О книге С.Кортунова «Национальная идентичность. Постижение смысла».
НОМЕР ЖУРНАЛА: 36 (2) 2009г.
РУБРИКА: Рецензии
АВТОРЫ: Гусейнов Вагиф
Монография профессора кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики ГУВШЭ С.В.Кортунова посвящена исключительно актуальной теме. Стремительные изменения в мире в конце XX — начале XXI века, связанные в первую очередь с нарастающими и весьма противоречивыми процессами глобализации, резко обострили проблему национальной идентичности.
Целый ряд процессов глобализации непосредственно влияет на обострение кризиса идентичности. Эти процессы — демократизация, экономизация, информатизация, культурная стандартизация, ценностная универсализация и др. — неизбежно наталкиваются на национальную идентичность как на препятствие своему естественному развитию. При этом развиваются многообразные конфликты, исход которых зависит от прочности или рыхлости сложившихся национальных идентичностей, их бескомпромиссности и жесткости, невосприимчивости к новому, или, напротив, их гибкости, способности к адаптивному изменению, обновлению без утраты культурных идентификационных ядер.
Для России, находящейся в стадии социально-экономической трансформации и одновременно сохраняющей по объективным причинам преемственность своих не только региональных, но и глобальных интересов, все эти проблемы являются особенно важными и актуальными. Дело в том, что именно в тот момент, когда глобализация начала свое триумфальное шествие по планете, беспощадно и безжалостно уничтожая основы национальной идентичности различных, казалось бы, состоявшихся на века стран мира, Россия сознательно отказалась от советской идентичности, с которой она жила на протяжении почти 75 лет, что, собственно, и разрушило СССР. Тем самым Россия сама себя поставила перед сложнейшим и мучительным выбором самоопределения. Но такой выбор пока не сделан.
Автор рецензируемой работы, исследуя все эти крайне сложные проблемы, связанные со столкновением ослабленной национальной идентичности России с ценностями глобализирующегося мира, приходит к ряду интересных и оригинальных выводов.
Особую ценность представляет обоснование вывода о том, что в современной конкурентной борьбе выигрывают те государства, чья идентичность имеет большую историческую, культурную, этническую и политическую глубину и силу. Государства, слабые в этом отношении, вынуждены лишь наблюдать, как их национальные идентичности неизбежно растворяются в процессах глобализации. Это, в свою очередь, заставляет автора поднимать другую проблему: проблему взаимного влияния модернизации и идентичности. Вполне аргументированным представляется тезис о том, что успешно проведенная модернизация не может не затронуть культурные, а следовательно, идентификационные коды нации. Более того, успешная модернизация во многом основана на адаптивной трансформации этих кодов. Можно поэтому предположить, что проблема адаптивной трансформации идентичности — одна из основных (а, возможно, и главная) проблема модернизации. С другой стороны, чрезмерно жесткая конструкция национальной идентичности, не способная к гибкой трансформации, может стать непреодолимым препятствием к модернизации страны. В этом случае часто возникают и распространяются представления об «особом» пути развития. Такие представления, будучи по существу реакцией на неудачи и провалы модернизации, способны привести к скатыванию в традиционализм или даже в архаику.
Можно согласиться с автором и в том, что идентичность России никогда не была собственно национальной. Она была наднациональной — сначала имперской, а затем советской. Естественно, что после распада СССР Россия не могла в одночасье сформировать национальную идентичность, поскольку население этого самого большого осколка СССР не представляло собой нацию в западном смысле этого слова. Если же взять всю историю России, то можно увидеть, как одна идентичность неоднократно наслаивалась на другую, при этом прорастая сквозь нее так, что новая идентичность «мутировала», испытывая к тому же воздействие других культур и цивилизаций хотя бы в силу того, что Россия находилась с ними в непосредственном соседстве.
На большом историческом материале С.В.Кортунов аргументирует следующую точку зрения: национальная идентичность России представляет собой не «плавильный котел» (как, например, в США), а своего рода «слоеный пирог», ни один из слоев которого российской цивилизацией полностью не отторгнут. Это следующие слои (они же измерения идентичности): православный (религиозный); коммунистический (идеологический); либеральный (аксиологический); евразийский (геополитический или территориальный); культурный (европейский); националистический (этнический); имперский; технологический (модернизационный).
Весьма любопытны рассуждения автора о том, что, пытаясь самоопределиться в начале XXI века, Россия делает сразу несколько выборов: между Большой Европой и собственным геополитическим проектом; между империей и национальным государством; между относительной изоляцией и полной открытостью; между максимальной свободой и патерналистским государством; между индивидуализмом и коллективизмом (соборностью); между мобилизационным и инновационным типами развития (модернизации); между построением политической нации («граждане РФ») и возрождением империи; между протестантской трудовой этикой и этикой общинного (артельного) труда.
Весьма своевременным представляется вывод автора о том, что сама история делает за Россию выбор в пользу европейского вектора развития, учитывая ее неблагоприятную демографическую ситуацию, геополитическую уязвимость, технологическое отставание, неспособность самостоятельно освоить свою территорию, включая природные ресурсы, натиск мирового ислама, грядущее давление растущего Китая и другие факторы. Значимость «европейской самоидентификации» для формирования как внутри-, так и внешнеполитического курса страны год от года будет только возрастать. Формирование новой российской идентичности, которая не противостоит европейской, а сочетается с ней, — возможно и необходимо. Для этого, однако, необходимы глубокие изменения в массовом и элитном сознании, которые еще не завершены. Россия является европейской страной в силу своей судьбы, культурных традиций, географического положения. Ее будущее неразрывно связано с Европой. Потенциал российской нации может раскрыться только через творческое освоение ценностей европейской цивилизации, в формирование которой внесла существенный вклад великая русская культура.
Отдельные вопросы национальной идентичности в условиях глобализации поднимаются в работах А.Г.Арбатова, А.С.Ахиезера, Э.Я.Баталова, Л.М.Дробижевой, В.В.Ильина, В.К.Кантора, В.В.Коротеевой, В.Н.Кузнецова, В.Л.Лобера, Н.А.Нарочницкой, Ю.С.Пивоварова, Э.А.Позднякова, М.М.Решетникова, И.С. Семененко, Н.А.Симония, А.И.Солженицына, С.В.Чугрова, А.С.Ципко и др. Что касается работ, по которым наиболее адекватно можно судить о восприятии становления национальной идентичности России в последние 10-12 лет западными странами, то к ним в первую очередь следует отнести книги З.Бжезинского, И.Валлерстайна, Ш.Гарнетта, Т.Грэма, Дж.Гудби, Г.Киссинджера, С.Коэна, Дж.Кьезы, Р.Легволда, А.Рара, С.Сестановича, С.Тэлботта, М.Тэтчер, Ф.Фукуямы, С.Хантингтона и др.
Однако комплексных исследований проблем национальной идентичности России в условиях глобализации в настоящий момент нет. В монографии С.В.Кортунова предпринимается попытка, и, на наш взгляд, весьма удачная, восполнить этот пробел.
Полагаю, что автор опубликовал прекрасную работу, которой суждено стать весьма заметной и влиятельной книгой — как среди отечественных интеллектуалов, так и среди политиков. Серьезным подспорьем она является и для профессоров и студентов отечественных ВУЗов, изучающих дисциплины, связанные с отечественной историей, философией, обществоведением, международными отношениями и мировой политикой.
На наш взгляд, С.В.Кортунову следовало бы продолжить работу над проблематикой национальной идентичности и подумать о переиздании книги на эту тему через некоторое время, причем большим тиражом. В ходе такой работы стоило бы еще раз уточнить используемый понятийный аппарат, дать более строгую трактовку понятиям «идентичность», «цивилизация», «евразийство», «атлантизм», «ценности», «культурное ядро» и проч. Нуждается в дополнительном исследовании ключевой вывод автора: национальная идентичность является важнейшим ресурсом развития, инновационной модернизации и конкурентоспособности России в ХХI веке.
Хотелось бы пожелать С.В.Кортунову изложить авторское видение того, как предлагаемые им парадигмы развития России могли бы быть осуществлены на практике. Это в первую очередь касается выхода России на позиции одного из мировых лидеров. Важно было бы в этом контексте больше внимания уделить анализу реалистичности важнейших государственных документов, утвержденных президентом Д.Медведевым: Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. («Стратегия 2020»), Концепции внешней политики РФ 2008 г., а также Стратегии национальной безопасности 2009 г. Работа бы выиграла также и в том случае, если бы ее важнейшие концептуальные положения и выводы были бы подкреплены соответствующими социологическими исследованиями, в частности, касающимися эволюции настроений российских региональных элит.
Вместе с тем, эти замечания носят характер пожелания дальнейших творческих успехов и никак не снижают общую высокую оценку оригинальной и чрезвычайно интересной работы С.В.Кортунова.
Цена: 0 руб.
|