ТОПКОЕ БОЛОТО ИРАКСКОЙ КОРРУПЦИИ
НОМЕР ЖУРНАЛА: 37 (3) 2009г.
РУБРИКА: Международные отношения
АВТОРЫ: Касаев Эльдар
Ирак официально стал вторым наиболее коррумпированным государством в мире, сообщается в докладе за 2008 год международной неправительственной организации по борьбе с коррупцией Transparency International (TI).
Где собака зарыта?
Всего исследование охватывает 180 государств мира, уровень коррупции оценивался по десятибалльной шкале, при этом 10 баллов — самый низкий уровень. Ирак с индексом 1,6 поделил 178-е место в рейтинге с Мьянмой, опередив лишь замыкающую список наименее «прозрачных» Сомалийскую Республику. Для сравнения: в 2003 году Ирак занимал 113-е место в рейтинге.
По подсчетам иракского антикоррупционного государственного «Комитета беспристрастности», с момента начала «экспорта демократии» и до сего дня страна не досчиталась из-за коррупции и финансовых махинаций более 250 млрд. долларов.
Как же могло произойти, что это взятое под «опеку» США демократическое государство вязнет в топком болоте коррупции и бюрократии? Каковы причины того, что пришедшие со сменой режима чиновники не в состоянии обеспечить порядок и нормальное функционирование государства?
Прежде всего, следует отметить следующее. Несмотря на формальное наличие в Ираке самостоятельных правительства и парламента, их власть, тем не менее, не является полноценной. Достаточно сказать, что некоторыми территориями Ирака до сих пор управляют отдельные политические партии и организации, племенные кланы и местные вооруженные «авторитеты».
По словам руководителя «Комитета беспристрастности» судьи Муссы Фараджа, «рассадником вопиющей коррупции» стал секретариат иракского правительства, к которому перешли полномочия упраздненного Комитета по экономическим вопросам. Теперь этим органом ратифицируются все контракты, среди которых — миллиардные по стоимости закупки самолетов, строительство крупных больниц. При этом контролирующие органы, в том числе комитет, не имеют доступа к документации и не контролируют ход сделок.
Однако так было не всегда.
Вчера и сегодня иракской власти
Саддам Хусейн требовал тотального подчинения высшего чиновничьего аппарата законам государства, не позволял должностным лицам ненадлежащим образом выполнять возложенные на них функции, применял крайне суровые санкции к казнокрадам. По словам одного из бывших функционеров партии «Баас», заработные платы чиновников были настолько низкими, что им не хватало денег даже на «хлеб и воду», а работать приходилось «день и ночь».
Материальное положение сегодняшних должностных лиц Ирака заметно улучшилось. Однако связано это отнюдь не с возросшей оплатой труда чиновника, а со стремительно растущим уровнем коррупции, проникшей во все сферы жизни общества и государства. Ей, как отмечают специалисты TI в ежегодном докладе «О положении с коррупцией в мире-2008», подверглись государственные органы, политические партии, армия, национальные компании Ирака.
Не так давно возглавлявший комитет по борьбе с коррупцией судья Радхи Хамзат аль-Радхи обвинил действующее иракское правительство и, в частности, его главу Нури аль-Малики в краже из государственной казны 18 млрд. долларов. По словам судьи, комитет выявил крупные хищения бюджетных средств, предназначавшихся на социальные нужды, и собрал доказательства по 3000 «хищнических» эпизодов, в которых фигурировали члены правительства и их родственники.
Становится понятным, почему еще до опубликования «разгромного» для иракских властей доклада неправительственной, но весьма влиятельной организации TI, пожалуй, самый ярый антикоррупционист Ирака судья аль-Радхи был уволен со своего поста и публично осужден. Однако, как отмечают два бывших американских должностных лица, не только иракские власти, но и администрация Белого дома косвенно причастна к этому. Один из них, Артур Бреннер, работал в 2007 году в посольстве США в Багдаде и возглавлял там отдел по борьбе с коррупцией. По его словам, Госдеп, отказываясь обращать внимание на коррупцию, тем самым поощрял ее. Другой бывший чиновник Джеймс Маттил, руководивший в Багдаде канцелярией в антикоррупционной организации, утверждает, что внешнеполитическое ведомство США всячески помогало иракским лидерам свергнуть аль-Радхи.
Махинации с «черным золотом»
Складывается вполне обоснованное впечатление, что Джордж Буш со товарищи пришли в Ирак в большей степени за тем, чтобы «нагреть руки» своих беспристрастных чиновников. Так, эксперты критикуют администрацию Буша за то, что договоры о восстановлении Ирака, заключенные между американскими и иракскими компаниями, отразились на уровне коррупции.
Во-первых, работающие на территории Ирака американские нефтяные компании близки республиканской партии США. Во-вторых, крупные нефтяные компании, обладающие солидным капиталом, поглощают более мелкие, но не менее значимые для экономики Ирака. Кроме того, большинство нефтяных компаний США превышали допустимый уровень затрат, присваивая сверхприбыль, которая относилась к договорам «cost–plus», в соответствии с которыми компаниям должны быть возмещены все издержки и дополнительная процентная стоимость, гарантированная в качестве прибыли.
Отнюдь не все прозрачно и в вопросах распределения контрактов, направленных якобы на скорейшую экономическую реконструкцию современного Ирака. Как отмечает работавший с Госдепом США до войны иракец аль-Хафаджи, фирмы, получавшие контракты, заключали до 6 субподрядов с другими фирмами, позволяя каждому уровню получать свою долю. Во многих случаях ни одна из фирм даже и не начинала свою работу по контракту. Например, частная американская компания CusterBattles, получившая за 13 месяцев контракты по охране общей стоимостью в 100 млн. долларов, заключила субподряд на работу, а затем представила поддельные документы с «раздутыми» затратами.
Картина в этой сфере будет еще более безрадостная, если добавить, что, по оценкам судьи Фараджа, на сегодняшний день Ирак уже потерял 90 млрд. долларов от контрабанды нефти и нефтепродуктов. Кроме того, ежегодно впустую сжигается около 600 млн. кубометров газа, а из 1041 нефтяной скважины эксплуатируется лишь 441. Экспортные мощности, оцениваемые в 4,2 млн. баррелей в сутки, не используются и наполовину.
За истекшую «пятилетку» в Ираке не построено ни одного нефтеперерабатывающего завода, несмотря на выгодные предложения иностранных компаний. Напомним, что еще до американо-британской оккупации страна, испытывавшая нехватку электричества, не производила ни одного дополнительного мегаватта, хотя на эти цели с 2003 года потрачено более 17 млрд. долларов.
Единственным результатом псевдосозидательной деятельности иракских чиновников в энергетической сфере стало лишь незаконное обогащение многих из них за счет совершения сделок с зарубежными иностранными компаниями. Вместо того чтобы разработать необходимую стратегическую политику с целью получения наибольшей выгоды иракским народом, чиновники федерального правительства и правительств производящих районов и провинций делят доходы от ресурсов, являющихся, согласно конституции, собственностью всего иракского народа, лишь между «своими людьми». Подобный феномен в арабском мире получил весьма благозвучное название — «мухасасса» («пропорциональное распределение»). По данным американского Управления по подотчетности правительства, главного контрольно-ревизионного органа Конгресса США, из ежедневно добываемых в Ираке двух млн. баррелей нефти «неучтенными» остаются от 100 до 300 тыс. баррелей, что в денежном исчислении составляет от 5 до 15 млн. долларов.
Батальон «бумажных солдат»
Помимо государственных структур, национальных и зарубежных компаний, распределения нефтедолларов, тотальная коррупция охватила иракские вооруженные силы.
По сообщениям специалистов, в современной иракской армии зачастую служат «солдаты-фантомы», которых на самом деле никогда не существовало. По последним данным, в МВД Ирака нашлось 50 тыс. таких «мертвых душ», получавших жалованье, пайки и обмундирование на сумму около 5 млрд. долларов в год. Кроме того, числятся утерянными 19 тыс. единиц различного оружия. Однако на выплату заработной платы реальным служащим и закупку необходимого вооружения в бюджете страны средств недостает. Почему?
По словам командующего одним из иракских подразделений, в государственных силовых структурах есть весьма влиятельные личности, которые всячески оснащают боевиков, преследуя в первую очередь корыстные цели. Воровство в силовых структурах Ирака достигло небывалых масштабов, став бичом иракских вооруженных сил.
Примечательно, что на берегах Потомака всерьез опасаются последствий коррупции в военных эшелонах Ирака. И эти тревоги имеют вполне реальные основания.
Несбывшиеся надежды
Организованная Программой развития ООН (ПРООН) весной этого года в Ираке международная конференция по борьбе с коррупцией (впервые после свержения прежнего режима), как оказалось, не дала ожидаемого результата.
Напомним, что в данном мероприятии приняли участие как высокопоставленные иракские чиновники, так и представители государств-партнеров. Собравшиеся обсудили вопросы, связанные с государственным управлением, и пути борьбы с коррупцией в контексте международного Соглашения по Ираку, о начале реализации которого было объявлено еще в 2006 году. Документ предусматривает, что к 2011 году Ирак станет единым, федеративным и демократическим государством, живущим в мире со своими соседями и самим собой, уверенно идущим по пути экономической самодостаточности и процветания.
Участвовавший в работе конференции директор Управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Мария Коста заявил, что запас терпимости общественности к коррупции в Ираке практически исчерпан.
К этому остается только добавить, что это негативное явление подрывает доверие к власти, способствует отмыванию денег, подпитывает организованную преступность и приводит к обнищанию беднейших слоев населения Ирака, получившего в подарок с легкой руки за-океанских неоконсерваторов спасительный на словах, но губительный по сути проект с громким названием «демократия».
Цена: 0 руб.
|