СОСТОИТСЯ ЛИ РОССИЙСКИЙ БЕНЕФИС ДАЛАЙ-ЛАМЫ XIV?
НОМЕР ЖУРНАЛА: 37 (3) 2009г.
РУБРИКА: Международные отношения
АВТОРЫ: Островская Елена
Обсуждение вопроса о возможности и формате визита Далай-ламы XIV в РФ периодически актуализируется на протяжении последних четырех лет. Западные СМИ и международные правозащитные организации инициативно вовлекают российское руководство в дискуссию о настоятельной необходимости удовлетворить стремление буддистов Бурятии, Калмыкии и Тувы к встрече со своим духовным наставником. На передний план при этом выводится тема соблюдения прав верующих, а дипломатическое измерение проблемы игнорируется. Между тем в принятии решения по указанному вопросу Кремль не может абстрагироваться от контекста российско-китайских отношений и от того факта, что Далай-лама XIV является духовным лидером тибетской диаспоры и противостоит Пекину, не приемля нынешнего статуса Тибетского Автономного Района (ТАР) КНР.
В этой связи необходимо также учитывать, что в 2008 г. религиозно-политические гастроли Далай-ламы XIV по странам Запада и Востока активно использовались международной публичностью для подогрева антикитайских настроений и попыток давления на КНР. Визиты «доброй воли» лидера тибетской диаспоры, как правило, осуществлялись накануне запланированных встреч между представителями КНР и государств Европы или Азии по значимым экономическим и геостратегическим проблемам. Демонстративным примером подобных акций служат путешествия Далай-ламы по странам ЕС в ноябре 2008 г., в результате чего КНР отказалась от декабрьской встречи с ЕС и отчетливо артикулировала угрозу введения эмбарго на товары французского производства. Эта встреча, вроде бы категорически отодвинутая Пекином на неопределенный срок, тем не менее состоялась в 2009 г. Продолжились и западные поездки духовного лидера тибетской диаспоры, как, впрочем, и рассылка нот протеста со стороны МИД КНР.
Анализ событий 2008–2009 гг., спровоцированных международными визитами Далай-ламы XIV, наводит на мысль, что религиозно-политические вояжи Его Святейшества есть элемент весьма рискованной игры, которую ведут на глобальном поле заинтересованные игроки, отнюдь не желающие обозначать свои реальные цели. Втягивание российского руководства в обсуждение вопроса о визите Далай-ламы в буддийские регионы РФ навязывает нашей стране участие в этой игре. И здесь впору задаться вопросом, а в каком статусе Россия готова вступить в нее — гроссмейстера, планирующего шахматную партию, или карточного болвана, ходы которого заранее определены подлинными участниками?
«Пригласи Далай-ламу» — игра по правилам и без
Казалось бы, эта игра — не более чем тест на приверженность демократическим ценностям, а ее правила предельно просты и однозначны. Участницей игры может стать любая страна, претендующая на статус демократического государства и готовая подтвердить это, несмотря на возможность обострения отношений с Китаем. Ей необходимо всего лишь направить официальное приглашение Его Святейшеству, обеспечить визу и инициировать международные публичные дебаты в СМИ о формате и программе грядущего визита, соблюдении прав человека и этноменьшинств в КНР. Стратегия игровой партии также хорошо известна: широкий медиа-анонс визита как «неполитического» мероприятия, в ответ — дипломатический протест КНР, вопреки чему приглашающая сторона оказывает радушный прием лауреату Нобелевской премии мира, устраивая ему выступления в университетах и на пресс-конференциях, встречи с независимыми гражданскими организациями (НГО) — местными правозащитниками и группами поддержки Тибета, верующими-буддистами (если таковые имеются).
Однако опыт 2008 г. показал, что игра «пригласи Далай-ламу» — это вовсе не тест на демократичность, а способ сугубо прагматического конструирования политических событий. Каждая игровая партия оказывается в итоге нацеленной на размягчение позиции КНР в решении текущих проблем в ситуациях экономического и политического взаимодействия со странами Запада. Но было бы наивно сводить цель игры лишь к достижению ситуативно значимого результата. Цель игры реализуется не в отдельных партиях, а в неуклонном продвижении геостратегических и экономических интересов ее гроссмейстеров — США и ключевых государств ЕС — на территориях автономных районов КНР. Конечный итог видится в превращении не только ТАР, но и двух других автономных районов КНР — Синьцзян-Уйгурского и Внутренней Монголии — в демилитаризованные зоны с открытыми границами и перманентным присутствием миротворческого контингента НАТО.
Казалось бы, что за дело России до этой игры, затеянной геополитическими экстремалами? На нашей территории не дислоцированы анклавы тибетских беженцев, российское политическое руководство не претендует на участие в дискуссии по «тибетской проблеме», а стратегическое партнерство с КНР позволяет вести диалог с дальневосточным соседом вне игры и вне очереди. Между тем участие в игре не во всех случаях бывает добровольным, особенно когда речь идет об этническом сепаратизме регионов и огромном геополитическом выигрыше Запада от разжигания локальных этнорелигиозных конфликтов. Вовлечение России в игру оказалось предрешенным — буддисты Бурятии, Калмыкии и Тувы жаждут встречи с Его Святейшеством, да и довлеет стремление соответствовать международному стандарту демократической страны.
Отметим, что России, в отличие от всех прочих участников, предлагается играть по особым правилам. Польша, Чехия, Дания, Нидерланды и другие младшие партнеры гроссмейстеров чествуют Далай-ламу как лауреата Нобелевской премии мира, ратующего за права человека. А России надлежит принимать Далай-ламу XIV в статусе «главы» и «духовного пастыря» всех российских буддистов, причем непременно с санкции высшего руководства страны. При этом не берутся в расчет два важнейших обстоятельства. Во-первых, в историческом прошлом титул «Далай-лама» принадлежал только главе тибетского теократического государства, в состав которого никогда не входили ни Бурятия, ни Калмыкия, ни Тува. Во-вторых, к бурятам, калмыкам и тувинцам буддизм пришел из Тибета через Монголию. В течение всей истории буддизма этнические общины верующих в различных странах оставались организационно самостоятельными, поскольку религиозная доктрина буддизма не предполагает единой иерархической структуры, подобной вселенскому понтификату.
Давая согласие на приглашение Далай-ламы XIV в качестве духовного пастыря российских буддистов, МИД РФ способствует возведению лидера тибетской диаспоры в статус буддийского понтифика. А именно к такому экстравагантному шагу подталкивают МИД РФ лоббисты российского участия в игре «Пригласи Далай-ламу».
Медиа-провокация в январе 2009 года
Нынешнее невольное вступление России в игру «Пригласи Далай-ламу» можно датировать 28 января 2009 г. Именно в этот день на «Правительственном часе» в Совете Федерации Федерального Собрания РФ прозвучал адресованный министру иностранных дел С.Лаврову упрек в том, что МИД якобы «препятствует пяти миллионам граждан Российской Федерации, исповедующим буддизм, во встрече со своим духовным наставником, лауреатом Нобелевской премии мира Его Святейшеством Далай-ламой XIV». В своем ответе глава российского внешнеполитического ведомства разъяснил, что «визит международного религиозного деятеля, гражданина другого государства, в Россию не может быть внутренним делом Российской Федерации». Как подчеркнул С.Лавров, при обсуждении данной проблемы МИД РФ с необходимостью должен учитывать характер отношений между администрацией КНР и лидером тибетской диаспоры, что не исключает, тем не менее, возможности рассмотрения вопроса о «пастырском» формате визита.
Слова С.Лаврова получили немедленный отклик в глобальном медиа-пространстве. Многие отечественные и зарубежные СМИ сообщили, что на уровне МИД РФ вопрос о приезде Далай-ламы XIV в Россию решен позитивно, и акцентировали «пастырский» характер предстоящего визита. Дипломатический аспект ответа С.Лаврова СМИ попросту проигнорировали.
Эта вброшенная в гражданскую публичность искаженная информация и подстегнула дискуссию о необходимости «продавливания» неот-ложного визита Далай-ламы в Россию.
Вместе с тем вопреки тезису, воспроизводимому западными, международными и отечественными СМИ, обсуждение вопроса о «пастырском» визите Далай-ламы XIV в РФ никоим образом не служит гарантией прав верующих-буддистов и их гражданских свобод. Более того, подталкивание российского руководства к спешному принятию позитивного решения по данному вопросу не позволяет адекватно учесть динамику внутри- и внешнеполитических контекстов.
Внешнеполитический контекст принятия решения о визите Далай-ламы XIV
Осмысление вопроса о визите Далай-ламы XIV в РФ с необходимостью предполагает ретроспективный анализ релевантных проблеме событий 2008 — первого полугодия 2009 г. в свете итогов июньского саммита ШОС и неформального клуба БРИК (Бразилия—Индия—Китай—Россия). На екатеринбургском форуме впервые наполнился конкретным документированным содержанием инициированный РФ процесс строительства евразийского геополитического треугольника Россия—Индия—Китай, дополненного в лице Бразилии трансатлантическим компонентом. Эта конструкция способна в не столь отдаленной перспективе составить противовес глобальному доминированию США. Ее сохранение и укрепление отвечает экономическим и политическим интересам России и одновременно служит фактором сглаживания острых углов и снижения напряженности в отношениях между Пекином и Дели. Не последним пунктом этой напряженности являются многолетние трения по вопросу о спорных территориях по «линии фактического контроля» (так называемой линии Макмагона), где исторически проживают тибетцы и расположены анклавы тибетских беженцев. В 2008 — первом полугодии 2009 г. этот вопрос актуализировался с новой силой, причем именно в связи с протестными акциями тибетских анклавов в Южной Азии — на территориях Индии, Непала, Ладака и Бутана.
Страны Запада, преимущественно США и ФРГ, заблаговременно обеспечили себе инструмент геополитических манипуляций в этом регионе — в течение ряда десятилетий они инвестировали средства и практические усилия в создание транснациональной коммуникативной сети (ТКС) тибетского буддизма. Ими искусственно взращивались такие ключевые ее компоненты, как политически конфликтная тибетская диаспора во главе с Далай-ламой XIV; эмигрантская политическая структура — Центральная Тибетская Администрация (ЦТА), лояльная своим западным спонсорам; разнообразные тибетские и международные правозащитные НГО, ратующие за политическое само-определение Тибета; общины буддистов-конвертитов в различных национальных государствах.
Первая апробация радикальной политической активности ТКС тибетского буддизма состоялась весной 2008 г., когда протестные волнения в ТАР были успешно синхронизированы с эпизодами провокаций, направленных против проведения Олимпиады в Пекине. После закрытия олимпийских состязаний эта активность продолжала набирать обороты: в ноябре 2008 г., несмотря на дипломатические протесты МИД КНР в адрес Дели, в индийском городе Дхармсале был устроен экстренный референдум «всего тибетского народа», призванный выработать стратегию борьбы за национальное самоопределение. В западных СМИ провокации транснациональной сети преподносились в качестве вполне легитимной и политкорректной национальной борьбы тибетцев за свои гражданские права и демократические свободы, хотя на деле целью этих провокаций выступало разжигание этнорелигиозного конфликта в ТАР и странах Южной Азии, где расположены анклавы тибетских беженцев или издавна проживают этнические тибетцы. А международным гарантом этой вывернутой наизнанку «легитимности» и выступал Далай-лама XIV в своих гастролях Нобелевского лауреата по странам Евросоюза (Польше, Франции, Дании, Нидерландам и др.) и США. Состоявшееся в апреле — июне 2009 г. международное турне Его Святейшества анонсировалось как «неполитическое», что, однако, никак не помешало лидеру тибетской диаспоры встретиться с первыми лицами Дании и Нидерландов, участвовать в пресс-конференциях по вопросам о независимости Тибета, организовывать там коллоквиумы с беглыми китайскими диссидентами.
Вдумчивая позиция по вопросу российского участия в игре «Пригласи Далай-ламу» предполагает учет и анализ тех перспективных программ, которые уже приняты на 2010–2012 гг. западными гроссмейстерами — спонсорами ТКС тибетского буддизма. Так, например, 10 июня 2009 г. палатой представителей Конгресса США была одобрена резолюция под названием 'Foreign Relations Authorization Act, Fiscal Years 2010 and 2011', нацеленная на «обеспечение дальнейшего продвижения тибетско-китайского диалога и укрепление дипломатического присутствия США в проблеме Тибета». Согласно принятому документу, в течение 2010–2011 гг. посольству США в КНР надлежит сформировать тибетский отдел, который будет следить за развитием ситуации в политической, экономической и социальной сферах ТАР и других тибетских регионах КНР, пока не откроется консульство США в столице ТАР Лхасе. Резолюция утвердила также государственное финансирование программ поддержки тибетцев: расходы на предоставление грантов американским неправительственным организациям, занимающимся вопросами сокращения бедности, сохранения культуры, а также защиты окружающей среды на Тибетском плато; образовательные программы для тибетских студентов и аспирантов; обеспечение работы штата офиса специального координатора по тибетским вопросам в Госдепартаменте США. Эта резолюция демонстрирует подлинную позицию США в игре «Пригласи Далай-ламу»: ни майские протесты со стороны Пекина против ее принятия, ни риторика нового американского президента Барака Обамы о необходимости развития позитивного взаимодействия США и Китая никоим образом не препятствуют гроссмейстеру продолжать игру в избранном направлении и не сбивают установленный прицел.
В равной степени немаловажно учитывать тот факт, что каждому визиту Далай-ламы XIV в Европу неизменно сопутствовала эскалация антикитайских настроений, осуществлявшаяся западными и международными СМИ. При этом всякий раз задействовался один и тот же стандартный пакет обвинительной риторики в адрес КНР: «тоталитарный режим», попрание прав человека и демократических свобод граждан в ТАР и СУАР, культурный, религиозный и этнический геноцид национальных меньшинств. Этот же медиа-пакет, несомненно, будет использован и во время «пастырского» визита Его Святейшества в Россию.
Внутриполитический контекст приглашения Далай-ламы XIV
Финансируемая Западом идеологическая активность эмиссаров тибетской диаспоры в Калмыкии, Бурятии и Туве имела своим результатом в 2008 г. консолидацию этнических буддийских НГО этих регионов с политически конфликтными выступлениями в анклавах тибетских беженцев и волнениями в ТАР. Это способствует росту антикитайских настроений в таких НГО и заставляет предположить, что хорошо спланированные широковещательные акции международных организаций по борьбе за политическое самоопределение Тибета могут получить незамедлительный отклик на территории РФ как в формате протестных митингов и пикетов у посольства КНР и китайских консульств в российских мегаполисах, так и в стихийных акциях против китайских гастарбайтеров, деятелей торговли и сферы услуг.
В гражданском обществе РФ уже продолжительное время действуют правозащитные НГО, идейно связанные с международными группами борцов за независимость Тибета (например, «Центр тибетской культуры и информации» в Москве и «общество Друзей Тибета» в Санкт-Петербурге). Они участвуют в транслировании материалов мониторинга по нарушению прав этноменьшинств в ТАР и СУАР, анонсируют и комментируют международные визиты деятелей тибетской диаспоры, формируя в среде российских буддистов выгодное Далай-ламе и его западным партнерам общественное мнение.
Среди многообразия буддийских организаций РФ существует целый ряд таких, которые не питают пиетета Далай-ламе XIV и не солидаризируются с глобальной политической активностью тибетской диаспоры (например, буддийские организации тайского, японского, непальского направлений). Со стороны таких буддийских НГО вполне закономерно ожидать выражений несогласия с «пастырским» форматом визита Далай-ламы XIV в Россию и навязыванием российским гражданам этого тибетского изгнанника в качестве «понтифика» всех буддистов.
В Калмыкии, Бурятии и Туве существуют группы традиционного буддийского духовенства, неприемлющие засилья тибетских эмигрантов в религиозной жизни этих регионов и Далай-ламу в качестве религиозного главы калмыцких, бурятских, тувинских буддистов. По этой причине предполагаемый «пастырский» формат визита Далай-ламы XIV в РФ способен породить острый религиозный конфликт в этих регионах.
Необходимо указать также на предпринимавшиеся некоторыми православными правозащитными НГО попытки вброса в публичный дискурс идеи об установлении прямого диалога между руководством РПЦ и Далай-ламой XIV как главой российских буддистов. Такая рамка диалога означала бы ничем не оправданное фактическое признание религиозной юрисдикции Далай-ламы над Бурятией, Калмыкией и Тувой и, несомненно, вызвала бы протест со стороны определенной части буддийского духовенства и верующих.
Выводы
Приходится констатировать, что в январе 2009 г. Россия фактически оказалась вовлеченной в навязанную Западом игру «Пригласи Далай-ламу». Участие в ней без преимущественного учета собственных интересов чревато для нашей страны неоправданными рисками: этнорелигиозными конфликтами как в буддийских регионах РФ (Бурятии, Калмыкии и Туве), так и в мегаполисах, осложнениями в отношениях между РФ и КНР, ослаблением конструктивного взаимодействия России с ее партнерами по ШОС и БРИК, что может негативно сказаться на втором (после екатеринбургского) саммите, намеченном на 2010 г. Во избежание этих рисков российским властям придется найти адекватный ответ на вопрос, а в каком качестве может быть приглашен Далай-лама XIV в нашу страну?
«Пастырский» формат визита не соответствует историко-культурным реалиям прошлого и настоящего: Далай-лама по своему статусу никогда не являлся религиозным главой бурятских, калмыцких и тувинских буддистов, и их этнические территории ни на одном историческом этапе не состояли в религиозной юрисдикции Далай-ламы. Как лидер тибетской диаспоры и участник транснациональной коммуникативной сети тибетского буддизма Далай-лама XIV может рассматриваться в качестве духовного пастыря только тех буддийских НГО России, которые задействованы в этой сети.
Не может быть приглашен Далай-лама XIV в Россию и как лауреат Нобелевской премии мира — борец за демократические свободы тибетского народа, поскольку фактически это означало бы солидаризацию России с западными оппонентами КНР и тем самым подрывало бы договоренности, зафиксированные в официальных документах екатеринбургского саммита ШОС, в «Положении о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе» и «Программе сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» на 2010–2012 гг.
Тем не менее, международный имидж РФ как демократического государства не исключает возможности приезда Далай-ламы XIV в нашу страну, но не по официальному приглашению, санкционированному президентом России, а в качестве обычного участника какого-либо мероприятия, планируемого общественными организациями в рамках межрелигиозного многостороннего диалога. И, разумеется, только в том случае, если это будет отвечать интересам России.
В таких чувствительных вопросах, как приезд Далай-ламы XIV, обострение ситуации в ТАР и СУАР, Кремль ориентирован на продолжение линии конструктивного взаимодействия с китайским руководством. Возможности политической связки Москва—Пекин могут быть эффективно задействованы как в интересах России, так и Китая при усилении давления на них со стороны Европы и США. Кроме того, скоординированные действия РФ и КНР обозначили бы перед Западом новую геополитическую реальность, с которой ему придется считаться.
Цена: 0 руб.
|