РОССИЯ И ЕВРОСОЮЗ: ЦЕННОСТИ ИЛИ ИНТЕРЕСЫ?
НОМЕР ЖУРНАЛА: 35 (1) 2009г.
РУБРИКА: Дебют
АВТОРЫ: Ярошенко Любовь
В сегодняшнем номере – статья аспирантки кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Любови Ярошенко.
«Основной политический вопрос – будущее отношений между Россией и Европейским Союзом. Это будущее будет определяться экономикой, а именно экономическими обменами и диалогом, а не демонстрацией силы, партнерством и многосторонней дипломатией, а не односторонними подходами».
Жозе Мануэль Баррозу,
председатель Комиссии европейских сообществ
В ноябре 2008 года завершился очередной саммит Россия – Европейский Союз. Официальный итог – возобновление переговоров по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которые были заморожены 1 сентября 2008 г. на фоне событий на Южном Кавказе. Результат саммита в Ницце не стал неожиданным ни для политических кругов России и Европейского Союза, ни для экспертного сообщества. Решение о продолжении переговоров логически отразило требования экономических реалий.
«Пятидневная кавказская война», проведение «операции по принуждению к миру» и последующее одностороннее признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии вызвали немало спекуляций на тему того, что Европейский Союз априори не может строить взаимоотношения с Россией на основе «разделяемых ценностей». Приверженность «общим ценностям», интерпретируемая как последовательное соблюдение определенных либерально-демократических принципов внутригосударственного устройства и внешнеполитического поведения, традиционно декларировалась европейской стороной в качестве главного условия функционирования партнерства. Однако осознание факта существующей географической близости, масштаба торгово-экономических связей и комплексной энергетической взаимозависимости не позволило маргинализировать отношения с государством, часто критикуемым Брюсселем и другими европейскими столицами за несоблюдение демократических норм, стандартов и прав человека во внутренней и внешней политике.
Для будущей модели сотрудничества подобная ситуация означает, что категория «экономический» и/или «энергетический» интерес отодвигает в сторону, а возможно, даже и вытесняет категорию «разделяемые ценности». Само понятие «разделяемые ценности», первоначально рассматриваемое европейской стороной как условие существования партнерства, давно уже превратилось в инструмент нагнетания напряжения в отношениях России и Европейского Союза в зависимости от складывающейся политической конъюнктуры. Реалистическая оценка современного этапа развития международной среды подтверждает, что Россия и Европейский Союз выступают в качестве неизбежных партнеров.
Главный вопрос заключается в том, каким будет оптимальное соотношение: «интересов», «взаимных выгод» и «общих ценностей» в новом формате сотрудничества. Являются ли вообще «разделяемые ценности» необходимым элементом эффективного и долгосрочного партнерства? Если «да», то могут ли Россия и Европейский Союз в принципе договориться о формулировке раздела об «общих ценностях» в новой политико-правовой базе сотрудничества. Или мы будем продолжать идти по замкнутому кругу: ценностные ориентиры у нас декларативно одни, но их интерпретации в конкретных ситуациях оказываются абсолютно разными, а список экономических вопросов и проблем безопасности слишком длинный, поэтому выбор в пользу перехода на прагматические взаимоотношения неминуем.
Перспективы
В настоящий момент и Европейскому Союзу, и Российской Федерации все труднее утверждать, что они пытаются строить стратегическое партнерство на основе «разделяемых ценностей». Проблема приверженности «общим ценностям» оставалась одним из наиболее чувствительных вопросов во взаимоотношениях двух субъектов на протяжении всех 1990-х годов и середины 2000-х годов.
Европейский Союз активно стремился осуществить конвергенцию российской политической и экономической модели с собственными стандартами под девизом соблюдения «общих ценностей». Естественно, что функция «высшего арбитра» в оценке соответствия Российской Федерации либерально-демократическим принципам внутригосударственного устройства и внешнеполитического поведения также должна была закрепиться за европейским международным институтом. Реализация «прикладных интересов» была обусловлена соблюдением «разделяемых ценностей».
Качественное изменение характеристик двух субъектов должно было неизбежно привести к переоценке принципиальных основ и содержания модели сотрудничества. Во-первых, произошло возвращение России на международную арену в качестве самостоятельного игрока, обладающего ресурсами и потенциалом для воздействия на общемировые процессы. Во-вторых, Европейский Союз стал стремиться играть активную роль не только мощного экономического центра, но и «глобального полюса силы», способного внести свой вклад в решение стратегических проблем международной безопасности.
Эти факторы неизбежно требовали от двух субъектов координации совместных действий по отражению глобальных угроз, а также реалистической оценки того, в каких областях и насколько значительным является их влияние друг на друга.
В современных взаимоотношениях Европейского Союза и Российской Федерации происходит явное доминирование экономического и/или энергетического real politique над какими-либо требованиями приверженности «общим ценностям». Возобновление переговоров по новому Соглашению о Партнерстве и Сотрудничестве на саммите в Ницце в ноябре 2008 г., в данном случае стало ярким подтверждением существующей асимметрии в том значении, которое ЕС придает экономическому и нормативному аспектам взаимоотношений.
Дипломатическая пауза, возникшая в отношениях двух субъектов из-за разного понимания «принципа территориальной целостности» в ситуации с Южной Осетией и Абхазией, носила чисто инструментальный характер. Она могла способствовать лишь большему росту напряженности не только в политической, но и экономической сферах сотрудничества, и в итоге углублению дефицита доверия. Позволить себе подобную роскошь ни европейская, ни российская стороны не могли в силу объемов торгово-финансовых отношений, необходимости инвестиционного сотрудничества в энергетическом секторе. Вероятно, на уровне высших официальных кругов ЕС мог сыграть свою роль и часто озвучиваемый в европейской прессе «миф о возможности превращения «жаркого лета» на Кавказе в «холодную зиму» в Европе».
Даже «особое мнение» Литвы, стремившейся заручиться поддержкой Польши и Великобритании, традиционных сторонников политики «жесткого порицания» России за отсутствие соблюдения демократических принципов, норм и стандартов поведения, никак не повлияло на решение о продолжении переговоров. Ни Европейский Союз в целом, ни отдельные страны-члены не были готовы пожертвовать экономическими выгодами сотрудничества во имя «наказания» России за «несоответствие» ее действий нормам международного права.
Сейчас на практике ЕС реализует модель, предложенную в отношении России Министерством иностранных дел Германии: «Постепенное приближение через рост взаимозависимости и сотрудничества». Этот подход предполагает способствование постепенной трансформации политической и экономической систем России через усиление контактов и взаимодействия в тех сферах, где Европейский Союз имеет определенное асимметрическое преимущество по сравнению с Россией. Путем развития и углубления торговых связей европейские эксперты надеются достигнуть большей открытости, уважения к закону и соблюдения прав на частную собственность в РФ.
Парадокс заключается в том, что и европейская, и российская стороны признают необходимость включения концепта «общих ценностей» в новое Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве. Если раздел о «разделяемых ценностях» как основы будущего сотрудничества сторон войдет в новый документ, то главная интрига заключается в том, как он будет сформулирован. Для Европейского Союза проблема содержания этого раздела – это вопрос оценки соотношения по степени значимости экономического и нормативного компонентов во взаимоотношениях с РФ.
Во-вторых, неясной остается роль, которую могут сыграть новые страны – члены ЕС в разработке единой стратегии в отношении России. «Новички» всегда позиционировали цель либерализации и демократизация РФ как имеющую прямую взаимосвязь с обеспечением их собственной безопасности. Возражения, которые окружали процесс выработки мандата на ведение переговоров о новой политико-правовой базе сотрудничества, а именно жесткая позиция Польши и Литвы, еще раз подтвердили высокую вероятность трудностей, связанных не только с обсуждением конкретного содержательного наполнения документа, но и с последующей его ратификацией.
В-третьих, это проблема степени совпадения общей стратегии Европейского Союза как международного института и независимой внешней политики каждого члена ЕС как суверенного государства – самостоятельного субъекта международных отношений. Стремление государств Центрально-Восточной Европы: Болгарии, Румынии, Венгрии, Словакии, подобно Франции и Германии, активно развивать двусторонние контакты с Россией, особенно в плане энергетического сотрудничества, очень часто размывает одну из главных целей ЕС, сформулированную в Общей Внешней Политике и Политике в Области Безопасности: развитие и консолидация демократических режимов, верховенство закона, уважение прав человека и фундаментальных свобод.
В то же время у российской стороны явно существует определенная «красная линия» в переговорном процессе с Европейским Союзом, отступать за которую официальные представители не намерены. В качестве крайнего форпоста российские эксперты выделяют три вопроса, уступки по которым неприемлемы в диалоге об общих ценностях: «закрепление особой роли России в Европе, отказ от формулы приближения России к нормам, регулирующим экономическую и политическую жизнь Евросоюза, отсутствие оценочных суждений о состоянии российской экономики и общества в целом»3.
Современная экономическая и политическая ситуация в России, ее активная роль и вклад в разрешение ведущих проблем международной безопасности не должны позволить ЕС стать лидером в переговорном процессе по компоненту «общих ценностей» в новом Соглашении о Партнерстве и Сотрудничестве.
Для Европейского Союза вопрос о включении «ценностного компонента» в Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве и его формате – это своеобразный тест способности приводить к «общему знаменателю» позиции различных стран-членов ЕС и расставлять приоритеты в модели стратегических взаимоотношений с Россией. Однако и российская сторона должна обладать собственным видением того, как должен выглядеть раздел об «общих ценностей» в новом документе.
В настоящий момент можно логически сделать вывод о том, что он не может принять формат 1990-х годов, когда Российская Федерация воспринималась в качестве объекта политики Европейского Союза и должна была полностью соответствовать предлагаемым извне политическим, экономическим, социальным моделям.
Цена: 0 руб.
|