СПОСОБЕН ЛИ ДНЯО ОСТАНОВИТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ?
НОМЕР ЖУРНАЛА: 38 (4) 2009г.
РУБРИКА: Международные отношения
АВТОРЫ: Джаянта Дханапала (Шри-Ланка)
С 3 по 28 мая в Нью-Йорке под эгидой Организации Объединенных Наций пройдет 8-я Международная конференция по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в ее работе примут участие делегации стран-участниц Договора, который по числу государств, его подписавших, уступает только Уставу ООН. Заседания конференции, которая продлится целый месяц, будут проходить на фоне серьезных и широко распространившихся сомнений в сохраняющейся важности и жизнестойкости Договора как оплота против распространения ядерного оружия и единственного юридического обязательства со стороны пяти ядерных держав обезвредить и в конечном счете уничтожить свои смертоносные арсеналы.
«Если эта штука не сломается, не переделывай ее», — такова частичка американской доморощенной народной мудрости. Что ж, возможно, ДНЯО и не «сломался» окончательно, зато в последнее время его уж точно выставляют как изобилующий прорехами. Некоторые из этих прорех были намеренно проделаны еще при создании договора: скажем, формулировки основополагающих запретов в Статьях I и II по передаче и контролю за ядерным оружием, позволявшие странам НАТО и Варшавского Договора осуществлять «географическое распространение» ядерных вооружений, принадлежавших США и Советскому Союзу. Еще одна прореха — положение о сотрудничестве США и Великобритании в области ядерных оружейных технологий в соответствии с соглашением 1958 года. Это тоже открыто не запрещалось ДНЯО, несмотря на настойчивые заявления о том, что такое «ядерное совместительство» противоречит духу Договора.
Другие прорехи тоже, так сказать, врожденные — наподобие свищей в сердце. Решение прокрустовой задачи совместить возвышенное представление президента Эйзенхауэра об «Атоме ради мира» с запретом на разработку ядерных вооружений привело к появлению Статей III и IV. А это фактически породило ситуации, подобные тем, что мы имеем в Корейской Народно-Демократической Республике и Иране (и кто знает, где еще), когда государствам-участникам позволяется развивать ядерную энергетику в мирных целях, а это значит, что потребуется всего лишь гайка с болтом (а также, разумеется, немалая доза mala fide, недобросовестности), чтобы одолеть порог на пути к ядерному оружию, оставив в неведении Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и даже выйти после этого из Договора. Именно этот аспект Договора является средоточием недавних разоблачений и замечаний по адресу ДНЯО.
Есть и прорехи, которые обнаружились после нескольких лет действия Договора и его «притирки». Нелегальная программа Ирака, ее выявление и устранение инспекторами Совета Безопасности ООН из Специальной комиссии ООН и МАГАТЭ инициировали переговорный процесс под эгидой МАГАТЭ по формуле «93 плюс 2», итогом которого стал Дополнительный протокол 1996 года, направленный на ликвидацию лазеек в соглашениях МАГАТЭ по мерам безопасности, выявленных в деятельности режима Саддама. Другую лазейку (в Статье X.1) еще предстоит залатать, она связана с тем, что делать с государствами-участниками, которые, будучи пойманными, что называется, с поличным, возьмут да и выйдут из ДНЯО. Может ли Совет Безопасности запретить государствам выходить из ДНЯО и, если так, относится ли это ко всем договорам или только к договорам по оружию массового уничтожения, а в связи с ними будет ли запрет применим ко всем или только к небольшим государствам, доставляющим беспокойство?
С этим связана и такая проблема: как поступать с государствами-участниками, в отношении которых установлено, что они нарушают ДНЯО, и как — с желающими вернуться в ДНЯО? Дополнительную неотложность всему этому в атмосфере, и без того уже сильно наэлектризованной после трагедии 9/11, придают разоблачительные материалы о развитой и изощренной сети подпольной торговли технологиями по изготовлению ядерного оружия и расщепляющимися материалами частными лицами, вроде пакистанца доктора А.К.Хана (Dr. A.Q.Khan), и опасность возможного участия в этом террористских группировок. ДНЯО, пусть и несовершенный по замыслу и исполнению, тем не менее, помог избежать того кошмарного сценария, который рисовался в воображении президенту Джону Ф.Кеннеди: он предвидел такое положение (до ДНЯО), когда в мире ядерным оружием обладали бы двадцать — двадцать пять государств. Подавляющее большинство входящих в ДНЯО стран искренне убеждены, что обладание ядерным оружием не отвечает интересам их безопасности. В наши дни всего девять государств располагают ядерными вооружениями, три из которых никогда не были участниками ДНЯО. Стокгольмский Международный институт исследования проблем мира (СИПРИ) в своем ежегоднике за 2009 год заявляет, что в мире насчитывается 23300 единиц ядерных вооружений, 8392 из которых размещены в готовности к запуску по тревоге в считанные минуты. Общеизвестно, что 95% таких вооружений принадлежат США и Российской Федерации.
С середины 1990-х годов в области нераспространения имелись не-удачи и кое-какие успехи. «Согласованные рамки» (у нас иногда документ не совсем точно называют «Рамочным соглашением». — Пер.) 1994 года, которые заморозили северокорейскую ядерную программу, не были осуществлены подобающим образом. К тому же они не включали в себя достаточное количество основных игроков и не находились под деятельным и непрерывным присмотром международного сообщества. Как только в администрации Джорджа Буша возобладал грубый подход в отношении к Пхеньяну, Северная Корея вышла из ДНЯО и в 2006 году произвела испытание ядерного оружия. Благодаря возобновленной дипломатической активности Северная Корея вновь остановила осуществление программы вооружений и была на пути к поддающемуся проверке свертыванию своих возможностей, когда возникли разногласия, и в 2009 году проведено очередное ядерное испытание. Последовали санкции Совета Безопасности, и шестисторонние переговоры оказались в подвешенном состоянии.
Нарушение Ираном соглашения по мерам безопасности с МАГАТЭ и продолжающиеся настойчивые усилия в развитии возможностей по обогащению урана вопреки резолюциям Совета Безопасности породили подозрения, что иранские планы развития ядерной энергетики могут привести к созданию ядерного оружия. Не вызывает сомнений то, что эту проблему нельзя решить в одностороннем порядке, что требуется политико-дипломатический процесс, в ходе которого должны сотрудничать и находить компромиссы все стороны. ДНЯО не запрещает обогащение урана. Иран заявляет, что его программа является сугубо мирной. Ведение диалога с Ираном — насущная необходимость. Угрозы военных действий, в особенности со стороны Израиля, опасны и ведут к противоположным результатам.
Уже имеется большое число предложений по улучшению нынешнего положения с ДНЯО: государствам-участникам Договора будет что рассмотреть. Рост цен на нефть и озабоченности из-за перемен климата, вызванных деятельностью человека, вновь породили спрос на атомную энергию. А это, в свою очередь, разожгло беспокойство по поводу возможностей ядерной энергетики, ведущих к способности производить ядерное оружие. Высказано много предложений с целью не урезать «неотъемлемое право» на мирное использование ядерной энергии, закрепленное в Статье IV ДНЯО, а интернационализировать топливный цикл.
Целый ряд предложений выдвинуты Генеральным директором МАГАТЭ, Российской Федерацией и другими. Некоторые предложения уже были осуществлены в одностороннем порядке в форме решительных мер по противодействию распространению ядерного оружия, как, к примеру, выдвинутая группой стран Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового поражения (ИБОР). Генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед эль-Барадей ратует за взаимоукрепляющую связку между ядерным нераспространением и ядерным разоружением. Говоря попросту, нет хороших ядерных бомб и плохих ядерных бомб, нет хороших поборников распространения и плохих поборников распространения. Как нет и добрых рук и зловредных рук для обладания ядерными вооружениями. В мире, ставшем глобальным, не существует непроницаемых границ или стен для транснациональной материальной и интеллектуальной собственности. Мы больше не в силах поддерживать тот мир апартеида, в котором одни государства владеют ядерным оружием, а другие им не владеют, и менее всего — идя на применение силы, какой бы крайней ни была ситуация.
Только общее согласие, обманчивое ныне, сможет спасти ДНЯО, который в 1995 году по воле, в основном, западных держав был бессрочно продлен, и тем самым сделать мир более защищенным и более предсказуемым. Ведь именно общее согласие, достигнутое на конференции по выполнению ДНЯО 2000 года (после консультативного заключения Международного Суда 1996 года и испытаний ядерных устройств в Индии и Пакистане 1998 года), дало ей силы создать 13-ступенчатый путь к осуществлению целей ДНЯО. Неискренность государств, не обладающих ядерным оружием, которые нарушают свои обязательства по ДНЯО, некоторым видится зеркальным отражением неискренности государств, обладающих ядерным оружием, которые мало продвинулись к ядерному разоружению.
Ни одному из предложений, положенных на стол обсуждения конференции, не под силу в одиночку остановить ядерное распространение без заслуживающих доверия шагов всех государств, располагающих ядерными вооружениями, по сокращению и уничтожению своих арсеналов. Угрозы для ДНЯО исходят и изнутри, и извне, и слова американского президента Эйзенхауэра (генерала, ставшего президентом, который предостерег нас от всевластья военно-промышленного комплекса) очень подходят к нынешней ситуации. В своей второй инаугурационной речи он сказал: «Сложность обороны состоит в том, насколько далеко можно зайти, не разрушив изнутри того, что стараешься уберечь извне».
Цена: 0 руб.
|