Япония: пути преодоления мирового финансового кризиса
НОМЕР ЖУРНАЛА: 36 (2) 2009г.
РУБРИКА: Дебют
АВТОРЫ: Шейхова Ума
Сегодня только ленивый не говорит о проблеме мирового финансового кризиса и каждому из нас понятно, что обсуждаться она будет еще долго. Интерес к рассматриваемой теме обусловлен возникновением и развитием новых факторов современной мировой экономики и международных отношений в условиях кризиса. Последствия кризиса находят отражение в большинстве стран мира. Но, как это ни парадоксально звучит, пожалуй, наибольшие экономические трудности в Азии сейчас переживает самая развитая страна данного региона — Япония. Возможно, потому, что, номинально являясь азиатской страной, она уже давно стала неотъемлемой частью группы наиболее развитых стран.
Чтобы получить представление о масштабах современного кризиса и оценить адекватность правительственных мер по его преодолению, оглянемся на 18 лет назад — в начало 1990-х годов. Эти годы получили название потерянного десятилетия, а сама экономика того времени стала называться «экономикой мыльного пузыря», который неизбежно должен был «лопнуть», в силу того, что экономический рост в те годы базировался в основном на спекулятивных сделках с недвижимостью и ценными бумагами. В годы потерянного десятилетия Япония столкнулась с такими проблемами, как: проблема избыточных мощностей, постоянное увеличение курса иены относительно доллара (она увеличилась со 145 иен за доллар до 80 иен за доллар в 1991 году). Вместе с тем первыми признаками проявления депрессии стали обвал на рынке ценных бумаг, а также кризис банковской системы. К концу 1990 года совокупная стоимость ценных бумаг сократилась на 270 трлн. иен, что соответствовало приблизительно 60% ВВП страны, и на конец 1991 года в банках Японии насчитывалось около 110 трлн. иен плохих долгов. Столкнувшись с таким набором проблем, японское правительство и Банк Японии в первую очередь понизили учетную ставку процента сначала до 3% в 1993 году, а затем — до 0,5% в 1995 году. Инвестиции были направлены в общественные работы. (115 трлн. иен за 3 года — с 1991 по 1993 г.) Был снижен подоходный налог и сбор специальных налогов, несмотря на то, что данная мера отрицательно повлияла на государственный бюджет и, вместе с тем, увеличена ставка потребительского налога — с 3 до 5%.
Таким образом, в начале XXI века целенаправленными усилиями правительства и деловых кругов страны экономику наконец удалось вывести на рельсы стабильного, хотя и весьма умеренного по своим темпам, развития, а банки Японии к началу 2000-х годов списали порядка 80% плохих долгов.
В 2008 году экономика Японии вновь столкнулась с серьезными проблемами. О том, что она вошла в рецессию, говорят отрицательные темпы экономического роста, зафиксированные на протяжении двух кварталов подряд. Будучи одной из крупнейших в мире держав-экспортеров, она свела впервые за последние 13 лет в январе 2009 г. счет текущих операций с рекордно высоким дефицитом. По сообщению Министерства финансов, он составил 172,8 млрд. иен (около 1,8 млрд. долл.) из-за резкого падения товарных поставок за рубеж.
Чтобы ощутить масштабы кризиса в Японии, рассмотрим реальный сектор экономики.
Прибыли ведущих компаний страны в финансовом 2008 г., который завершился в Японии 31 марта, сократились на 42,8%. Электротехническая промышленность Японии смогла свести свой баланс с дефицитом, на 91,6% упали прибыли автоконцернов. На 45,8% сократились они в сфере точного машиностроения.
В настоящее время экономику Японии тянет вниз автомобильная промышленность, по которой мировой финансовый кризис ударил особенно сильно, так как, вследствие кредитного сжатия, резко упал спрос на японские автомобили на зарубежных рынках.
Транснациональная корпорация Toyota Motor Co. снизила свой прогноз годовой чистой прибыли до 550 млрд. иен (5,5 млрд. долл. США), что составляет всего одну треть от объема ее прошлогодней чистой прибыли. За первый квартал этого года заводы компании будут остановлены на 14 дней, что является беспрецедентным в истории автоконцерна. А производство автомобилей в этот период будет сокращено наполовину. Такие меры руководство компании принимает, чтобы разгрузить затоварившиеся склады. Nissan Motor Co. на фоне глобального падения спроса на автомобили объявила, что сокращает на предприятиях по всему миру 20 тыс. человек — примерно 8,5% всей своей рабочей силы. Увольнения были произведены до апреля 2009 года. Также компания понесла чистые потери в размере 265 млрд. иен (более 2,9 млрд. долл.) в 2008 финансовом году.
Еще один крупнейший бренд Японии — корпорация «Сони» — объявила о сокращении к марту 2009 года 16 тыс. работников, что составляет 10% их общей численности. Из них 8 тыс. — это постоянные работники и столько же — временные. Это крупнейшее разовое увольнение в рамках одной компании в Японии.
Негативная ситуация в реальном секторе экономики усиливает давление на финансовые рынки.
Вопреки сложившемуся мнению о том, что японские банки, выжившие после крупномасштабного оздоровления банковской системы 1990-х гг., вышли из нее «закаленными», устойчивыми и обладают огромным опытом функционирования в ситуации кризиса, на самом деле они снова сталкиваются с такими болезненными проблемами, как падение стоимости ценных бумаг и ростом «плохих долгов».
А так как банки неохотно выдают ссуды мельчайшим, малым и средним предприятиям, на которые в Японии приходится огромная доля ВВП (примерно 55%), а также отраслям, находящимся в депрессии, существует большая вероятность того, что в стране значительно расширится число банкротств компаний из-за сокращения потоков капитала.
Например, к ноябрю 2008 г. в Японии обанкротилось 10000 фирм. В феврале 2009 г. обанкротились 1318 компаний. Число банкротств в прошлом месяце в целом по стране возросло на 10,38% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Совокупные долги потерпевших финансовый крах японских фирм и предприятий составили 1,23 трлн. иен (свыше 12,5 млрд. долл.). Тенденция к росту банкротств и долгов продолжается уже девятый месяц подряд. В промышленном секторе разорились 244 компании, а в торговом — 222 фирмы.
Проанализируем меры, которые предпринимает японское правительство для борьбы с финансовым кризисом и какие уроки оно вынесло для себя со времен «потерянного десятилетия».
Вследствие недостатка денежного предложения, Банк Японии уже предпринял ряд мер, чтобы предотвратить снижение экономики на еще более низкий уровень. В частности, он пересмотрел систему предоставления средств коммерческим банкам с целью дать этим финансовым институтам возможность использовать низкопроцентные корпоративные облигации, предоставленные займы и другие активы в качестве дополнительного обеспечения. Эти меры способны привести к тому, что коммерческие банки станут активнее кредитовать небольшие компании и другие сектора экономики, которые в них особенно нуждаются. Кроме того, в конце октября Банк Японии понизил свою учетную ставку до 0,3%. Однако он пока не склонен к дальнейшему снижению и опасается, что это может парализовать финансовый рынок. Поэтому новой сложной задачей в стране является стимулирование денежных потоков без обращения к процентной ставке.
Осложняют этот путь выхода из кризиса некоторые факты.
Во-первых, главная проблема экономики страны заключается в том, что ресурсы для стимулирования экономики жестко ограничены. В конце 2008 года государственный долг Японии, включающий заимствования центрального правительства и местных администраций, составил 198,6% ВВП страны. Для эффективной борьбы с кризисом стране необходимы крупные заимствования, как внешние, так и внутренние, которые в подобных условиях становятся непозволительной мерой.
Во-вторых, экономическая стагнация привела к резкому падению доходов от корпоративных и других видов налогов. В 2008 финансовом году правительство первоначально ожидало получить 54 трлн. иен поступлений в виде доходов от налогообложения, что по курсу на сегодня составило бы примерно 562,5 млрд. долл. Но в реальности доходы оказались меньше на 6–7 трлн. иен, т.е. примерно на 68 млрд. долл. Нехватка средств и дефицит госбюджета могут быть покрыты только за счет выпуска государственных облигаций, что опять-таки упирается в масштабы государственного долга.
В-третьих, в стране зарождается острый политический спор между сторонниками и противниками повышения потребительского налога, который в настоящее время составляет 5%. Также рассматривается возможность повышения налога на табачные изделия. Премьер-министр Таро Асо предлагал повысить налог на одну сигарету на 2–3 иены, что привело бы к удорожанию одной пачки сигарет на 40–60 иен (приблизительно полдоллара). Однако Каору Есано — министр, отвечающий за экономическую и фискальную политику — выступил против, утверждая, что повышение налога приведет к снижению объема продаж табачных изделий в стране и, соответственно, уменьшению денежных поступлений в казну. В итоге указанное повышение было отложено на неопределенное время.
В конце прошлого года правительство Японии пересмотрело свою базовую политику формирования бюджета на 2009 финансовый год и заявило о готовности использовать государственные средства для борьбы с мировым финансовым кризисом.
Один из вариантов рассмотренного плана предусматривает выделение 10 трлн. иен в течение трех лет в качестве специальной бюджетной статьи, свободной от ограничений, накладываемых на обычные статьи расходов. В соответствии с этим вариантом в течение трех лет, начиная с бюджета 2009 г., ежегодно 3 трлн. иен будут расходоваться на создание рабочих мест и оказание помощи безработным.
Другая опция состоит в формировании дополнительного бюджета, который не будет подпадать под строгие лимиты расходов, применяемые к базовому бюджету.
Чтобы справиться с нарастающей проблемой банкротств, в конце января правительство Японии запустило программу стоимостью 16,7 млрд. долл., направленную на выкуп акций компаний, оказавшихся в трудном положении в условиях экономического кризиса. Банк Японии уже покупает долги компаний, чтобы дать им доступ к ликвидности, власти также расширили возможности кредитования частного бизнеса. Но эти меры пока не переломили весьма сложную ситуацию в экономике.
В целях повышения внутреннего спроса парламент Японии 4 марта принял закон о назначении всем жителям страны единовременного пособия. Каждый подданный страны теперь получит экстренное пособие в 12 тыс. иен (около 120 долл. США) и в сумме составит 20 млрд. долл. бюджетных средств. Однако, вероятнее всего, помимо стимулирования экономики, подобные меры призваны привлечь избирателей на сторону правящей коалиции и помочь ей выиграть всеобщие выборы, которые в Японии нужно обязательно провести до сентября будущего года, поэтому относиться к данной мере следует весьма скептически.
Меры, которые правительство Японии намеревается разработать в скором времени, будут включать в себя два четко структурированных пакета, действующих как на уровне граждан, так и на уровне предприятий: во-первых — финансовые меры для поддержки уровня жизни граждан, гарантий занятости и жилья — и, во-вторых — меры для обеспечения денежного оборота предприятий.
Меры из первого пакета призваны ослабить социальную напряженность из-за многочисленных увольнений внештатных сотрудников, которые зачастую сопровождаются потерей ими права на корпоративное жилье. Например, правительство может выплачивать работодателям на каждого уволенного определенную сумму в месяц для сохранения за ним жилья в течение какого-то времени. А в случае, когда уволенный сотрудник будет вынужден искать себе новое жилье, ему может быть выдана низкопроцентная ссуда для вселения в новую квартиру и на первоначальное обустройство.
Второй пакет мер предполагает расширение участия государственного капитала в финансовых институтах и обеспечение беспрепятственного оборота средств предприятий с помощью государственных финансовых институтов. Например, может быть продлен срок выдачи кредитов компаниям под их собственные облигации и векселя, чтобы избежать стагнации производства, или упрощена схема получения кредитов малыми и средними предприятиями.
Цена: 0 руб.
|