Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
ЗАТЯНУВШАЯСЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

НОМЕР ЖУРНАЛА: 45 (3) 2011г.
РУБРИКА: Страничка редактора
АВТОРЫ: Гусейнов Вагиф

Три месяца, прошедшие со времени выхода в свет последнего номера нашего журнала, не внесли особой ясности в главный вопрос российской политики, в которой продолжает доминировать состояние неопределенности относительно того, кто же, в конечном счете, станет кандидатом в президенты страны. Но наблюдение за тем, как разворачиваются события, наводит на определенные мысли.
Прежде всего следует отметить, что Д.Медведев, до этого державшийся в тени В.Путина, заметно активизировался в информационном поле. Президент обнародовал ряд резонансных инициатив, которые, правда, при их внимательном «прочтении» имеют совсем другие, а то и прямо противоположные смыслы. Например, президент заявил о фундаментальной реформе межбюджетных отношений, которая должна существенно укрепить самостоятельность регионов. Однако, исходя из анализа инициатив и неофициальной информации, можно предположить, что власть преследует совсем иные цели. Первая – повысить лояльность губернаторского корпуса, который, предвкушая новые возможности, будет более упорно работать в плане достижения «достойного» результата «Единой России». Вторая, а по значимости первая, – под предлогом большей самостоятельности переложить на регионы социальную нагрузку, за которую пока отвечает федеральный Центр.
В Бюджетном послании президент уже заявил, что теперь за медпомощь населению полностью будут отвечать субъекты РФ, а ведь это одна из основных расходных статей «социалки». Таким образом, федеральные власти страхуются уже на следующий электоральный цикл: объем взятых на себя ими социальных обязательств столь велик, что в ближайшие 5-7 лет им придется неизбежно его сокращать даже при высоких ценах на нефть.
Также весьма неоднозначна и другая инициатива президента. Он поручил к осени разработать изменения в законодательство, которые позволят руководству увольнять чиновников с формулировкой «в связи с утратой доверия». По мнению Медведева, это позволит более эффективно бороться с коррупцией, что, однако, весьма спорно. В настоящее время «засветившиеся» коррупционеры и так после «профилактической беседы» с руководством сразу же увольняются либо по собственному желанию, либо по другой статье.
Предложение президента, наоборот, может существенно ослабить позиции и облегчить увольнение тех чиновников, которые неугодны руководству. Таким образом, данная инициатива работает не столько на либерализацию, сколько, наоборот, на укрепление бюрократической «вертикали власти», функционирующей по принципу личной и клановой преданности.
Весьма уверенный, «хозяйский» стиль президент демонстрировал и во время региональных поездок. Например, он сделал ряд весьма жестких заявлений во время поездки на Дальний Восток, где инспектировал объекты, строящиеся для саммита АТЭС в 2012 году. Как оказалось, многие из них возводятся с задержкой, что может ударить по репутации принимающей стороны – России.
Определенный резонанс получила и поездка президента в Татарстан, где он всячески демонстрировал свою готовность общаться с «простым народом».
Но особое внимание привлек визит Д.Медведева в Ганновер, где он сделал несколько важных политических заявлений. Однако и тут, впрочем, как и ожидалось многими, президент снова не прояснил ситуацию со своим участием в президентской кампании, лишь прозрачно намекнув, что отставниками ни он, ни Меркель быть не собираются. И, хотя некоторые аналитики предположили, что Д.Медведев вел себя по такому серьезному вопросу, как выборы 2012 года, слишком вольно, а значит, он уже всерьез не надеется на продолжение своего президентства, большинство экспертов все же трактовали слова действующего российского лидера как продолжение игры за сохранение им своего поста. В частности, как заявил директор Центра им. Бертольда Бейца при Германском совете по внешней политике А.Рар, Меркель, хотя и в шуточной форме, но отчетливо дала понять собравшимся и лично Медведеву, что Германию его президентство бы вполне устроило. Да и сам Медведев делал весьма явные намеки.
В то же время, возможно, наиболее информированные представители элиты, понимая постановочный характер активизации президента, не боятся выхолащивать или прямо игнорировать его инициативы. Как правило, это игроки, близкие к Путину. В частности, несмотря на прямое распоряжение Медведева о выводе чиновников из советов директоров профильных компаний, глава Минкомсвязи И.Щеголев вновь вошел в совет директоров «Ростелекома». А госкорпорация «Ростехнологии» нашла способ сохранить за собой привилегированный юридический статус, объявив о намерении преобразоваться в корпорацию развития.
Наконец, после катастрофы Ту-134 в Карелии Медведев объявил о намерении ограничить использование самолетов данной марки, но Минтранс под давлением отраслевых лоббистов выхолостил эту идею в документе, который позволяет и дальше использовать эти самолеты, но запрещает продлевать срок их эксплуатации.
Тем не менее, по мере приближения даты обнародования кандидатуры от «тандема» многоуровневая игра вокруг персоны «единого кандидата» обострилась. Команды обоих политиков ведут тонкую игру против лидера оппонентов, желая его скомпрометировать в глазах собственного патрона. В частности, широкий резонанс получила публикация в газете «Ведомости» по итогам встречи Медведева с крупным бизнесом. Там, со ссылкой на неназванного участника встречи, указывалось, что президент якобы потребовал от бизнеса определиться, с кем он – с ним или с Путиным.
Также глава государства резко противопоставил концептуальные программы – путинское настоящее и те идеи, которые Медведев обнародовал на Петербургском форуме в июне. Вместе с тем сразу после встречи все ее участники, опрошенные СМИ, делали акцент на том, что разговор касался исключительно экономики, а политические вопросы не затрагивались.
Большинство экспертов считает, что, скорее всего, вышеуказанная публикация является сознательной провокацией против Медведева. За ней стоит окружение Путина, которое таким образом хочет скомпрометировать президента в глазах премьера и приписать ему наличие собственной игры за спиной главы правительства. Сам же Медведев и его команда делают ставку на сохранение статус-кво, в том числе по итогам марта 2012 года (слабый президент и сильный премьер), пока не претендуя на большее. Для этого они всячески подчеркивают свою «безобидность» для Путина, который вследствие этого должен дать свое согласие на переизбрание Медведева.
В свою очередь, «путинцы», опасаясь, что их лидер склоняется к такому решению, всячески пытаются дискредитировать президента с целью переломить инерционный ход событий. В целом они правы и чувствуют исходящую для них угрозу от инерционного сценария. «Медведевцы» рассчитывают взять реванш во время второго срока своего лидера, причем в завершающей его половине, когда значительная часть команды Путина будет вынуждена сойти со сцены по «объективным» возрастным причинам.
Между тем, наличие у Медведева собственных политических амбиций – не сконструированный «путинцами» миф, а объективная реальность, что подтверждают шаги президента. В частности, его встречи с представителями бизнеса (сначала крупного, а потом и малого) явно носили «вербовочный» характер, даже если во время них и не звучало требования «определиться». Президент демонстрировал, что предприниматели могут на него положиться как на лоббиста их интересов, и что он готов выслушать их жалобы. Любопытно, что встреча Медведева с ведущими предпринимателями произошла вскоре после аналогичного мероприятия с участием Путина.
Также весьма показателен конфликт между Минобороны и лоббистами оборонно-промышленного комплекса, в котором президент и премьер заняли диаметрально противоположные позиции. Первый поддержал военное ведомство, которое желает получать качественную технику по низкой цене. Путин же, выступая перед рабочими Уральского региона, где значительна доля предприятий ОПК, выступил против «жадности» Минобороны. И хотя в данном случае речь просто может идти об игре власти с нескольких рук (каждый из политиков поддерживает диаметрально противоположные по интересам группы, в итоге обе они лояльны власти в лице своего «заступника»), в медиа-поле это выглядит иначе.
Тем временем Путин, ощущая растущее давление, продолжил укреплять собственные позиции. В первую очередь он попытался придать новый импульс проекту Народного фронта, который в начале июля практически застопорился. Первый замглавы АП В.Сурков, вначале отстраненный от участия в теневом руководстве ОНФ, был «реабилитирован» и вернул себе статус основного куратора внутренней политики.
Судя по всему, это принесет ОНФ определенные позитивные результаты. Например, Сурков уже начал реализовывать свою идею, ранее забракованную Володиным, о привлечении в списки ОНФ (де-факто – ЕР) представителей других партий, и перебежчики уже появились. Это позволит подчеркнуть надпартийный и общенародный характер Фронта как силы, консолидирующей представителей всех партий вокруг персоны нацлидера Путина.
Кроме того, Путин существенно подстраховался и в деле доработки «Стратегии-2020» после того, как широкий резонанс в интернете получило заявление руководителя одной из рабочих групп, проректора Высшей школы экономики Л.Гохберга о том, что модернизации в России мешает 71% населения, причем туда вошли инвалиды, пенсионеры и жители сельской местности – ядерный электорат ЕР и Путина. Премьер, обеспокоенный тем, что данный выпад может ударить по его рейтингу («Стратегия»-2020 ассоциируется прежде всего с ним), встретился с экономистами РАН, и хотя итоги встречи, судя по косвенным данным, не удовлетворили его, определенный имиджевый эффект они имели.
И все же наиболее бурную деятельность развили сторонники представителей «тандема», особенно этим отличаются поддерживающие Путина «хардлайнеры». Например, в ответ на вброс информации о том, что якобы Медведев потребовал от крупного бизнесе определиться, с кем он, незамедлительно последовал ответ со стороны консервативного крыла предпринимателей. В частности, президент ОАО «АвтоВАЗ» И.Комаров заявил, что, по его мнению, именно премьер-министр В.Путин в 2012 году должен вновь стать президентом. Естественно, что в пользу Путина высказываются в основном представители бизнеса, который нуждается в протекционизме и государственных субсидиях, по понятным причинам ассоциируемые с правительством.
«Группа поддержки» Медведева ведет себя гораздо менее активно. В частности, практически незамеченным СМИ оказалось опубликованное на сайте «Новой газеты» «Обращение к гражданам России», в котором около полутора десятков представителей либеральной интеллигенции высказались за второй срок Медведева.
Из последних событий этого плана можно отметить лишь опубликованное 27 июля в газете «Ведомости» очень резкое публичное заявление двух идеологических сторонников и единомышленников президента РФ. По мнению председателя Института современного развития (ИСР) И.Юргенса и члена правления этого «мозгового центра» Е.Гонтмахера, отказ Д.Медведева от попытки переизбрания в следующем году вызовет «крупномасштабный кризис в стране». Авторы призывают действующего президента «решиться и перейти свой личный Рубикон».
Интересно отметить, что одновременно агентство «Reuters», ссылаясь на некий высокопоставленный источник в российских политических кругах, сообщило, что В.Путин близок к решению выступить кандидатом на президентских выборах в следующем году, поскольку он сомневается в своем преемнике. По словам источника, Путин обеспокоен, что его преемник не имеет достаточной поддержки среди политической и бизнес-элиты. У Путина гораздо больше поддержки, чем у Медведева, добавил другой собеседник агентства в политических кругах России.
Также в пользу премьера складывалась международная ситуация (отношения России с Западом), которая в силу проевропейского вектора российской элиты играет существенную роль во внутренней политике. После того, как канцлер ключевого партнера РФ в Европе – Германии – А.Меркель, заявила о своем намерении выдвигаться на новый срок, она явно продемонстрировала свое намерение иметь дело именно с Путиным.
Международные позиции Медведева, наоборот, ослабли. В частности, в американском конгрессе прошли слушания о целесообразности окончания перезагрузки – основного позитивного достижения на международной арене лично Медведева. В пользу данной точки зрения приводились аргументы, согласно которым перезагрузка не привела к либерализации политического режима России, наоборот, он стал еще более жестким.
В заключение хотелось бы отметить, что в пылу взаимной борьбы её участники, похоже, растратили свой главный капитал – доверие избирателей. Как сообщают социологи фонда «Общественное мнение», опросившие 3000 респондентов в 204 населенных пункта 64 субъектов РФ, в настоящее время рейтинги доверия россиян и президенту, и премьеру – на максимально низком уровне.
Согласно полученным данным, Д.Медведеву доверяют 43% опрошенных при самом высоком рейтинге в январе 2010 года – 62%. Антирейтинг Медведева с начала года вырос с 14% до 23%, хотя ранее никогда не превышал 15%.
Что касается В.Путина, то рейтинг доверия к нему в конце июля составляетл 50%. Лучшие показатели у премьера были в третьем квартале 2009 года – 71%. Уровень недоверия повысился с начала года с 13% до 21%.
Цифры впечатляют, однако сейчас мало кто вспоминает о них при рассуждении о предполагаемом кандидате в президенты.


Основным экономическим трендом в России стало обсуждение экономической политики на ближайшие три года. Повод к дискуссии - подзадержавшееся бюджетное послание президента РФ (по закону оно должно оглашаться не позднее марта), которое, на первый взгляд, не потрясло духоподъемностью и судьбоносностью своего предметного содержания.
Наблюдатели наперегонки начали «отмечать» и «подчеркивать» и как бы усталую интонацию устной презентации документа перед членами правительства, и отсутствие яркой идейной «новизны», и уклонение от арбитража в затянувшихся спорах и дискуссиях внутри российского Белого Дома на Краснопресненской набережной по поводу очевидно злободневных вопросов (например, той же компенсации выпадающих федеральных доходов вследствие сокращения страховых платежей) и много чего еще.
Такие «изыски» отчасти спровоцировал сам Д.Медведев, устно объяснивший уважаемым коллегам в правительстве РФ, что «этот документ суммирует поручения, по которым уже ведется работа органами государственной власти, и включает в себя целый ряд дополнительных мер, которые актуальны для сегодняшнего периода».
И, тем не менее, несмотря на обилие бросающихся в глаза технологических подробностей упорядочения и оптимизации бюджетной политики, в документе жестко прописан (как логическое продолжение разъяснений «моего выбора», озвученного на Петербургском экономическом форуме) президентский политический драйв необходимо-неизбежных перемен во всем укладе государственного управления.
Констатировав полное «технологическое» банкротство так называемого ручного управления (оно требует постоянной подстройки в силу не до конца проработанных и потому эксклюзивных механизмов применения, к тому же еще категорически не срастающихся с поддержкой инноваций и структурными реформами), Д.Медведев пошел существенно дальше.
Его основной посыл заключается в том, что в ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная на частной инициативе, массовых (а не образцово-показательных и фрагментарных) инновациях, эффективной системе публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре. Важнейшей предпосылкой и условием становления такой модели является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
Президент РФ уверен, что в отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может существовать с хроническим дефицитом бюджета и высоким уровнем госдолга, укрепляющими зависимость от внешних обстоятельств (то есть конъюнктурных доходов), «вымывающих» из национального хозяйства инвестиционные ресурсы. При этом в условиях высоких нефтяных цен следует накапливать резервы, подкачивая «подушку безопасности» на случай внешнеэкономических шоков.
В связи с заданным процессом переориентирования российской экономики еще одним важным событием в экономической жизни страны стало одобрение 7 июля Президиумом правительства РФ основных направлений бюджетной налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов. По существу, заседание ключевых министров во главе с премьером стало своеобразным «нулевым чтением» параметров главных финансовых законов страны на трехлетнюю перспективу. С точки зрения экономистов, данное мероприятие получилось далеко не «скучным», поскольку не обошлось без определенных «сюрпризов».
Так, например, ожидается, что в 2012 году доходы бюджета составят 10,6 трлн. рублей, а расходы - 12,2 трлн. рублей. Таким образом, дефицит бюджета в будущем году прогнозируется на уровне 1,6 трлн. Рублей, или 2,7% ВВП (при цене на нефть $93 за баррель). В текущем году дефицит бюджета составит 1,3 процента ВВП (719,1 млрд. рублей). Доходы бюджета, как ожидается, достигнут 10,303 трлн. рублей, а расходы - 11,22 трлн.
В 2013 году, согласно последним прогнозам Минфина, он останется на том же уровне (при стоимости «черного золота» уже в $95 за баррель), а в 2014-ом должен снизиться до 2,3% ВВП ($97 за баррель). Так что никаких намеков на снижение дефицита до нулевого уровня нет. Зато есть опасения не удержать проектную планку в будущем году.
Еще одной существенной особенностью бюджета становится совершенствование межбюджетных отношений и децентрализация полномочий между центром и регионами. Для того, чтобы облегчить финансовую нагрузку «на местах», со следующего года предполагается полностью перевести полицию на финансирование из федеральной казны. Передача же части полномочий в сфере здравоохранения, образования, обеспечения занятости, будет сопровождать закрепление за регионами источников дополнительного финансирования.
Между тем, «облегчение финансовой нагрузки» будет для регионов не таким уж легким. Так, межбюджетные трансферты в будущем году должны сократиться на 13,5% от уровня текущего. Кроме того, Минфин со следующего года прекратит выдачу трехлетних бюджетных кредитов, которые были введены во время кризиса из-за обвального падения региональных доходов. С 2012 года бюджетные кредиты будут выдаваться только на преодоление последствий чрезвычайных ситуаций – пожаров, засух, наводнений.
Для пополнения региональных бюджетов и обеспечения бесперебойного финансирования их инвестиционных программ Минфин считает, что субъекты РФ должны активно выходить на рынок займов.
Но в отличие от реальной помощи из федерального бюджета это не более чем благие пожелания - за эти средства еще придется побороться. По оценке самого А.Кудрина, надежными заемщиками являются только около 30 регионов. А остальные… Как бы не получилось так же, как и с государственными интервенциями во время зернового кризиса. Тогда система «распределения» полностью вытеснила биржевые закупки в силу сложности освоения правил торгов региональными чиновниками и привычкой к методам личных договоренностей. По аналогии с этим эксперты обращают внимание на высокий риск неготовности к рыночным заимствованиям большей части администраций субъектов РФ.
Очевидно, что любое обострение ситуации в Европе и США приведет к переоценке рисков на развивающихся рынках и снижению темпов экономического роста. При этом ключевой вопрос для России – насколько все это отразится на сырьевых фьючерсах? С одной стороны, инфляционные опасения будут поддерживать цены. С другой, предполагаемый экономический спад должен сдерживать спрос.
Как считают некоторые аналитики, в совокупности факторов в глобальной экономике для России заключается не только потенциальная угроза, но и уникальная возможность для масштабного структурного маневра, привлечения иностранных инвестиций и т.п. Но для этого потребуется проведение приватизации, форсированное продвижение по пути создания международного финансового центра. Иначе планы по вхождению в пятерку ведущих экономик мира к 2020 году останутся только мечтами.
Следует, однако, добавить, что реальное положение российской экономики во многом остается загадкой. Противоречивая статистика не позволяет выяснить, продолжается ли в стране восстановление экономики или уже начался новый спад. Последние отчеты Росстата заставили некоторых экономистов заговорить об инвестиционном и промышленном ренессансе, случившемся вопреки оттоку капитала и спаду строительства.
Так, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) объявил, что в последние месяцы в стране наблюдается рост инвестиций и подъем производства. Такой вывод был получен благодаря пересчету данных Росстата. Ссылаясь на несовершенство официальных методик оценки инвестиций, эксперты ЦМАКП предложили использовать свой собственный показатель – «индекс инвестиционной активности», который представляет собой сумму показателей импорта и производства машин и оборудования, а также производства стройматериалов и перевозки строительных грузов.
По такой методике в апреле-мае 2011 года рост инвестиций составил 2,8% в месяц против 1,1% кварталом ранее. Зафиксированную инвестиционную активность специалисты ЦМАКП связывают, прежде всего, с быстрым наращиванием импорта машин и оборудования, который превысил докризисный уровень на 0,5%. При этом объем промышленного производства в целом, по данным ЦМАКП, «формально впервые превысил докризисный уровень на 0,2%».
Впрочем, многие экономисты чрезвычайно скептически отнеслись к отчету ЦМАКП об инвестиционном подъеме в России.
Так, по мнению известного российского экономиста, президента компании «Неокон» М.Хазина, последние официальные данные о состоянии дел в российской экономике свидетельствуют о том, что страна вообще пока еще держится только благодаря экспорту энергоресурсов. Прогрессирующую инфляцию в стране «обеспечивает» Центробанк и дорожающий импорт, рост объемов которого приводит к окончательному развалу реального сектора отечественной экономики.
Как считает Хазин, кризис в России не закончился, и некоторая иллюзия улучшения ситуация связана практически исключительно с ростом мировых цен на нефть. Следует отметить, что он не одинок в пессимистической оценке перспектив российской экономики. Как считают эксперты из Центра развития Высшей школы экономики, сразу после инаугурации президенту предстоит решать задачу, как преподнести населению девальвацию рубля. В отличие от 2008-2009 годов девальвация-2012 может быть не плавной, а разовой на 10-20%, необходимых для выправления баланса. Но и разовая девальвация не решит принципиальную проблему. Пока не будет устойчивого притока инвестиций, повышения доли несырьевого экспорта, конкуренции в реальном секторе, девальвации будут иметь место каждые 2-3 года.
Усугубляет ситуацию, по мнению экспертов, другая негативная тенденция в платежном балансе – устойчивый отток капитала из страны на протяжении четырех кварталов подряд. Во втором квартале 2011 года чистый отток составил $10 млрд., хотя еще год назад в этот же период частный сектор был чистым импортером капитала.
Эксперты делают вывод о том, что речь должна идти о полном пересмотре всей экономической политики.



Цена: 0 руб.

Назад Заказать

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку