ЭТАПЫ УГЛУБЛЯЮЩЕГОСЯ КРИЗИСА НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ИСЛАМСКИХ СТРАНАХ МИРА
НОМЕР ЖУРНАЛА: 46 (4) 2011г.
РУБРИКА: Международные отношения
АВТОРЫ: Исрапилов Сергей
Сегодня есть признаки того, что во многих исламских странах (т.е. странах, основная часть населения которых исповедует ислам; далее — «исламские страны», ИС), а также в регионах неисламских стран, населенных пре-имущественно мусульманами, ускоряется тенденция к кризису национального государства. Данная статья посвящена изучению указанного феномена.
В настоящее время более чем в половине ИС хроническим стал политический кризис и действия террористов, а многие правительства вовсе не контролируют ситуацию в своих странах. События начала 2011 года в ранее стабильных странах Ближнего Востока весьма заметно актуализировали интерес к региону.
Сегодня в 27 из 48 ИС политическая система находится в неустойчивом состоянии. Центральное правительство либо вовсе не контролирует территорию страны, либо эффективность этого контроля является низкой. Применительно к ним мы говорим о имеющем место «кризисе национального государства». В этих странах проживает основная часть населения ИС. В табл. 1 мы привели данные о состоянии социально-политической стабильности в странах.
В нескольких ИС национальное государство в лице центрального правительства не способно контролировать ситуацию на территории страны без иностранного военного участия. Речь идет об Ираке, Афганистане, Сомали, Судане, Чаде, Нигере, Западной Сахаре, Палестине. Применительно к этим странам можно говорить о распаде национального государства.
Кризис национального государства в исламских странах
В середине XX века крушение колониальной системы в ИС сопровождалось формированием национального государства со всеми атрибутами: национальной бюрократии, вооруженных сил, полиции, законодательств, систем судопроизводства и т.д. Чаще всего во главе национально-освободительной борьбы, а затем, после получения свободы, во главе государства вставали люди, получившие светское, западное (или — советское) образование, находящиеся под идейно-политическим влиянием социалистической или националистической идеологии. 31 страна из 48 исламских стран получили независимость в период распада колониальной системы в конце 1940-х — начале 1970-х годов.
Эту эпоху создания национальных государств можно охарактеризовать как время «национального романтизма», когда идеи национального государства, прежде чуждые большинству населения, всколыхнули «Третий мир» и вынудили колониальные державы отказаться от прав на колонии.
Однако уже в конце XX века началось углубление кризиса национального государства в ИС. Основная из причин — неглубокие корни национализма в сознании населения ИС и, значит, неглубокие корни национального государства. Корни национализма, без которого невозможна борьба за национальное единство, в мире ислама, как правило, привнесены извне, с иностранным образованием и светским мышлением.
Радикальные исламские группировки, влияние которых растет, вообще не признают легитимность национальных государств и правительств. Но не только они. Для многих других мусульман легитимность национальных государств является спорной, а значит, за нее нет смысла сражаться.
По мнению многих исследователей, в современном мире глобализация ведет к снижению эффективности национального государства и его институтов, а также — к ослаблению национальной идеи, лежащей в основе строительства национального государства. Однако процесс этот в разных странах происходит неравномерно и повсюду имеет свои особенности.
Глобализация подрывает существующие парадигмы общественной мысли, такие, как национализм или социализм, на которых создавались и существуют все современные государства. Это вызывает латентную, ползучую деструкцию структуры общества, а затем — и государства. О наличии этого явления говорят многие индикаторы, например, разрастание антисоциального поведения, преступности, имеющие место во всех развитых странах со второй половины XX века.
Современный этап развития капитализма породил глубокие и трудноразрешимые внутриличностные и межличностные конфликты, а также конфликт интересов «средней» личности с интересами общества и государства. Неудивительно, что и отдельный индивидуум, и западное общество, столкнувшись с перечисленными проблемами, ищут приемлемый выход. Свой выход ищут и незападные общества, втянутые в орбиту влияния современного капитализма. Ищут свой путь и многочисленные исламские страны. Пока идеи, которые встречают наибольшее сочувствие в мире ислама, есть не открытие чего-то нового, но — возвращение к традиционным ценностям, заложенным много веков назад. Таким образом, возрождение интереса к исламу, которое наблюдается в мире, есть аллергическая реакция, реакция отторжения на те опасности, которые несет турбулентность современного капитализма. Разумеется, этот путь имеет право на существование. Однако у него есть своя цена. В частности, исламизация общества подразумевает возвращение традиционных межличностных отношений, точно регламентированных Кораном, что трудно совместимо с существованием современной много-векторной экономики и современных политических институтов.
Успехи любого общества в государственном строительстве и строительстве экономики зависят, прежде всего, от успехов в социализации (т.е. привитии навыка социально-полезного поведения среднестатистическому гражданину) и успехов в конструировании из собственных граждан сложной и эффективной социальной иерархии, соответствующей исторической задаче.
Однако ислам ускоряет деструкцию национального государства и в мусульманских странах, и в мусульманских регионах неисламских стран. Причина, видимо, в том, что в постулатах религии задана собственная социализация личности и собственная социальная структура общества, которые имеют мало общего с типом личности и социальной структурой, необходимых для институтов национального государства и экономики. С этим связана, в том числе, основная проблема кризиса национального государства в ИС: «за распадом государства стоит дефицит легитимности правления…»
Для искренне верующих мусульман (не обязательно «радикально настроенных») исламская концепция политического сообщества базируется на религии4. Многие мусульмане требуют деструкции национального государства, как построенного на неисламских ценностях. И, прежде всего, деструкции тех национальных государств, которые населены мусульманами. Только на обломках этих национальных государств может быть построено «исламское государство», которого требует Коран и которого пока нет в современном мире.
Проблема в том, что практически любое государство, даже населенное только мусульманами, сегодня построено на неисламских принципах. А с точки зрения ислама, деструкция государства, основанного на неисламских ценностях, — допустима или даже желательна.
Этапы кризиса национального государства в исламских странах мира
Несмотря на то, что кризис национального государства в каждой из исламских стран мира имеет свои особенности, есть и сходные черты, которые позволяют создать некоторый «общий портрет» кризиса национального государства в ИС и выработать его периодизацию.
Первый этап. «Подмыв легитимности» национального государства
Становление национального государства, как и становление национального сознания — длительный, сложный процесс, требующий, помимо прочего, легитимности национального государства в глазах населения. В силу исторических закономерностей в исламских странах национализм и национальное государство имеют относительно непродолжительную историю и развивались в конкуренции с религиозным чувством и религиозной концепцией гражданственности. Национальное государство развивалось в неблагоприятных внешних условиях, что также не способствовало его эффективности и популярности у населения.
«Первым этапом», или предысторией нынешнего кризиса национального государства, мы считаем политические катаклизмы, способствовавшие ослаб-лению эффективности национального государства и подрыву его легитимности в глазах населения.
К примеру, в истории Сомали, ставшего независимым государством с 1960 года, «первым этапом» стало поражение в войне 1977–1978 годов с Эфиопией за регион Огаден. Еще одним важным этапом стало свержение в 1991 году президента Саида Барре, после чего страна погрузилась в хаос.
Второй этап. «Социальная деструкция»
«Второй этап», или период «социальной деструкции» — это время, когда ввиду неэффективности национального государства национальные чувства слабеют, а с ними слабеет и само государство. Этот этап кризиса — специфическая для исламских регионов реакция на экономические и социальные трудности, возникшие в ходе разрушения мироустройства, сложившегося в период после обретения независимости.
Второй этап имеет свою специфику в странах и регионах бывшего Советского Союза.
К примеру, первую реакцию населения России и других немусульманских стран бывшего СССР на кризис 1990-х годов можно назвать «социальным ожогом», в результате которого все внутренние силы общества были направ-лены на преодоление экономического коллапса и внезапного ухудшения условий существования. Люди стали гораздо больше работать, а жизнь их протекала в постоянном ощущении социального стресса. Этот стресс был мощным мобилизующим фактором, но он же породил множество проблем. Люди стали чаще болеть и раньше умирать, реже заводить семью и детей.
А в исламских странах и регионах бывшего СССР реакция на экономические трудности была несколько иной. Благодаря быстрой исламизации некоторые негативные последствия «социального ожога» в мусульманских регионах были сдержаны. К примеру, более прочной оказалась семья, меньше влияние на общество оказали алкоголизм (ставший бичом для Центральной России), общеуголовная преступность и т.д. Люди, особенно женщины, не стали больше и более тяжело работать. Однако экономика (за исключением нефтегазового сектора) развивалась медленнее.
И в исламских странах мира, и в мусульманских регионах неисламских стран экономика, чье развитие не успевало за ростом численности населения, и прогрессирующая бедность породили множество социальных проблем. Это вызвало усиление влияния деструктивных течений, в том числе — появление радикальных экстремистских группировок.
На втором этапе началась деструкция социальных отношений времен второй половины XX века, основанных на представлениях национализма и социализма. Миллионы наиболее образованных и склонных к западной культуре молодых выходцев из мусульманских регионов уезжали на Запад. Имела место также десоциализация социально-активного слоя — тех, кто не решился своевременно на отъезд. И как следствие — происходило укоренение причин, порождающих экономические проблемы в обществе. В отсутствие тех, кто уехал, создавать нечто новое в экономике, политике — развивать науку, образование, культуру — было некому. Во многом нынешние политические режимы исламских стран держатся на «старом» человеческом материале, на людях, чье мировоззрение сложилось в эпоху безраздельного влияния национализма и социализма.
При этом в ИС быстрый демографический рост сопровождался столь же быстрым ростом потребительских запросов индивидуума. С появлением спутникового телевидения желание все новых материальных благ никак не соответствовало реальным возможностям экономики исламских стран.
К примеру, в Сомали после свержения Саида Барре в результате межклановой войны имели место многочисленные вспышки голода, болезней, приведшие к множеству жертв среди мирного населения. По данным ООН, в стране поголовье скота и производство сельхозпродукции непрерывно сокращались, несмотря на заметный прирост населения.
В Афганистане после ухода советских войск, прекращения экономической помощи СССР и активизации войны моджахедов за власть ускорилось разрушение экономики, выросло число беженцев.
Экономические трудности постсоветского периода истории подготовили почву для Андижанских событий в Узбекистане и способствовали росту влиятельности экстремистов.
Третий этап. Попытки революционного разрушения политической системы
Рано или поздно, на фоне недовольства населения слабеющим национальным государством, неспособным создать эффективную экономику, религиозно-политические экстремисты, требующие уничтожения национального государства, обретают уверенность в своих силах, достаточную, чтобы попытаться уничтожить неисламские институты, в том числе — национальное государство.
На постсоветском пространстве первые попытки религиозных экстремистов сбросить национальное государство имели место в 1989–1991 годах. Попытки в Дагестане и Узбекистане были отбиты, а в Чечне националисты и религиозные экстремисты еще не размежевались, и «общая победа» стала там началом нового конфликта.
В 1999 году экстремисты на пространстве бывшего СССР почувствовали силу сбросить власть национального государства. В этом году началось вторжение религиозных экстремистов из Чечни в Дагестан. А в самой Чечне националисты-масхадовцы были уже заметно слабее ваххабитов.
В 1999 году экстремисты были вновь остановлены, так как национализм, национальное государство были еще сильны. Последовали репрессии. В Узбекистане, к примеру, массово сажали сторонников исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», а в Дагестане экстремисты были разбиты.
Новое усиление натиска экстремистов приходится на 2005 год. Так, в узбекском городе Андижане 12 мая 2005 года вооруженные исламисты спровоцировали новые беспорядки. А в Дагестане резко активизировалась террористическая война.
На втором этапе кризиса, после того как национальное государство делигитимизируется в глазах населения, власть его становится хрупкой и относительной. Ни наличие многочисленной армии, ни действия полиции и спецслужб, ни бюрократический аппарат уже не в силах гарантировать сохранение национального государства.
Сегодня в исламском мире в целых странах власть поддерживается искусственно, извне. Например — в нынешнем Ираке, Афганистане. Большую помощь на содержание госаппарата получала и получает одна из крупнейших стран, обладатель ядерного оружия — Пакистан.
Во многих странах мира религиозные экстремисты вполне успешно уничтожили власть национального государства. Так, в Афганистане в 1994–1996 годах власть захватили талибы.
В Сомали с 2006 года Союз исламских судов стал самой влиятельной силой и достаточно долго сражался против эфиопских войск. После вывода эфиопской армии в 2009 году Союз вновь подчинил себе весь юг страны. С 2009 года президентом страны стал Шариф Ахмед — представитель Союза.
Тяжелая ситуация сложилась и в Сомали.
Четвертый этап. «Период турбулентности»
Когда религиозные экстремисты набирают большой политический вес, а национальное государство, напротив, катастрофически слабеет, его дееспособность и вовсе становится недостаточной даже для минимального управления социально-экономическими и политическими процессами.
Ислам подрывает устойчивость, силу и эффективность национального государства, в результате чего невиданную силу на время могут получить явления, которые в принципе противоречат природе и постулатам ислама. Такие, как наркомафия в Афганистане. Или — как яростный национализм в Киргизии.
Четвертый этап — это, как правило, начало острой борьбы за власть и собственность кланов, племен, банд. Ислам отводит большую роль традиционным родоплеменным отношениям, которые сохранились после обретения независимости, а в период распада государства в ИС стали главной политической силой.
Временно власть берут кланы и преступные группы, которые, однако, не могут противостоять исламским фанатикам и со временем утрачивают власть в их пользу. Так было в Сомали, Афганистане и Судане.
К примеру, в Афганистане после свержения Наджибуллы полевые командиры поделили власть и сражались между собой, причиняя населению большие страдания. Возможностей для ведения войн было немало — за годы войны были накоплены большие военные запасы.
Пятый этап. Победа экстремистов
Население, устав от произвола полевых командиров, в конце концов, поддерживает религиозных экстремистов, обещающих справедливость. Так, в Афганистане победили талибы, в 1996 году занявшие Кабул.
Этот этап прошли только Афганистан, Сомали и Судан. В России и на всем постсоветском пространстве к пятому этапу подошла только Чечня, в период между двумя «чеченскими» войнами.
Шестой этап. Вмешательство иностранных сил с целью реконструкции национального государства
Однако победа исламистов — это перманентный конфликт победителей со всем остальным миром.
«Экспорт революции» для талибов закончился вмешательством США и сил НАТО, начавших с 2001 года операцию «Несокрушимая свобода». Сегодня США пытаются реконструировать национальное государство под властью Хамида Карзая.
Попытка США проводить миротворческую операцию в Сомали потерпела неудачу. Жертвами стали 18 американских военных и до тысячи сомалийцев. Чуть более удачным оказалось вмешательство эфиопской армии в 2006–2009 годах.
Ускоренное развитие кризиса
Кризис может развиваться быстрее, форсированно, минуя некоторые этапы.
К примеру, поддержка деструкции странами Запада устраняет необходимость в нескольких промежуточных этапах. Те режимы, которые поддерживаются Западом, вступили в период деструкции на 20 лет позднее, чем бывшие союзники СССР в Третьем мире, которых Запад старался уничтожить.
Другой случай — когда национальное государство пытается интегрировать ислам в политическую систему. Некоторые исследователи отмечают большую ошибку тех политических лидеров, которые пытались подчинить ислам целям государственного строительства. Они видели ислам подчиненным задачам государственного управления, например, в виде лигитимизации проводимой государством модернизации. Ислам же оказался гораздо более влиятельной системой, которую невозможно подчинить желаниям политиков. Эти политики не добились желаемых результатов. А в случае с Суданом попытка встроить ислам в светскую систему управления вообще закончилась гибелью последней.
Похоже, в мире приходит осознание того, что деструкция ИС может оказаться необратимой. И что, соответственно, Запад не получит никаких дивидендов от уничтожения неугодного режима, так как на смену ему придут только хаос и экстремисты. Уже в 2007 году «Вашингтон пост» писала о событиях в Сомали: «Происходящее здесь походит на Ирак и Афганистан. Решительный военный удар разрушил одну угрозу. Но что остается позади, когда пыль оседает? Разрушенное племенное общество, которое не будет иметь реальной стабильности без сложного процесса политического согласования и экономического развития…»
Тем не менее, Запад продолжает совершать ошибки, пытаясь сместить не-угодные режимы, и тем дестабилизируют ситуацию на Востоке. Экстремисты, в частности, организация Hizb ut Tahrir, принимали участие в свержении Каддафи13 под прикрытием авиации НАТО. Таким образом, ИС демонстрируют устойчивую тенденцию к постепенной деструкции национального государства. А политические режимы в ИС всеми силами пытаются сдержать растущую деструкцию.
Цена: 0 руб.
|