ПЯТЬ СЦЕНАРИЕВ ДИНАМИКИ БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ СИТУАЦИИ (ОКОНЧАНИЕ)
НОМЕР ЖУРНАЛА: 37 (3) 2009г.
РУБРИКА: Международные отношения
АВТОРЫ: Султанов Шамиль
Сценарий 3. «Крупномасштабная региональная война»
Этот сценарий основан на базовом предположении, что на определенном этапе начавшегося широкомасштабного переговорного процесса Иран, Сирия, ХАМАС, «Хизбалла» могут отказаться принять новые американские «правила игры», занять при этом предельно жесткую позицию, особенно в случае успешного испытания Тегераном собственного ядерного оружия, значительного роста цен на энергоресурсы, резкого обострения внутренней ситуации в Ираке. В Вашингтоне, в условиях возрастания влияния произраильского лобби, произойдет форс-мажорная смена ближневосточной стратегии. Администрация Обамы может расколоться, вновь возобладает точка зрения, что именно «северный альянс» остается основной долгосрочной стратегической угрозой на Большом Ближнем Востоке для Соединенных Штатов и Запада в целом.
В случае неблагоприятно развивающегося для Запада глобального экономического кризиса может начаться форсированная военно-политическая консолидация основных союзников США в мире на анти-иранской основе под негласным лозунгом «необходимости маленькой победоносной войны», в которой, впервые после 1945 года, может быть использовано ядерное оружие.
Фактически эта война будет означать кардинальную смену парадигмы выхода из мирового экономического кризиса.
Главная задача данного сценария будет заключаться в нанесении военного поражения «северному альянсу» и в кардинальном изменении режима в Тегеране. Формальным поводом начала реализации данного варианта может стать декларация Тегерана о создании иранского ядерного оружия.
Поскольку практическая подготовка реализации данного сценария займет не меньше полутора-двух лет, то фактически он может начаться не ранее середины 2010 — середины 2011 года. Большинство западных специалистов исходят из того, что Исламская Республика Иран практически получит доступ к ядерному оружию именно в период 2010–2012 годов.
Появление ядерного оружия у Ирана будет означать вступление региональной ситуации на Ближнем Востоке в принципиально новую политическую фазу. Поэтому в рамках данного сценария вновь основным политическим и пропагандистским лейтмотивом станет недопущение любой ценой вхождения ИРИ в число ядерных держав. Или, по крайней мере, нанесение максимального урона иранской экономике, что серьезно затормозило бы развитие ядерной программы Исламской Республики Иран.
Сценарий предусматривает проведение комплекса мероприятий военно-силового характера, силовых подрывных операций, операций «психологической войны» и т.д. Должно произойти резкое и крупномасштабное наращивание силового присутствия США и их ключевых союзников (Франция, Великобритания) в Ираке, Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейте, а также в зоне Персидского залива в целом, до 500–550 тысяч военнослужащих для проведения крупномасштабных военных сухопутных операций на территории ИРИ.
Одновременно форсированная реализация проекта создания так называемого независимого палестинского государства будет сопровождаться беспрецедентным давлением на руководство ХАМАС, включая операции по его политической дискредитации, а также попытки силами израильских спецслужб точечно ликвидировать наиболее влиятельных лидеров Движения.
Наряду с крупномасштабной военной операцией против Ирана, ключевой целью в рамках данного сценария должна стать и Сирия. С одной стороны, будет предпринята попытка политически надавить и «вывести» Сирию из «антизападного альянса» взамен на обещания десятков миллиардов европейских и арабских инвестиций в сирийскую экономику. Кроме того, Дамаску будет предложен проект договора по поэтапному возвращению Голанских высот с последующей демилитаризацией этой территории под международным контролем.
В случае отказа Дамаска перейти в фарватер западной политики будет разыграна карта нового обострения ситуации в Ливане, с попыткой втягивания туда сирийской армии, совершения покушений на некоторых сирийских руководителей с целью разжечь антипалестинские и антиалавитские настроения в армии, в сирийской элите и в офицерском корпусе. Резко усилится западное военно-политическое давление на страну.
Однако на сегодняшний день существуют несколько серьезных препятствий для реализации данного сценария. Достаточно упомянуть только четыре таких фактора.
Во-первых, и это главное, Соединенные Штаты и его основные западные союзники просто не обладают на настоящий момент достаточным военным потенциалом для такой успешной операции. Только для начала полномасштабной региональной войны необходимо не менее полумиллиона сухопутных сил, тем более против такого серьезного противника, как Иран с его партнерами по альянсу. Как только эта война против Ирана начнется, она практически сразу же приобретет общерегиональный характер: под ракетными ударами и массовыми атаками диверсантов и партизан «северного альянса» окажутся Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иордания, американские войска и базы во всем регионе. Внутриполитическая ситуация в Саудовской Аравии, Кувейте, Израиле, Ливане, Египте резко обострится. Будет заблокирован Ормузский пролив. Этот региональный конфликт резко обострит глобальный кризис. Кроме того, сама война очень быстро превратится в неуправляемую: закончить ее будет очень сложно. По мере эскалации США могут прибегнуть к использованию ядерного оружия, что, безусловно, приведет к острому глобальному кризису.
Во-вторых, требуется необычайно высокий уровень координации интересов и согласования действий в военно-оперативной сфере между основными потенциальными участниками — США, Израилем, Францией, Великобританией для начала большой войны на Большом Ближнем Востоке, которая вполне может стать по своим долгосрочным последствиям катастрофической для всего мира.
Однако на фоне глобального экономического кризиса и углубляющихся противоречий между американской и европейской элитами по поводу выхода из этого кризиса общественное мнение и элиты в США, Франции, Великобритании крайне отрицательно относятся к любой возможности большой войны с Исламской Республикой Иран, которая имеет наиболее боеспособную армию в регионе.
В-третьих, Запад никогда не осмелится на полномасштабную войну в регионе, если не будет однозначной и решительной поддержки со стороны своих союзников, прежде всего Саудовской Аравии, Египта, Кувейта, ОАЭ, Катара, Омана, Турции. Соответственно, чтобы добиться такой поддержки, Израиль должен будет в короткий срок пойти на значительные уступки своим арабским соседям, в первую очередь по созданию независимого палестинского государства, по проблеме палестинских беженцев, по статусу Иерусалима, а также по решению проблемы Голанских высот. Крайне маловероятно, что израильский истеблишмент и международная еврейская финансовая элита способны будут пойти на это именно в среднесрочной перспективе, то есть в течение 3–5 лет.
В-четвертых, даже для начала реализации этого сценария Соединенным Штатам потребуется политически нейтрализовать Россию и Китай. Однако вряд ли российское и китайское руководство согласится с американскими аргументами.
Одна из приоритетных задач российской дипломатии в течение последних десятилетий заключалась в том, чтобы, во-первых, не допустить возникновения острого военного кризиса на Ближнем Востоке в зоне арабо-израильской конфронтации и, во-вторых, чтобы Советский Союз, а затем и Россия не были вовлечены в глобальный военный конфликт.
Ситуация за последние 7–10 лет существенно изменилась. Арабо- израильская конфронтация стала компонентом общего регионального системного кризиса. Ядром конфликта стало жесткое противостояние в районе Персидского залива — между США и Ираном, Ираном и Израилем, силовая конкуренция в Ираке, ядерная программа Тегерана и т.д.
Однако две основные задачи для Москвы остаются по-прежнему приоритетными на Большом Ближнем Востоке: не оказаться втянутой в прямое военное противостояние, чреватое переходом в глобальную ядерную конфронтацию и одновременно не допустить доминирования Вашингтона в этом регионе.
Сценарий 4. Стратегический переговорный процесс в контексте среднесрочной управляемой напряженности
По сути, данный вариант означает продолжение сценария 1 за период после 2010 года, то есть в среднесрочной перспективе, вплоть до 2015 года. Исходные предположения этого сценария следующие:
— с конца 2009 — начала 2010 г. мировая экономика постепенно начнет преодолевать кризис;
— американский истеблишмент не расколется, в том числе и по поводу согласованной ближневосточной стратегии администрации Обамы;
— сложившийся баланс военно-политических сил в регионе не будет серьезно трансформирован, хотя оба альянса по-прежнему будут делать попытки изменить его в свою пользу;
— социально-экономическое положение Сирии и ИРИ серьезно дестабилизируется.
Ключевой момент в том, что Запад вынужден будет согласиться с тем, что у него нет практических возможностей предотвратить реализацию ядерной программы Ирана. Это означает, что в случае появления ядерного оружия у Ирана Вашингтон не решится на полномасштабную войну с ним.
Под давлением различного рода внешнеполитических и внутриполитических факторов с конца 2009 — начала 2010 г. переговоры между двумя альянсами постепенно будут переходить в официальный формат. Вашингтон будет стремиться с самого начала максимально втянуть в переговорный процесс своих ключевых региональных союзников, прежде всего Саудовскую Аравию и Египет. США постараются, во всяком случае, на первом этапе, ограничить эти переговоры, главным образом, своими собственными стратегическими приоритетами: долгосрочная стабилизация иракской ситуации, формирование региональной системы безопасности и т.д.
Вашингтон будет предлагать обсуждение палестинской ситуации, Ливана, проблемы Голанских высот на следующем переговорном этапе, уже после стабилизации иракской ситуации.
Американский подход будет заключаться в формировании механизма постоянного сотрудничества с Ираном и Сирией по иракской проблеме с двумя основными целями. Во-первых, создать необходимые предпосылки для постепенного вывода оккупационного корпуса. И, во-вторых, предложить и договориться с Ираном и Сирией о некоей совместной схеме обеспечения контроля над ситуацией в Ираке, при особом учете американских приоритетов и интересов. Американцы будут настаивать на том, чтобы постепенный и согласованный вывод оккупационных сил из Ирака сопровождался сохранением политической стабилизации в стране и коллективными гарантиями такой стабилизации.
В то же время главная дипломатическая задача «северного альянса» будет заключаться в том, чтобы попытаться сразу навязать переговоры по всему пакету региональных проблем. Американцы на каком-то этапе могут согласиться на это, если антизападный альянс пойдет также на обсуждение вопроса ядерного оружия в Иране, при этом добиваясь включения в повестку дня вопроса об израильском ядерном потенциале. Однако Вашингтон вряд ли решится одновременно включить в переговорный процесс вопрос о ядерном потенциале Израиля. В результате в этой ситуации в роли «стратегического цыпленка» окажется именно Запад.
Палестинская проблема, как наиболее сложная, постепенно будет вновь выходить в рамках этого сценария на первый план и, прежде всего, вопросы статуса Иерусалима и палестинских беженцев.
В условиях сохранения баланса сил эти переговоры между двумя альянсами будут проходить достаточно сложно, вязко и долго. И, возможно, вплоть до 2015 года никакие собственно стратегические переговорные результаты достигнуты не будут.
Сами переговоры будут периодически сопровождаться или прерываться недружественными политическими, экономическими акциями, силовыми, подрывными операциями. Недоверие и подозрение двух противостоящих альянсов будет не только сохраняться, но и периодически усиливаться, вплоть до периодических военно-политических обострений ситуации.
В рамках данного сценария США будут преследовать две стратегические цели:
— сформировать новую, согласованную структуру баланса сил на Большом Ближнем Востоке, зафиксировать такой баланс в пакете международно признанных юридических документов, в рамках договоренностей прямо или косвенно получить в системе внутрирегиональных противоречий роль независимого арбитра;
— максимально ограничить влияние Китая и, особенно, России, прежде всего в Ираке, Саудовской Аравии и Иране, поддержать тенденции по всемерному вытеснению этих стран из зоны Большого Ближнего Востока.
Формирование собственного, альтернативного американскому, конфиденциального переговорного процесса дает возможность эффективно противодействовать усилиям США по достижению этих целей.
При соответствующей стратегии управления таким переговорным процессом Россия может добиться того, чтобы и Тегеран, и Каир, и Дамаск, и Эр-Рияд настаивали на включении Москвы в число участников официальных переговоров между двумя альянсами на Большом Ближнем Востоке.
Сценарий 5. «Переговорный процесс в условиях постепенной трансформации баланса сил в пользу «северного альянса»
Основными предпосылками реализации данного сценария являются следующие:
— достаточно медленный и неустойчивый выход западной экономики из глобального кризиса;
— обострение противоречий внутри американского истеблишмента по поводу невозможности предотвратить появление иранского ядерного оружия при одновременном ослаблении влияния на Вашингтон произраильского лобби;
— сохранение существенных противоречий и напряженных отношений между США и основными странами ЕС;
— укрепление глобальных политико-экономических позиций России и Китая;
— рост недоверия к администрации Обамы со стороны ключевых региональных союзников США в регионе.
В этих условиях возможны резкая активизация сил сопротивления в Ираке, усиление противоречий в нынешнем правительстве в Багдаде, существенное увеличение потерь в американском оккупационном корпусе, серьезная дестабилизация внутрииракского положения и, возможно, повторение так называемого вьетнамского синдрома.
Когда президент Никсон столкнулся с масштабным вьетнамским наступлением, он начал массированную переброску американских сухопутных сил, чтобы попытаться военными средствами переломить ситуацию в свою пользу. Однако добиться решающей победы ему не удалось, и через несколько месяцев фактически начался окончательный вывод американского оккупационного корпуса из Вьетнама, превратившийся, в конце концов, в повальное американское бегство.
В случае установления в 2010–2012 годах антиамериканского режима в Багдаде, формирования коалиционного шиитско-суннитского правительства, хотя бы относительной стабилизации внутриполитической ситуации в Ираке, не только произойдет дальнейшее укрепление «северного альянса», но и может измениться кардинально ситуация во всем регионе.
Прежде всего, это будет означать, что ИРИ вновь, через сорок лет, вернула стране статус региональной сверхдержавы. Контроль Тегерана над иракскими нефтяными ресурсами приведет к тому, что многие европейские страны станут срочно налаживать отношения с Ираном.
Серьезно возрастет напряженность в истеблишменте, силовых институтах, в обществе в целом в таких странах, как Саудовская Аравия, Египет, Иордания. Резко обострятся противоречия внутри израильского истеблишмента. Еще более изменится внутриполитический баланс сил в Ливане в пользу «Хизбаллы». Резко усилится кризис внутри институтов, контролируемых ФАТХ. Фактически ХАМАС к этому периоду останется единственной реальной политической силой, представляющей интересы всего палестинского народа.
По мере вывода американских вооруженных сил из Ирака усилится влияние Анкары. Вашингтон активизирует свои усилия по содействию превращения Турции в регионального противовеса Ирану. Кроме того, режимы арабских нефтеэкспортирующих стран в условиях ослабления влияния США и под давлением Запада должны будут начать поддерживать амбиции Турции как ключевой суннитской страны в зоне ББВ.
С другой стороны, сама Анкара может воспользоваться такой возможностью, чтобы не только усилить свое влияние в Ираке (в определенной степени это будет даже приветствоваться Тегераном), но и форсировать свой прием в ЕС.
Цена: 0 руб.
|