Количество: 0
Сумма: 0
Корзина
Поиск по сайту
РУС | ENG
О КОНКУРЕНТНОСТИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОМЕР ЖУРНАЛА: 42 (4) 2010г.
РУБРИКА: Культура и образование
АВТОРЫ:

Заочный «круглый стол» (продолжение)

Ведущий — доктор исторических наук, профессор, ректор Восточной экономико-юридической академии, член Аккредитационной коллегии Рособрнадзора, эксперт комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ Евгений Миннибаев
 
Продолжаем обсуждение опубликованных в прошлом номере вопросов:
1.         Как вы оцениваете нынешнее состояние российского высшего образования?
2.         Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки проводимых в настоящее время структурных преобразований в высшей школе и экспертные оценки их влияния на конкурентную сферу, перспективное положение образования и развития общества?
3.         Какие законодательные, административные, общественные и другие меры необходимо принять, чтобы за счет развития конкуренции реально и значимо повысить приоритет и качество высшего образования, социальную и экономическую эффективность работы вузов? Какие условия и тенденции станут определяющими динамики сферы образования — государственное регулирование или конкурентное развитие высших учебных заведений?
4.         Что может наиболее эффективно повлиять на перспективы и положение в мире нашей высшей школы? Что означает для России высокая конкурентоспособность отечественных вузов?
5.         Консерватизм или инновации, традиционные или новые образовательные технологии, утвердившиеся формы или принципиально новые виды образовательных организаций должны в перспективе определять облик системы образования, которая будет способна формировать общество и экономику, основанную на знаниях?
6.         По вашему мнению, нынешнее состояние российской экономики и развитие общества, с одной стороны, и нарастающие потребности грядущего информационного общества требуют от высшей школы опоры на теоретическую подготовку или на практические навыки специалиста, фундаментальные или прикладные знания, широкий профиль или узкую специализацию вузовских выпускников?
7.        Как вы думаете, чтобы быть конкурентоспособным, российское высшее образование должно стать элитным или доступным широким слоям населения, что мешает организации эффективной системы «образование через всю жизнь»? Что самое ценное нужно сохранить в нашем образовании, а что привлечь из мирового опыта для создания действительно конкурентоспособной системы образования, адекватной новым вызовам и задачам, стоящим перед нашей страной?
На вопросы редакции отвечает:
 
Николай Жильцов, кандидат юридических наук, кандидат педагогических наук, профессор, директор Международного юридического института, Почетный работник юстиции России.
 
1.         Оценка сегодняшнего состояния нашей высшей школы — сложный вопрос.
Если сравнивать с ее состоянием в советский период, то сравнение не в пользу сегодняшним дням. Правда, тому времени и образование требовалось несколько иное, но и учили, и учились значительно лучше.
Если сравнивать с обликом высшей школы в развитых странах, то и здесь сравнение вряд ли порадует. То есть наше высшее образование сегодня где-то между тем, что уже потеряно, и тем, что может не наступить. Проще говоря, в сегодняшнем высшем образовании определенная сумятица, в которой за реформистскими мерами, ведущими, как верится, в лучшее будущее, теряется основное — качество обучения нынешних студентов.
2.         Нельзя не согласиться с тем, что изменения в высшей школе необходимы — иная страна и мир, иные требования рынка труда, набирающие силу глобализационные процессы, — это и многое другое требует обновления и содержания, и технологий обучения. Поэтому сам факт запуска этого процесса можно приветствовать. Другой вопрос, какие преобразования и как они решаются?
Хотелось бы напомнить, что, подписав Болонское соглашение, взяв на себя обязательство участвовать в создании единого образовательного пространства, Россия в то же время согласилась и с положением о том, что каждая страна и каждое учебное заведение вправе и даже обязаны сохранять собственные традиции, достижения и приоритеты в области образования.
На мой взгляд, именно это упускается разработчиками идеи модернизации нашей высшей школы. Теряется преемственность отечественного высшего образования.
Сегодня мы имеем дело, в известной мере, с копированием созданного за границей. Нельзя не заметить, что начатый процесс несет отчетливо заметные признаки догоняющей стратегии. Механическое копирование неизбежно приводит к искажению базовых принципов реформ. Существует опасность, что все сведется лишь к переходу на новую терминологию при сохранении старых приемов и способов преподавания. Тогда и компетентностный подход, и кредитно-модульная структура программ, безусловно, обнаружат полную несостоятельность. Ведь сокращенные сроки обучения (четырехлетний бакалавриат) решительно перестанут вмещать прежний объем знаний. Так, например, наш институт «теряет» около 50 дисциплин, разработанных кафедрами юридического профиля.
Пересмотр структуры и принципов организации образовательного процесса неизбежно задевает коренные интересы — как материальные, так и социально-статусные — всех преподавателей и других работников высшей школы. Изменится учебная нагрузка (что неизбежно отразится на заработной плате преподавателей — и едва ли только в лучшую сторону), поменяется штатное расписание вуза (часть научно-педагогического персонала окажется под угрозой увольнения), потребуется огромная методическая работа по созданию условий для самостоятельного обучения студентов.
Все это требует большой подготовительной работы, времени на которую у вузов уже нет, поскольку новые госстандарты уже вступили в силу.
3.         Главное условие развития конкуренции в высшем образовании — одинаковые правила игры, как формально выраженные, так и реально осуществляемые для всех его субъектов.
Не секрет, что сегодня такого равенства нет, следовательно, о каком-либо серьезном соревновании вузов на конкурентном поле говорить не приходится. Вот здесь и нужны меры воздействия на ситуацию, причем, думается, прежде всего, административные. В силу особенностей российской действительности одно только законодательное оформление пусть и правильных намерений еще мало что означает.
Вряд ли стоит противопоставлять с точки зрения влияния на динамику развития высшей школы государственное регулирование и развитие конкурентной среды.
Конкурентность — предмет государственного регулирования, и забота о ее развитии, в том числе в образовании, забота государства.
4.         Это комплексная задача, предполагающая активное внедрение современных технологий обучения, включая электронные, создание в вузах атмосферы научного поиска, творчества, вовлечение студентов и преподавателей в процесс взаимного обогащения знаниями, жизненным опытом. Если нам удастся пробудить и поддерживать у наших студентов устойчивый интерес к учебе — за будущее нашей высшей школы можно быть спокойными: человеческий потенциал, возможности российской молодежи в доказательствах не нуждается. Этим будет определяться и конкурентноспособность отечественных вузов.
5.         Вряд ли здесь уместен предлог «или». И то, и другое, и третье. Вопрос в другом. Будет ли у вузов возможность действовать самостоятельно, экспериментировать, если хотите маневрировать в соответствии с динамикой развития экономики и социальных отношений, или же все их усилия будут брошены на соблюдение различного рода процедур, предписаний и т.п. Как никогда, думается, вопросы академической свободы, автономности вузов сегодня нуждаются в поддержке и развитии.
6.         Вопрос поставлен, наверное, не совсем корректно.
Нельзя быть хорошим специалистом без высокого уровня теоретической подготовки, иметь прикладные знания без соответствующей фундаментальной подготовки. Отсутствие этого ограничивает возможности, в том числе и возможность получения образования «через всю жизнь». Надо ставить вопрос о соотношении теоретических и практических занятий, прикладной и фундаментальной подготовки и т.д. В идеале должен быть индивидуальный подход к каждому обучаемому, так называемая индивидуальная образовательная траектория. Она и позволит подготовить профессионала.
7.         Вряд ли, считаю, можно согласиться с делением образования на элитное и не элитное. Все образование должно быть качественным и доступным. Другое дело, что студенты разные. Те из них, которые обладают неординарными способностями, нуждаются и в особом подходе к их обучению. Следовательно, задача каждого вуза, системы образования в целом выявлять таких студентов, создавать условия для развития их способностей.


Цена: 0 руб.

Назад Заказать

"От Ельцина к...? Хроника тайной борьбы". Книга 1
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Кому достанется Россия после Ельцина? Лужкову, Черномырдину, Лебедю, Зюганову, Чубайсу, Немцову или совсем другому избраннику, чье имя пока неизвестно? Буквально с первых дней инаугурации Б. Ельцина на второй президентский срок развернулась жестокая, тайная и явная, война за право быть его преемником.
Книга руководителя одной из московских аналитических служб генерала В. А. Гусейнова повествует о невидимых схватках за власть в Кремле, развернувшихся с 1996 года. В ход идут лжепрогнозы и фальсификации, финансовые скандалы и утечка «доверительной информации». И все с одной целью – ввести конкурентов в заблуждение, усыпить их бдительность."

Полный текст
"От Ельцина к...? Война компроматов". Книга 3
Вагиф Гусейнов

Впервые с момента выхода в свет в 1999 году трёхтомника Вагифа Гусейнова "От Ельцина к...?" читатели имеют возможность ознакомиться с полными текстами книг в электронном виде и скачать их.

"Первые две книги генерала КГБ, руководителя одной из московских аналитических служб В. А. Гусейнова пользовались большим успехом у читателей. 22-тысячный тираж был распродан за короткое время, пришлось делать допечатку.
В третьей книге автор продолжает начатую тему, доводя описание интригующих событий до конца 1999 года. Из его нового произведения вы узнаете о подоплеке взрыва жилых домов в Москве и тайных пружинах второй чеченской войны, о том, как возник «Ельцингейт», кто был режиссером других скандальных историй в преддверии президентских выборов в России."

Полный текст
 
Логин
Пароль
 
Подписаться на рассылку