НОВЫЕ КНИГИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВАС ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
НОМЕР ЖУРНАЛА: 42 (4) 2010г.
РУБРИКА: Рецензии
АВТОРЫ: Спирова Эльвира
Рубрику ведет кандидат философских наук
Эльвира Спирова
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ФИЛОСОФИИ
Подорога В.А. Апология политического. М., 2010, тираж 1000 экз., с. 288.
Автор отмечает, что мир сегодня фрагментарен, мозаичен, похож на разбитое на мелкие кусочки зеркало, которое уже невозможно восстановить, — утрачена коллективная воля к поискам единого мирового образа. Знание крайне специализировалось, добывать его стало значительно труднее, оно перестало быть доступным. Теперь оно принадлежит группам влияния, доминирующим в политике, экономике, истории и других науках гуманитарного комплекса. Иными словами, знание обрело свой политический смысл.
Изменилось, по мнению В.А.Подороги, и наше отношение к политике и политическому. Сегодня их следует различать. Если термин «политика» принадлежит традиционному словарю политических наук и отсылает нас к автохтонным представлениям о власти, так называемый транс— или геополитике партий, институтов, вождей-автократов, групп, то политическое — это личностное знание, не переводимое ни в групповую, ни в какую-либо другую коллективную собственность.
Применяя оригинальную технику анализа (метод «аналитической антропологии») к различным областям гуманитарного опыта, В.Подорога показывает, как знание, которое формируется в тех или иных системах мысли, приобретает значение политического. По его мнению, политическое не имеет отношение к реальной политике. Оно принадлежит стратегиям знания, существующим в горизонте личной свободы. Политическое — это сингулярное, не регулярное, индивидуальное, не коллективное, избыточное, не достаточное. Оно принадлежит свободно изменяющему сообществу, отдельным его акторам, не связанным между собой едиными целями, идеологией, волей к власти. Отсюда и стратегия политического как особенной, возможно, даже уникальной, т.е. личностной, формы знания. У философии нет собственного опытного знания, ее главная цель — критически перерабатывать иной опыт, служащей ему осмысляющей, структурной основой.
ЛОГИКА МЕССИАНСКОЙ ИДЕИ
Чиндин Игорь. Мифология культуры. Россия. Первая половина 20-го века. М., 2010, тираж 500 экз., с. 330.
В монографии исследуется антропологический аспект культурных и религиозных метаморфоз России минувшего века. Анализируется логика исторического движения различных вариантов мессианской «русской идеи». На материале теоретических высказываний русских символистов изучается проблематика новейшего мифотворчества. Также представлена в монографии попытка обосновать положение о существовании особой области новейшей мифологии — мифологии культуры. Автор полемизирует с представлением о том, что в социальной мифологии сегодня принято считать, что в Советской России существовала так называемая «светская» или «квазирелигия».
Мифическая светская религия состоит из специфической совокупности мифологем современного массового общества. Мифологемы в современном общественном сознании существуют в виде целенаправленно заданных идеологами сюжетов, скрытых за определенными социальными образами. Подразумевается, что граждане буржуазного демократического государства произвольно и свободно воспринимают эти сюжеты в политике, бизнесе, массовом искусстве. Но в светской религии эти отдельные мифологемы сплетаются в один социально-мифический узор, который принимает статус общего верования, насильно обязывая всех к сопричастности. Социальная квазирелигия существует в тоталитарном государстве. В демократическом же государстве социальный миф — это хитроумное средство проникновения директив власти или бизнеса в «свободное» сознание граждан.
В ходе общемировых процессов демократизации и универсализации экономических отношений советская квазирелигия, построенная на преступной деятельности «сыновей» разоблачается. Философская антропология реконструирует и образ человека, живущего социально мифологическими представлениями. Это так называемый «человек массы» или «человек толпы».
НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Манхейм Карл. Избранное: Диагноз нашего времени. М., 2010, тираж 1000 экз., с. 744.
Карл Манхейм — выдающийся немецкий философ и социолог, один из основателей социологии знания. Книга содержит обширный историко-культурный материал. Многие идеи носят прогностический характер. Они позволяют сегодня продолжить размышления о судьбах современной интеллигенции и демократии. С интеллектуалами Манхейм связывал надежды на сохранение демократии в эпоху «массовых обществ», подверженных опасности установления тоталитарного режима. Ценность публикуемых исследований состоит в том, что К.Манхейм выходит за пределы политики и вводит нас в широкий мир культуры. В том вошли «Эссе о социологии культуры», «О специфике культурно-социологического познания», «Социологическая теория культуры в ее познаваемости», «Диагноз нашего времени».
Поскольку концентрация власти в современном обществе достигает невиданных ранее масштабов, повышаются требования к интеллектуалам и политической элите. Они должны быть социологически образованными, чтобы управлять и учить управлять. Разработка системы ценностей, необходимых для выживания цивилизации, — одна из основных задач современной социологии. Идеи Манхейма оказывали и оказывают большое влияние на социологическую мысль Запада. Его исторически-социологические исследования признаны классическими. Социология познания Манхейма — это, по сути дела, культурологическая методология с широкой областью применения и далеко не исчерпанным программным содержанием.
МИР ЗНАКОВ И СИМВОЛОВ
Культура глобального информационного общества: противоречия развития. Отв. редактор А.В. Костина, М., 2010, тираж 150 экз., с. 544.
Процесс развития информационного общества весьма сложен и противоречив. Многие его особенности пока не до конца проявлены, многие пока выступают как тенденции. Следовательно, и культура информационного общества обладает такими же противоречиями. В ней складывается парадоксальная ситуация: путь научно-технического прогресса, высшим воплощением которого стала эра электронно-сетевых коммуникаций, в значительной степени оказался непосредственно сопряженным с процессом негативного развития социальности. Это можно охарактеризовать как отставание человеческого фактора от развития информационных технологий.
Новый тип общества и культуры, в котором живет основная часть человечества, — информационный, он кардинально меняет окружающий нас мир, взаимодействия в нем. Развитие информационных глобальных систем ведет к взаимопроникновению культурных, религиозных, идеологических ценностей, зарождению новых общих моментов. Ценностная и идеологическая интерпретация действительности является стержнем информационного общества.
Модернизирующееся общество раздвигает горизонты бытия человека, усложняет цели и ценности, принуждая индивида вырабатывать самостоятельную стратегию поведения. Ценностный мир человека формируется под влиянием многих социальных групп, в которые он включен — семьи, друзей, трудового коллектива, групп по интересам. В процесс личностной коммуникации активно вмешиваются средства массовой информации, формируя стереотипы и символы восприятия реальности.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Ш.Р.Абдрашитов. Вправду ли разумен Homo sapiens? Уфа, Скиф , 2010, тираж 500 экз. с. 192, илл.
В новой книге башкирского публициста рассматриваются проблемы современного человека. Его история началась лишь сто — двести тысяч лет назад, в течение которых он много раз испытывался природой на выживаемость. Однако, в отличие от других человекообразных, он не только не исчез, но, опираясь на разум, очень быстро развился. Теперешний Человек, находясь на вершине материальной жизни, запутался в беспорядочных идеях и беспутстве, вырождаясь из созидателя в могильщика цивилизации. Ныне в нём мучительно противоборствуют две взаимоисключающие концепции: продолжая порочный образ жизни, полностью деградировать и исчезнуть с лица Земли или радикально «очеловечиться» и через это увековечить своё существование в мире. Если продолжать идти по той же накатанной колее пороков, то ничего делать не нужно — лет через сто всё свершится само собой! Выбору второй концепции мешает всесильное меньшинство — популяция хищных и неблагоразумных особ, в руках коих сосредоточились главные достояния землян — власть, деньги и СМИ. Персоны эти, являющиеся зримыми хозяевами жизни на Земле, в большинстве своём не глупы, но крайне корыстны, жестоки, эгоцентричны, абсолютно равнодушны к общечеловеческим бедствиям и заботам.
Вывод автора категоричен: если разум властных (вменяемых ли?) землян не будет употреблён во имя сохранения жизни, то вырождение Homo sapiens'а неизбежно, и он завершит свою историю, повторив роковую судьбу вымерших архантропов!
Тема эта прослеживается и в других книгах автора («Особенности национального кретинизма», «Россия — это странное явление цивилизации», «Уживёт ли мир до конца столетия?», «Последний шанс России осчастливить свой народ»). Новая книга Ш.Р.Абдурашитова полна неожиданных афоризмов, иронии, перемежающейся с сарказмом.
Цена: 0 руб.
|