КРИЗИСНЫЙ РАСПАД ИДЕНТИЧНОСТИ
НОМЕР ЖУРНАЛА: 37 (3) 2009г.
РУБРИКА: Заметки на полях книги
АВТОРЫ: Спирова Эльвира
КРИЗИСНЫЙ РАСПАД ИДЕНТИЧНОСТИ Эвола Элиус. Лук и булава / перевод с итальянского В.В.Ванюшкиной. — Санкт-Петербург: Изд-во «Владимир Даль», 2009
Еще несколько десятилетий назад трудно было себе представить, что Китай по существу с невероятной быстротой начнет уничтожать свое тысячелетнее прошлое. Мало кому приходило в голову, что страны так называемого Востока начнут с немыслимой скоростью усваивать ценности европейского мира, опережая Европу в процессе вестернизации. Глобальный кризис разрушил многие еще недавно расхожие социально-философские концепции, показав их несостоятельность. Он поставил перед социальными философами проблемы, не только связанные с выходом из кризиса. Возникла потребность осмыслить социально-исторические корни современной цивилизации, подумать о совершенно фантастических вариантах общемирового устройства.
Итальянский мыслитель Элиус Эвола — известный последователь доктрины «традиционализма», связанной, прежде всего, с именем Рене Генона. В числе других сторонников этой концепции швейцарский метафизик, художник и поэт Ф.Шуон, знаток традиционного искусства А.Кумарасвами, философы Т.Бурхард и С.Насра. Традиционалисты полагают, что европейский путь развития можно считать тупиковым. Отход от Традиции, безотчетное увлечение прогрессом, технико-рационалистический тип мышления — это врожденные пороки современной цивилизации, которые приведут ее к гибели, если она не преодолеет соблазны демона современного уклада жизни.
Эвола сетует на то, что интеллектуальный тупик современного мира, аляповато украшенный арабесками «технических достижений», определяет сегодня правила всякой интеллектуальной игры, любого дискурса. Человечество перестало доверять интуиции. Ко всякого рода социальным наитиям оно относится с опаской, предпочитая тут же обрабатывать их единственно послушным ему интеллектуальным приспособлением — рацио. Итак, попробуем вырваться из рационалистической ловушки и доверимся мощной интуиции, которая писала многие культуры высокой духовности. Критику социальных, интеллектуальных, экономических, этических и духовных основ современности Эвола начал еще в книге «Восстание против современного мира». Автор усматривает радикальное отличие современной цивилизации от традиционной.
«Следы, оставленные древними первобытными цивилизациями, нередко таят в себе особый смысл, ускользающий от праздного взгляда. Созерцая остатки древнейшей греко-римской, египетской, персидской, китайской цивилизации, вплоть до загадочных и безмолвных памятников эпохи мегалита, разбросанных среди пустынь, степей и лесов, эти застывшие в камне последние свидетельства давно поглощенных пучиной времени миров, невольно спрашиваешь себя, в чем состоит тайна их упорного сопротивления времени — только ли в счастливом стечении внешних обстоятельств, или же в этом скрыто некое символическое значение» (с. 36).
В отличие от «цивилизации пространства», которая характерна для современного мира, древние культуры были «цивилизациями времени». Традиционный образ жизни сохранял свою тождественность на протяжении веков и поколений, храня верность одним и тем же принципам, тем же устоям, тому же мировоззрению, которые, разумеется, в чрезвычайных обстоятельствах менялись, но внутренне сохраняли свое «культурно-цивилизационную идентичность». Социальные философы и историки называли такие культуры «застывшими», «неразвитыми», «патриархальными». Но Эвола оспаривает этот взгляд. Он называет эти культуры «цивилизациями бытия». Их сила проявлялась именно в их идентичности, в победе, одерживаемой ими над становлением, над историей, над изменением, бесформенной текучестью. «Они обладали прочной корневой системой, уходящей в глубину, далеко за пределы текущих, переменчивых вод» (с. 38).
Что же касается современных цивилизаций, то их скорее можно назвать «истребителями пространства». Они производят неисчерпаемый арсенал механических средств, предназначенных для максимального сокращения всякой дистанции, всякого расстояния. Им присущи доведенная до предела потребность иметь, страх перед всем отдаленным, уединенным, глубоким и далеким, стремление повсеместно распространить себя, максимально расширить себя, узнавать себя в чем угодно, обнаруживать себя везде и повсюду, только не в себе самом.
Несколько лет назад эти рассуждения, возможно, показались бы достаточно тривиальными. Однако сегодня, когда народы и расы утрачивают свою тождественность, есть смысл всерьез задуматься, скажем, над тем, что представляют сегодня «Запад» и «Восток» и насколько состоятельны многие культурфилософские построения, связанные с противопоставлением этих крупных миров. Действительно, Восток обнаружил гораздо более высокие темпы вестернизации, чем некоторые страны Европы, не говоря уже о Средней Азии, Японии, Китае и Индии, «оплотах» традиционного мировоззрения. К концу прошлого столетия они стали «развитыми западными странами» в самом буквальном смысле слова, а Япония даже более «развитой западной страной», чем любая западная страна географически. Традиция совершает круговое движение, демонстрируя свой центр в зависимости от временного цикла, последовательно на востоке, на юге и, наконец, на западе, прежде чем вернуться к истоку.
В свете этого противопоставление Востока, считает Эвола, как традиционной цивилизации некоему Западу может быть лишь условным и частным. Кроме того, он подвергает справедливой и обоснованной критике ту наивную идею, будто бы «восточная духовность» и некое «точное западное знание природы» могут слиться в некоем «синтезе» в перспективе развития современной цивилизации. На самом деле единственно мыслимая форма этого синтеза была реализована в рамках мировоззрения, характерного для любого традиционного общества, и находится не впереди, но позади процесса развития современной цивилизации. «Отныне этот Восток — с его мудростью, знакомой нам по традиционным, гностическим, мистическим и метафизическим текстам — только в абстракции и ретроспективе. Возможно, там еще остались отдельные центры, сохраняющие традиционное наследие в его живом и подлинном виде. Однако в силу сложившихся обстоятельств они становятся все более закрытыми и труднодоступными и не оказывают существенного влияния на развитие Востока, в отличие от исторически возобладавших там сил» (с. 276–277).
Однако вряд ли можно согласиться с Эволой в том, что Восток уже не представляет опасности для Запада. Быстрое экономическое развитие Китая, реализация удачной антикризисной программы, которая дает плоды в этой стране, свидетельствуют о том, что Восток выходит на историческую арену в качестве мощной социальной силы. Разумеется, Китай вовсе не демонстрирует мощь особого цивилизационного феномена. Напротив, он стремительно входит в русло современной «культуры пространства». Глобальное мышление стирает различие между традиционной и современной цивилизацией. Человечество в целом озабочено захватом новых территорий, в том числе и за пределами Земли. Оно обещает «развитие» и прогресс», а на самом деле погружает мир в хаос. Когда говорят о «стабильности», то имеют в виду не некий исторический срок, а лишь самое ближайшее время, которое тут же готово исчезнуть, уступив место иной перспективе.
В этом контексте заслуживает внимания критика демократии, которая служит, по мнению Эволы, знаком современной «культуры пространства». Итальянский мыслитель характеризует ее как опускание жемчуга власти в придорожную грязь. Иерархический центр, которому придает огромное значение Эвола, смещается и растворяется в бескрайнем море периферии. Чуждые культуры и расы становятся более равными в правах, чем коренное население тех стран, куда они были завезены или иммигрировали. Охрана их «естественных прав» становится основной заботой правительства, с достойным уважения упорством пестующего все чужеродное в ущерб коренным гражданам, что уже приняло характер физического насилия.
В качестве социального критика Эвола, безусловно, доказателен. Западная культура действительно становится объектом острой и проницательной диагностики. Однако итальянский мыслитель оставляет в стороне вопрос о том, в какой мере ценности традиционной культуры могут сегодня возродиться. Здесь его аналитическая мысль оказывается оторванной от современных реалий и обретает черты абстрактного провозвестия. Можно полагать, что следует уповать на Провидение. Но опыт истории достаточно трагичен. Да, приходили пророки и аватары, указывали путь с помощью светильника. Но, увы, история продвигалась собственным маршрутом.
Все же книга Эволы может расширить рамки современной дискуссии о выходе из критической ситуации, о противоречиях глобализации, о драматической утрате собственной идентичности для многих стран и народов.
Цена: 0 руб.
|