Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
ОФФШОРНАЯ ГЕОПОЛИТИКА

НОМЕР ЖУРНАЛА: 46 (4) 2011г.
РУБРИКА: Геополитика
АВТОРЫ: Дергачёв Владимир (Украина)

В 1990-е годы, в период рыночного романтизма, особенно популярной в России и постсоветских странах была идея создания свободных экономических зон, которые рассматривались как одна из современных и перспективных форм мирохозяйственной интеграции. По аналогии с космическим кораблем предполагалось использовать СЭЗ в качестве стыковочного узла с высокораз-витыми западными странами в целях получения передовых технологий. Но вместо этого были созданы полукриминальные СЭЗ («малины»), ставшие стыковочными узлами с коррумпированной властью, а наибольшее развитие получил оффшорный бизнес.
Оффшорный бизнес — форма предпринимательской деятельности, основанная на налоговых преференциях. Термин «оффшор» (буквально «вне берега») появился в США в конце 1950-х годов применительно к финансовым организациям, избегающих государственного налогового контроля путем смены страны регистрации. Таким образом, создаются налоговые гавани с преференциальным режимом и обеспечивается конфедициональность информации по конечным бенефициарам (выгодоприобретателям).
Большинство оффшорных компаний извлекают прибыль из источников, действующих за пределами страны регистрации. В оффшорах, как правило, судебная система обеспечивает защиту собственности и гарантии от рейдерства. В целом налоговая политика в оффшорных зонах зависит от их местоположения.
Обычно появление оффшоров объясняют укреплением налогового законодательства в западных странах и нежеланием платить налоги со сверхприбыли. И олигархи, выступающие за лидирующую роль капитала в международных делах, начали использовать налоговые убежища для концентрации своих активов. После Второй мировой войны начался быстрый рост мировой экономики, в первую очередь транснациональных корпораций. Именно тогда появился соблазн крупномасштабного сокрытия доходов. Опыт уже был получен во время войны, когда крупному капиталу приходилось скрывать свои сомнительные сделки и финансовые махинации. Но это одна сторона медали. Со временем оффшорный бизнес приобрел новые качества.
 
Этапы развития оффшорной геополитики
 
Оффшорная геополитика — захват Западом «зон жизненных интересов» без применения военно-политической мощи в целях овладения финансовыми и производственными активами, получения доступа к природным и интеллектуальным ресурсам государства. Идеология «жизненного пространства», изложенная в «Майн кампф», отдыхает и выглядит детским садом по сравнению с возможностями и эффективностью современной оффшорной геополитики.
На первом этапе, в период «холодной войны», оффшорный бизнес стал составной частью новой геополитики (геоэкономики), которая в отличие от традиционной геополитики делает акцент на экономической мощи государства. Оффшоры стали для Запада форпостом для завоевания мирового экономического пространства. В этих целях Соединенные Штаты и Великобритания позволили отечественным ТНК использовать оффшоры. Форпосты оффшорного бизнеса были созданы в первую очередь в бывших колониях угасающей Британской империи, а также получивших независимость или ставших заморскими территориями Соединенного Королевства и членами британского Содружества: Сингапур, Гонконг, Кипр, Мальта, Гибралтар, Багамы, Бермуды, Британские Виргинские острова, острова Мен и Джерси, Антигуа и Маврикий. А также в странах, зависимых от США (Панама, Либерия, Маршалловы острова и др.).
На втором этапе оффшорный бизнес стал крупным и развивающимся сегментом мировой экономики. В процессе глобализации международных экономических отношений огромные масштабы приобрел финансовый (валютный) рынок. Резко возросла потребность в мобильном капитале. Современные компьютерные и другие информационные технологии сделали возможным централизованное управление потоками капитала в любой географической точке. Появилась потребность в быстром перемещении и аккумуляции «горячих денег». В этих условиях создание оффшорных банковских центров стало своеобразной реакцией субъектов на процессы глобализации и сохраняющиеся ограничения национальных законодательств. В оффшорных зонах владельцы капитала минимизируют издержки и тем самым могут принимать участие в более рискованных и менее прибыльных проектах.
С целью минимизации налогов и защиты частного капитала оффшорный бизнес присутствует практически во всех сферах предпринимательской деятельности. Многие западные банки имеют дочерние филиалы в оффшорных зонах. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), треть мировых банковских депозитов хранится в крупнейших центрах оффшорного бизнеса. Оффшорные банки укрывают около 11,5 трлн долл. Отмена валютных ограничений и введение взаимной конвертируемости ведущих мировых валют предоставили оффшорным банкам возможность обходить национальные ограничительные нормы кредитно-денежного регулирования, вынося денежные операции на рынок других стран. Мощным стимулом для этого явилось расширение деятельности транснациональных корпораций, предъявляющих спрос на источники международного кредита, не связанные национальными ограничениями.
После распада Советского Союза главной задачей третьего и, возможно, завершающего этапа развития оффшорной геополитики стал контроль финансовых потоков и вывод активов из России и постсоветских государств. Эффективность этой геополитики обеспечивалась благодаря доморощенным агентам влияния — физическим лицам и корпоративным криминально-коррумпированным группировкам, занимающимися лоббированием западных геополитических проектов в обмен на легитимность со стороны Запада для себя и своих «семей». Их деятельность, направленная на замену одной геополитической системы на другую, является, с позиций национальной безопасности, разновидностью подрывной деятельности или шпионажа и может привести к распаду государства. Компетенция и масштабы воздействия геополитической агентуры, как правило, превосходят стратегическую разведку спецслужб.
Новые сетевые геополитические технологии позволяют дешево купить часть властной элиты и внедрить новоиспеченных агентов влияния на ключевые посты в государстве самым демократическим путем. Как правило, в цивилизованных странах они квалифицируются как предатели национальных интересов. В этом их принципиальное отличие от изменника родины. Услуги последнего стоят дороже, и его существование требует конспирации. Агенты влияния за пределами Запада часто получают звание «буревестников» или «оплотов» демократии. Они выбираются из физических лиц, страдающих комплексом неполноценности, и служат авангардом местной «пятой колонны». Сюда входят авантюристы и популисты, коррумпированные чиновники и криминальные авторитеты, составившие основу постсоветской элиты «в законе».
Соединенные Штаты являются мировыми монополистами в области информационных технологий. Поглощение многих ТНК американскими компаниями, ставка на высокие технологии, англоязычная среда всемирных сетей, американские стандарты образования и квалификации, другие факторы ставят США вне конкуренции. Значительная часть востребованной информации потребляется банкирами, финансистами и страховыми компаниями в сферах, наиболее слабо контролируемых правительствами. Это позволило Палате представителей Конгресса США подтвердить статус Интернета как всемирной оффшорной зоны. С помощью сетевых технологий стало возможным не только манипулировать сознанием и подсознанием человека, но и выкачивать материальные и финансовые ресурсы у глобальных конкурентов с помощью специального траста (шельфовой компании).
Оффшоры позволили Западу выкачать у конкурентов в Восточной Европе не только огромные ресурсы. Оффшорный бизнес эффективно осуществил подкуп государственной власти в странах криминально-коррумпированной демократии. Через подкуп чиновников разлагающе действовал на механизм государственного управления и способствовал ослаблению роли государства на мировых рынках. Особенно в крупных масштабах оффшорная юрисдикция использовалась для доступа к полезным ископаемым. В Соединенных Штатах добычу полезных ископаемых может осуществлять только частная компания американской юрисдикции. В России допуск к недрам получил оффшорный бизнес, не несущий юридической ответственности за нарушения природоохранного и трудового законодательства. Составной частью оффшорной геополитики является еще одна технология, используемая мировыми финансовыми центрами.
 
 Непорочный бизнес Великобритании
 
Оншор (от англ. — в пределах берега) — финансовый центр в полноналоговой юрисдикции, то есть не предоставляющий налоговых льгот, но позволяющий избежать двойного налогообложения и самое главное — придать большую солидность бизнесу. Кроме Великобритании, оншорная юрисдикция используется в Нидерландах, Дании, Гонконге и других странах. Абсолютным лидером является политически и экономически стабильная Великобритания как одна из мировых деловых столиц, где пересекаются финансовые и материальные потоки Запада и Востока. Не случайно российские бизнесмены, чтобы отбелиться от криминального прошлого, как мухи на липкую бумагу, стремятся в Лондон — столицу Великобритании с высоким международным авторитетом и членством в ЕС. Законодательство Соединенного Королевства позволяет создавать безналоговые компании с «английским лицом», не попадающие в международные «черные списки».
В 2002 году Великобритания законодательно изменила статус «зависимые территории» на «заморские территории» Соединенного Королевства с предоставлением местным жителям полноценного британского гражданства. Среди «заморских территорий» особая авангардная роль в оффшорной геополитике принадлежит Британским Виргинским островам (28 тыс. жителей). Здесь основной валютой является американский доллар. Эта заморская территория Великобритании отличается исключительной политической стабильностью, гарантированной Лондоном, и самой процветающей в Карибском бассейне экономикой, основой которой является оффшорный бизнес и туризм. Британские Виргинские острова являются мировым лидером среди оффшоров и налоговых гаваней. Здесь зарегистрировано свыше 650 тыс., или примерно 40% всех оффшорных компаний мира. Отсутствуют налог на прибыль фирм (корпоративный налог) и налог на доходы физических лиц (подоходный налог), НДС и налог с продаж. Этот оффшор отличается фиксированной платой в бюджет, отсутствием отчетности и исключительно привлекателен для экспорта и защиты активов. Законодательство основывается на британской правовой системе и английском общем праве. Высший инстанцией для обжалования судебных решений является Тайный совет Великобритании.
«Заморская территория» на Виргинских островах дает возможность Западу контролировать процесс отмывания «грязных денег» в целях манипуляции лидерами тех государств, которые не избежали соблазна использовать «бизнес» на государственных ресурсах в корыстных целях. Можно предположить, что спецслужбы Запада делают все возможное, чтобы сохранить тайну вкладов коррумпированных режим, где правят подпольные миллиардеры. И продлевают им легитимность, если они не мешают выкачивать национальные ресурсы.
Британские Виргинские острова особенно популярны у «новых русских». По положениям Соглашений БВО с Европейским союзом и Организации экономического сотрудничества и развития «Об Обмене информации по налоговым вопросам» (2002 год) конфиденциальная информация не может быть предоставлена третьей стороне, не являющейся членом этих международных организаций. Таким образом, Российская Федерация и постсоветские страны лишены права законным путем получать такую информацию.
 
Остров голубой мечты
 
Особое место в оффшорном бизнесе занимает Республика Кипр, где удалось создать модель «экономического чуда» за счет преференций налоговой гавани и развития международного туризма. До принятия Кипра в Евросоюз здесь было зарегистрировано около тридцати тысяч оффшорных компаний с низкими ставками корпоративного налога. Через кипрские оффшоры проходит значительная часть теневого капитала из постсоветских стран. В первую очередь «оффшорный рай» на Кипре стал возможен благодаря неэффективной государственной политике России и Украины, не стимулирующей отечественное предпринимательство и создавшей условия для оттока капитала.
На Кипр приходится 25% оффшорных компаний, работающих с Россией. Ежегодно десятки миллиардов долларов из России исчезают в «черной дыре» кипрских оффшоров, владельцы которых контролируют две трети стратегических предприятий России. На Кипре зарегистрированы фирмы, являющиеся основными акционерами таких стратегических предприятий, как «Норильский никель», нефтегазовая компания «Итера», телекоммуникационная компания «Ростелеком», автомобильный гигант «КамАЗ», инвестиционная компания «Тройка Диалог», железнодорожный оператор «ГлобалТранс» и др. Через оффшоры на Кипре проходит около 90% покупок и продаж акций на бирже РТС. «Ренессанс Капитал» и другие брокерские конторы осуществляют операции на российском фондовом рынке через кипрские офисы. В кипрских банках почти половина иностранных сбережений принадлежала российским гражданам. Многие российские бизнесмены владеют на Кипре крупной недвижимостью и превратили остров в «заморскую» Рублёвку.
Перед вступлением Кипра в ЕС местный оффшорный бизнес стал объектом пристального внимания Гаагского трибунала и других европейских организаций. Были выявлены случаи нарушения режима международных санкций и сделки с сомнительными партнерами. Например, покупка украинской собственности за счет валютной выручки от экспорта ворованного российского газа. В 2003 году Кипр — кандидат на вступление в ЕС — вынужден был избавиться от статуса «всемирной прачечной» и начал предоставлять ограниченную информацию о бенефициарных владельцах российских компаний. Но дальше этот процесс не пошел, об уголовных делах против «русских киприотов» не слышно.
1 мая 2004 года Кипр целиком был принят в Евросоюз. Так как власть Республики Кипр не распространяется на северную часть острова, то законы Евросоюза здесь не действуют до урегулирования конфликта. В 2008 году президентом Республики Кипр был избран коммунист Димитрис Христофиас, набравший 53% голосов, ранее, с 2001 года он возглавлял местный парламент. В 1969–1974 годах учился в Москве в Академии общественных наук, где защитил кандидатскую диссертацию по истории, свободно владеет русским языком. С конца 1960-х годов возглавлял Прогрессивную партию трудового народа Кипра (АКЭЛ), которая является правопреемницей местной Коммунистической партии, основанной в 1926 году. На парламентских выборах 2006 года АКЭЛ получила 31% голосов и 18 мест в парламенте. В 2009 году в Республике Кипр состоялись выборы в Европарламент, депутатами которого стали шесть киприотов, в том числе два коммуниста. В идеологии коммунистических и других левых партий есть исключительное преимущество. Эти партии действуют в национальных интересах, а не служат компрадорскому, по своей сущности, крупному капиталу. Забавно, что важным источником процветания Кипра стали «новые русские» из бывшей коммунистической сверхдержавы. Благодарный народ Кипра, возможно, воздвигнет величественный монумент российскому и украинскому правительствам, создавшим в результате имитации рыночных реформ «манну небесную» для процветания острова.
После вступления Кипра в Евросоюз остров был исключен из «черного» списка оффшоров и признан страной, соответствующей международным налоговым стандартам. Кипр потерял славу острова для отмывания «грязных денег» и стал международным деловым и финансовым центром с привлекательной юрисдикцией для ведения честного бизнеса. Значительная часть бизнеса из Восточной Европы стала ориентироваться на другие государства. Примерно до 30% российских компаний бежало с Кипра на знаменитые Британские Виргинские острова или места очень отдаленные, например, в Океанию. Особенно стала популярной юрисдикция островного государства Океании — Вануату (243 тыс. жителей), в столице которого — городе Порт-Вила — действует оффшорный финансовый центр. Местная власть оказалась настолько под впечатлением свалившихся на их голову российских активов, что в качестве ответного подарка признала независимость Абхазии.
Кипр продолжает занимать почетное место в тройке лидеров по уровню капиталовложений в российскую экономику. К 2008 году объем накопленных инвестиций, поступивших в Россию с Кипра и через Кипр, составил более 40 млрд долл. (из общего объема примерно в 200 млрд долл.). После изнурительных многолетних переговоров было подписано соглашение об избежание двойного налогообложения между Российской Федерацией и Республикой Кипр. По новому соглашению кипрский налог на дивиденды остался на уровне 5%, а в России — 15%. В результате отток капитала — вывод прибыли российского бизнеса из России — приобрел новое дыхание.
 
«Черные дыры» налогового рая
 
Оффшорный бизнес в постсоветском пространстве
 
На фоне оглушительного провала создания СЭЗ в странах Восточной Европы стало массовым использование механизма оффшорной юрисдикции. Россия, Украина и Казахстан, испытывая огромный дефицит инвестиционных ресурсов, «успешно» интегрировались в мировой рынок оффшорных услуг. А Украина, по мнению экспертов, даже находится в числе лидеров по количеству созданных оффшорных компаний.
Контрольные пакеты акций большинства стратегических российских и украинских предприятий принадлежат частным компаниям, зарегистрированным в оффшорных зонах. В зарубежных оффшорах находится более 70% российской собственности и свыше 90% стратегических предприятий. Объектом налогообложения становится лишь незначительная часть их доходов, через оффшоры вывозят продукцию и сырье по заниженным в несколько раз ценам в целях избегания уплаты налога на прибыль. Нефть, уголь, цветные металлы, руда и другие ресурсы в основном экспортируются ниже мировых цен на 30–50% оффшорным компаниям и затем перепродаются по мировым ценам. На оффшорных предприятиях сформировался механизм перевода активов из корпоративной в личную собственность. Только за 2010 год из России через оффшоры было выведено 38,3 млрд руб., а за 20 лет — более 2 трлн долл.6 В 2009 году с Украины на Кипр был перечислен в виде доходов примерно миллиард долларов США. При этом ежегодные потери государственного бюджета составляют до 200 млн долл. Это свидетельствует о неблагоприятном предпринимательском климате, отсутствии других механизмов эффективного валютного контроля и желании коррумпированной власти скрыть источники своего «теневого» дохода от «бизнеса» на государственных ресурсах. Финансовая сфера стала важнейшим источником получения сверхприбылей из-за слабого контроля и возможностей нарушения валютного законодательства.
Оффшорный бизнес в постсоветском пространстве в основном превратился в «налоговые дыры» для государственного бюджета и стал особенно привлекателен для резидентов, капитал которых имеет нелегальное происхождение. Оффшорная юрисдикция дает широкие преференции, главной из которых является полная конфиденциальность информации о собственниках. Оффшорные компании, как правило, принадлежат не мелким акционерам, а нескольким физическим лицам. Не всегда доморощенные олигархи являются явными хозяевами бизнеса. Возможно, некоторые из них исполняют роль «шестерок» при настоящем владельце с Запада. Многие фирмы принадлежат крупным чиновникам, пользующимся властной рентой и купившим их на коррупционные деньги.
Российская власть, как правило, не знает реальных собственников стратегических предприятий и вспоминает о них только во время пожаров, катастроф, терактов и кризисов. Только после теракта в международном аэропорту «Домодедово» и вмешательства российского президента удалось установить имя собственника предприятия, имеющего исключительно важное стратегическое значение для обеспечения безопасности и обороны государства. Во время мирового финансового кризиса Кремль вынужден был оказывать государственную помощь стратегическим предприятиям, которые не являются отечественными, зарегистрированы вне налоговой территории страны.
Руководство оффшорных компаний заинтересовано не в стабильности отечественной экономики, а в гарантии безопасности собственных активов. Государственная статистика скрывает реальное положение дел и включает выведенные активы в макроэкономические показатели страны, в том числе при расчетах ВВП на душу населения. Поэтому для стран с высоким уровнем коррупции и вывода активов за границу в Экономическом ежегоднике ЦРУ рассчитывается фактическая, а не фиктивная макроэкономическая статистика.
Аналитики акцентируют внимание на статистических расхождениях в оценке объемов экспорта между «братскими» славянскими государствами — Россией, Украиной и Белоруссией в несколько миллиардов долларов, оседающих на счетах оффшорных компаний. Используются криминальные схемы завышения объемов экспорта, чтобы получить большее возмещение НДС из государственных бюджетов. Например, по данным белорусской государственной статистики, в 2010 году на Украину было официально поставлено 2,2 млн т нефтепродуктов. Фактически, с учетом оффшорных схем, объемы поставок были значительно выше примерно на 5 млн т, которые ушли в неизвестном направлении через оффшоры.
Украина экспортирует ежегодно до 12 млн т зерна. Министерство аграрной политики выбрало компанию «Хлеб Инвестстрой» в качестве государственного оператора по экспорту зерна, таким образом отодвинув от власти крупных зернотрейдеров. Аграрный фонд продал в 2010 году по заниженным ценам весь неприкосновенный запас продовольственного зерна (1,1 млн т) приближенным к власти зернотрейдерам. Зерно продавалось по 120 долл. за тонну, тогда как фирмы-посредники и оффшоры (Ангилья в Британской Вест-Индии, Вануату в Океании) перепродавали его на международном рынке по 300 долл.7 При этом все расчеты ведутся через оффшорный банк в Риге. Кстати, оффшор в Вануату зарегистрирован на имя жителя экзотического острова.
В 2011 году правительство Украины озвучило идею ликвидации «оффшорной дыры» на Кипре. Украинское правительство намерено внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Однако правительство Республики Кипр не проявляет заинтересованности в заключении нового соглашения об избежании двойного налогообложения.
В 2008 году в Казахстане был арестован генеральный директор одной из крупнейших, но ставшей убыточной нефтегазовой компании «Мангистаумунайгаз» (Актау), выводившей активы через оффшоры. Совладельцем предприятия была малоизвестная индонезийская фирма CentralAsiaPetroleumLtd, а ее владельцем — британский металлургический король индийского происхождения Лакшми Миттал. В апреле того же года во время визита президента Казахстана в Китай было подписан договор о выделении кредита Казахстану на сумму, составляющую более половины республиканского бюджета, — 10 млрд долл. И одновременно заключено соглашение об участии Китая в нефтяном бизнесе. «Индонезийская» фирма была перерегистрирована как оффшор на Британских Виргинских островах с 50%-ным долевым участием компании «КазМунайГаз», принадлежащей дочери и зятю казахского президента, и китайской нефтяной компании PetroChina. Данная сделка в 2,6 млрд долл. финансировалась через Экспортно-импортный банк Китая.
Оффшоры обескровили экономику России и многих постсоветских государств. Но обвинять бизнесменов в отсутствии патриотизма не приходится. Местная власть не смогла создать благоприятный деловой климат для отечественных предпринимателей, и оффшоры часто создаются для защиты своего бизнеса и недвижимости. Бизнес также стремится в оффшоры, чтобы защитить свою собственность от коррумпированной власти. Имитация борьбы с коррупцией только увеличивает аппетиты чиновников. Происходит космополитизация капитала и отмывание «грязных денег» в оффшорах. В условиях перманентной политической нестабильности в коррумпированных государствах невозможно остановить вывод активов. Чтобы защитить свой бизнес в Российской Федерации, предлагается, например, приобрести оффшорную компанию на Сейшельских островах стоимостью 1350 долл., счет в Рижском банке за 350 долл. и скидку в 100 долл. А желающим защитить свою недвижимость предлагается следующий пакет стоимостью в 2950 долл.: оффшор на Британских Виргинских островах и счет в кипрском банке.
Российская власть опасается бороться с оффшорным бизнесом высокопоставленных чиновников и прокремлевских олигархов, так как может рухнуть созданная с большим трудом вертикаль «управляемой» демократии. Вместо реальной борьбы с выводом активов предлагается проект создания международного финансового центра в Москве. Для чего требуется укрепление рубля, который пока не может похвастаться безупречной кредитной историей. И инфраструктура Москвы, особенно транспортная, не отвечает требованиям даже международной региональной столицы.
 
 «Демократические» криминально-коррумпированные протектораты
 
Колониальная эпоха давно завершилась, но в результате цунами бездумной демократии и оффшорной геополитики расколотое постсоветское пространство постепенно, но уверенной поступью трансформируется в протектораты. Протекторат (от лат. — защитник, покровитель) — форма межгосударственных отношений, при которой одна страна оказывается в полуколониальной зависимости во внешней политике от мировой или региональной державы, а местная коррумпированная власть сохраняет относительную автономию по поддержанию порядка и жизнеобеспечения граждан, за что получает легитимность на Западе.
Впервые после завершения колониальной эпохи появился новый эффективный тип протекторатов — государства криминально-коррумпированной демократии с компрадорской буржуазией и властью, ставшей дешевой марионеткой Запада.
Уход финансовых ресурсов и активов отечественных предприятий в оффшоры является одним из механизмов внешнего управления и создает фундамент для периферийной экономики, обслуживающей золотой миллиард. Когда накопление богатства у доморощенной элиты «в законе» становится самоцелью, абсолютно невозможна экономика, направленная на расширенное воспроизводство и создание общественных благ.
Главным достижением последнего двадцатилетия стало формирование новой мировой периферии на постсоветском пространстве, где завершается создание протекторатов Евросоюза, США и Китая. Страны Балтии (бывшие советские республики) стали протекторатами ЕС. В надежде понравиться своим новым хозяевам местные националисты зашли так далеко, что стали вызывать раздражение у Брюсселя. Белоруссия из-за финансового кризиса все больше склоняется стать протекторатом Китая, не думая о последствиях такого шага. Минск мог бы предварительно проконсультироваться у вьетнамских товарищей на эту тему. Центральная Азия (бывшие среднеазиатские республики) не только находятся в зоне «жизненных интересов» Китая, но и успешно осваиваются китайским бизнесом. Грузия стала «примерным» протекторатом США на Кавказе.
В отношении России в западных СМИ множество публикаций и страшилок о коварном русском медведе, который спит и видит страны ближнего зарубежья в качестве протекторатов России. Это большое преувеличение, так как Россия де-факто уже сама становится протекторатом Запада и Китая. Для того чтобы эффективнее выкачивать интеллектуальные ресурсы, создается протекторат «Сколково», где будут созданы все условия для иностранных ученых. Тревоги украинских националистов оказались напрасными. «Братья славяне» из Москвы и Киева успешно осуществили деиндустриализацию и стали сырьевыми протекторатами, создав для этого исключительно эффективную модель криминально-коррумпированной демократии.
Согласно 40-летнему геополитическому циклу Россия и новые независимые государства постсоветского пространства «успешно» осуществили первую стадию геополитической трансформации, заложившей устойчивые тенденции дальнейшей деградации. «Буревестники» демократии и олигархического капитала уже давно готовят запасной аэродром по ту сторону от павшей Берлинской стены на случай, если демократия будет выплескиваться через край обещаний об очередном светлом будущем и если нагрянет очередной бунт, осмысленный, но беспощадный. Места возможного бегства уже определены. Здесь будет лидировать Лондон, где уже нашли пристанище выходцы из России и Украины и получили почетное английское гражданство за выдающийся вклад в разорение своих государств. На втором месте по привлекательности — города-курорты со средиземноморским климатом: Лимассол (Кипр), Монако и Ницца (Лазурный берег Франции), Лозанна и Монтре (Швейцарская Ривьера), Майями (Флорида, США) и Брисбен (Австралия).
Международная борьба с отмыванием «грязных денег» ведется избирательно. Многие оффшоры стали прибежищем для отмывания «грязных денег», для ухода от налогов и превратились для ряда государств в «черные дыры» экономики. Практика перевода капиталов за границу с целью уменьшения налоговых выплат настолько распространилась в 1990-е годы, что вызвала необходимость принятия решительных мер на международном уровне.
В мировых СМИ часто обсуждаются проблемы оффшорного бизнеса, когда речь идет о возможном ущербе для национальных экономик Запада. За жесткие меры выступают Соединенные Штаты, отслеживающие банковские счета американцев по всему миру. Европейский Союз ведет непримиримую войну с оффшорами, которые уводят активы из стран Старой Европы. Но нет даже малейшего порицания в отношении оффшорного бизнеса российских и украинских олигархов и коррумпированных чиновников. И это притом, что, по оценкам экспертов, около 40% их активов хранится в оффшорах. Тогда как в США и Японии эта доля не превышает 2%, а в Евросоюзе — 10%. Запад ведет непримиримую борьбу с оффшорами, если туда уходят активы из США и Западной Европы. И, наоборот, закрывает глаза на оффшоры, через которые активы идут в страны ЕС. В отношении Востока используется оффшорная геополитика, создающая коридоры для выкачивания активов и ресурсов, в первую очередь из стран криминально-коррумпированной демократии.
В 2009 году на саммите «Большой двадцатки» были декларированы намерения усилить борьбу с оффшорным бизнесом. ОЭСР опубликовала списки стран, не соответствующих международным налоговым стандартам. Усилия высокоразвитых государств не вызвали заинтересованности в ликвидации оффшорного бизнеса у других небогатых стран. А без взаимовыгодного сотрудничества бороться с оффшорным бизнесом бесполезно. Поэтому вместо победы над злостными неплательщиками налогов усилился отток свободного капитала на экзотические острова в Атлантике и Океании. Несмотря на положительные тенденции в борьбе с «пиратскими» «черными» оффшорами, сохраняются юрисдикции, позволяющие легализовать огромные капиталы криминального происхождения (Маршалловы острова, Либерия, Вануату и др.).
 
Выводы
 
Впервые в истории создан новый «демократический» тип криминально-коррумпированных протекторатов, которые становятся надежным сырьевым придатком Запада и Китая. Новая мировая периферия формируется не в результате конспирологического заговора и военной агрессии Запада, а «демократическим» путем. В результате оффшорной геополитики экономика России и большинства постсоветских государств оказалась под внешним управлением, а страны успешно превращаются в мировую периферию (сырьевые протектораты).
Оффшоры используются как главный инструмент «братания» государственного, крупного частного и иностранного капитала, высокопоставленных коррумпированных чиновников и политиков. Использование налоговых гаваней в условиях коррумпированной власти нанесло огромный ущерб России и постсоветским государствам и одновременно обогатило элиту «в законе», повязанную с криминальным оффшорным бизнесом для избранных. Если в настоящее время граждане постсоветских стран только гадают, какими собственниками стали «последние оплоты демократии», то в обозримом будущем это станет явью.
Наиболее эффективным способом борьбы с оффшорами остается создание благоприятного инвестиционного климата в отечественной экономике, способствующего легализации вывезенного капитала. Особенно это актуально для таких стран, где испытывается дефицит заемных средств и одновременно из-за фискальной политики происходит отток капитала за границу.
В России, Украине и других постсоветских государствах необходимо принять законы об отказе использования оффшорной юрисдикции для стратегических предприятий. Они должны содержать механизмы их возвращения из оффшорных зон, исключающие впредь их вывод из-под отечественной юрисдикции. Но для этого нужна, прежде всего, политическая воля.


Цена: 0 руб.

Назад Заказать

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку