно велись в отношении шиитов в Бахрейне. Большинству арабских стран не удалось достичь национального сплочения между религиозными и этническими группами. В Бахрейне, стране, где шиитским большинством правит суннитский режим, которому оказывают поддержку Соединенные Штаты и государства Персидского залива, начались протесты, особенно среди шиитского большинства — протестующие требовали перемен, политических и экономических преобразований, в том числе придания большей власти парламенту и ограничения властных полномочий короля, а также отмены положения, по которому беженцы в ожидании натурализации целый год должны находиться на содержании шиитов. Таково же в этническом и расовом смысле отношение и к нубийским меньшинствам, живущим в верхнем Египте, и к бедуинам Синая, которые считают себя ущемленными в правах и лишенными плодов развития. Подобная же дискриминация характерна и для Ливии, государства ярко выраженного трайбализма, где племя бывшего президента Каддафи пользовалось привилегиями и льготами за счет остальных ливийцев. В политическом плане кодифицированная практика репрессивных законов о чрезвычайном положении в арабском мире привела к усилению власти полиции и действиям, нарушавшим права человека. Политическая деятельность, такая, как организация демонстраций, пресекалась и не допускалась. В политическом плане неприятие инакомыслящих и препятствия созданию институциональной оппозиции считались нормой. Передачу власти намеревались осуществлять от правителя к сыну по правилу наследования, хотя строй власти вовсе не являлся монархическим. В Египте законы кроились так, чтобы Мубарак-младший правил Египтом после отца, то же относится и к Йемену, и к Ливии, где Саиф эль-Ислам, сын Каддафи, готовился принять на себя правление после отца. Принцип наследственного правления допускает минимум политического участия и уничтожает состязательность для обеспечения монопольной передачи власти президента сыну правителя.
Сравнение арабских революций с революциями в Восточной Европе
Сравнивая нынешние арабские революции с тем, что происходило в Восточной Европе после эры холодной войны, мы выявляем существенные различия. В странах Восточной Европы внешний фактор был двигателем, вдохновителем и финансовым ресурсом. Что же касается революций в арабских странах, то в них основную роль сыграли внутренние элементы. Для арабских революций характерен быстрый крах правителя и правящей элиты. Тунисский президент Бен Али сбежал 15 января 2011 года, месяц спустя после того, как Бузизи, предавший себя огню торговец фруктами, обратился в факел, возжегший революцию. Отстранение от власти египетского президента Мубарака заняло 18 дней, считая со дня, когда египтяне вышли на улицы, требуя социальной справедливости и конца правящего строя. Эти революции перекинулись на Йемен и Ливию, где месяцев через восемь после вспышки революций правители либо бежали, как в Йемене, либо были безжалостно убиты, как в Ливии. Тем временем все еще продолжаются сирийская и бахрейнская революции. Опять-таки такого не случалось в Восточной Европе, где воздействие падения Берлинской стены разнилось от страны к стране: то, на что у Польши ушло десять лет, заняло десять месяцев в Венгрии и десять недель в Германии. Информационные технологии и глобализация в контексте социальных сетей — Facebook и Twitter — сыграли ключевую роль в нарастающей численности принявших участие в арабских революциях, как на стадии подготовительной, так и когда она вспыхнула. Более того, когда в некоторых революционных странах были запрещены Интернет и мобильные телефоны, это лишь подлило масла в пламя гнева и вдохновило еще больше людей присоединиться к революции. Информационные технологии и глобализация — это механизмы, которые не существовали во время восточноевропейских революций. Реакция международного сообщества на революции в арабском мире также отличалась от реакции на революции в Восточной Европе. Международное сообщество приветствовало, помогало напрямую и весьма ощутимо желавшим отделиться меньшинствам, они были снабжены всем необходимым для поддержания планов этих стран развалить коммунизм экономически и политически. Восточноевропейские страны участвовали в подготовленной НАТО программе «Партнерство ради мира» в качестве необходимого шага для политического реформирования этих стран с целью их подготовки к вступлению в НАТО. Что касается арабских революций, международное сообщество заняло здесь выжидательную позицию стороннего наблюдателя и отделывалось обещаниями. До сих пор не ясно, как же оно воспринимает арабские революции. Официально заявлено, что позиция международного сообщества состоит в том, что оно высоко уважает и поддерживает право арабов решать свою судьбу самим. Но станет ли международное сообщество так же поддерживать арабские государства в переходный период, как поддерживало восточноевропейские страны, и будет ли эта поддержка продолжаться, если избранными окажутся власти не той же направленности в мышлении, что и либеральный Запад, или если они будут выбраны от исламских религиозных политических партий? Еще одним препятствием для международной поддержки арабских стран в переходный период являются финансовые затруднения, которые испытывают Европейский Союз и США, чего тоже не было во время восточноевропейских революций. Несмотря на участливое отношение международного сообщества к заботам и вызовам безопасности, с какими сталкивается арабский мир, такими, как незаконная иммиграция и терроризм, у него, увы, нет единообразной политики применительно к арабским революциям. Россия продолжает поддерживать Сирию, невзирая на осуждение международным сообществом происходящих в этой стране массовых побоищ. Китай проводит свою политику сдерживания, тогда как Франция сыграла активную роль в воссоздании бесполетной зоны НАТО в Ливии, не оставив США и другим членам НАТО никакой иной возможности, кроме как присоединиться. Такого не было, когда в 1990-х годах НАТО без всякой резолюции Совета Безопасности шло на выручку Косово.
Пути арабских революций
Есть много причин, приведших к окончанию революций в Египте, Тунисе и Ливии, тогда как Бахрейн, Йемен и Сирия все еще находятся в процессе их завершения. Демографический элемент, роль военных, религиозные факторы, влияние племен, а также роль регионального и мирового сообществ — все эти элементы либо ускоряют процесс, либо замедляют и тормозят его. Во-первых, ключевую роль в успехе или неудаче революции в арабском мире играл демографический фактор. В Египте, стране с 83-миллионным населением, половина жителей не достигла 18 лет, это они выходили на демонстрации днем и ночью, превосходя возможности всех ведомств безопасности. Напротив, в Бахрейне, стране малонаселенной, демографический фактор сыграл решающую роль в провале революции. Привлеченные для службы в армии и полиции иностранцы, которым было даровано гражданство, существенно изменили демографический состав населения, что, в конечном счете, сказалось и на политической атмосфере в обществе. Во-вторых, в успехе или неудаче путей революции роль армии особо важна. В Тунисе армия выполняет главную свою функцию — защищает границы страны и ее граждан и не используется властью против тех, кем правят. Египетская армия соответствует той же модели и даже выступала посредником между правителем и теми, кем правят, пока тот не отрекся от власти. Однако в других странах все обстоит иначе. В Ливии Каддафи не только использовал военных, но привлек и наемные африканские незаконные вооруженные формирования для уничтожения собственного народа. Это и вызвало принятие резолюций Совета Безопасности 1970 и 1973 годов, которые заклеймили происходящее в Ливии как преступления против человечности и потребовали, чтобы Международный Суд провел расследование. Арабские революции носят различный характер — от мирных до исключительно кровавых. Революционеры Египта и Туниса были настроены мирно, что подтверждает потенциальную возможность добиться перемен на путях ненасильственных. Однако в Ливии, Йемене, Сирии, в результате вооруженного противоборства между бунтарями и вооруженными формированиями, полковником Каддафи, властями Йемена, Сирии и демонстрантами, пролилось немало человеческой крови.
Заключение
Арабские революции добились существенных достижений, пусть даже пока они и не привели к демократии, но в политическом плане заметны позитивные признаки, хотя в плане экономическом налицо колоссальные бедствия. Есть опасения, что ухудшение экономического положения может отрицательно сказаться на завоеванных политических успехах. К достижениям арабских революций относятся конец правления диктатур в Тунисе, Египте и Ливии и особый упор на принципах, что народы не допустят несправедливости. Народ обрел уверенность в себе самом и в своей способности быть ведущей силой перемен. Революции к тому же спасли регион от возврата к наследственному правлению, что входило в планы всех правящих диктаторов. Египет и Тунис прошли через свободные выборы, дабы построить свои законодательные системы, выборы, которые были расценены международным сообществом как соответствующие правилам и нормам демократии. В данный исторический момент делом международного сообщества и основных держав является выработка стратегии применительно к арабскому миру. После революций у власти оказалось исламское правящее большинство в таких стержневых странах, как Египет, Тунис и Ливия. Международное сообщество ныне оказалось лицом к лицу с новым арабским миром, в котором народ и законодательные структуры наделены голосом в осуществлении политических курсов. Арабскому миру приходится также учитывать, что у международного сообщества есть свои правила и нормы в отношении международных договоров: подписанные, они должны уважаться. Успех этих революций нуждается в поддержке международного сообщества для достижения безопасных берегов. Существует несколько механизмов такой поддержки: экономическая помощь, облегчение долгового бремени, невмешательство во внутренние дела в переходный период или ненавязывание странам, охваченным революциями, определенных правителей. В высшей степени желательно, чтобы международное сообщество не занимало выжидательную позицию стороннего наблюдателя. Поддержка международного сообщества странам, оказавшимся на переломе, является капиталовложением в его собственную национальную безопасность в мире, где правят общие глобальные вызовы.
Цена: 0 руб.
|