РЕГИОН БОЛЬШАЯ ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ И ПОЛИТИКА ИНДИИ
НОМЕР ЖУРНАЛА: 35 (1) 2009г.
РУБРИКА: Международные отношения
АВТОРЫ: Лунев Сергей
Многие южноазиатские страны крайне заинтересованы в развитии экономических связей с Индией. Азиатский гигант является стратегическим внешнеторговым партнером Бутана (в 2005 г. на Индию пришлось 69,3% экспорта Бутана и 75,3% импорта, а в 2006 г. – соответственно 67% и 60,7%2) и Непала (соответствующие цифры – 53,7% и 47,7%; 56,9% и 70,3%3).
Бутан зависим от Индии не только в области внешнеэкономических связей, но и в сфере внешней политики и безопасности. Индийско-бутанский договор 1949 г. создает правовую основу поддержания «особых отношений» между двумя странами. Он предусматривает независимость Бутана, что повысило его статус по сравнению с периодом колониального господства Великобритании на субконтиненте, но дает Индии право консультировать Бутан по внешнеполитическим вопросам и оказывать помощь в области обороны. Договор предусматривает арбитраж в случае возникновения спорных вопросов, в котором участвуют представители двух стран и член Верховного суда Индии. Он заключен навечно, если только срок его действия не будет ограничен или изменен в соответствии с требованиями времени по взаимному согласию. Поэтому Бутан не прилагает особых усилий по изменению ситуации.
Иначе дело обстоит с Непалом. В 1950–1960-е годы на Индию приходилось до 99% внешнеторгового оборота Непала. Опасность торговой ориентации лишь на Индию показала индийско-пакистанская война 1971 г., когда индийское правительство из-за нехватки железнодорожных вагонов прекратило поставки Непалу ряда продуктов. В результате – резкий рост цен в стране и острая нехватка товаров первой необходимости. Затяжная война между Индией и Пакистаном могла бы привести к полной дезорганизации хозяйства Непала.
Непальскому правительству пришлось пойти на расширение торговых контактов с другими странами. В 1970-е годы доля Индии в общем торговом обороте стала неуклонно сокращаться. Так, во второй половине 1970-х годов она составляла 75–80%, в первой половине 1980-х годов – 50%1, во второй половине – менее 40%2.
В конце 1980-х годов недовольство в Индии развитием непало-китайских отношений, и особенно продажей Китаем оружия Непалу, преследования индийских граждан в гималайской стране привели к тому, что Дели отказался продлить срок действия довольно льготного для Непала договора о торговле и транзите. Непал потерял свой особый статус: его импорт и экспорт стали облагаться обычными пошлинами, и он лишился возможности приобретать товары, которых не хватало в самой Индии. Из 15 проходов на границе 13 были закрыты (по международным законам достаточно оставлять один проход для страны, не имеющей выхода к морю), что вызвало огромные трудности с транспортировкой (на границе выстроились очереди из грузовиков с товарами) из-за низкого уровня развития инфраструктуры Непала3.
Для Непала транзитная торговля через Индию по существу является единственным способом увеличить торговый оборот с другими странами. Положение Непала как государства, не имеющего выхода к морю, уникально: страна имеет теоретически только два транзитных пути к морю, причем путь через Китай сложен: расстояние от Катманду до китайских портов – 5000 км, а инфраструктура в Тибете практически не развита4.
Непальское правительство выступило с заявлением, что действия Индии – это экономическая блокада, и обратилась за помощью к Китаю, США, Пакистану, ООН и Движению неприсоединения, но все государства и международные организации отказались расценивать действия Индии в качестве экономической блокады и посоветовали Непалу не интернационализировать конфликт5.
Санкции Индии вызвали сильнейший экономический кризис в Непале, что косвенно привело к резкой активизации политической борьбы в Непале, закончившейся сменой политического режима (страна перешла к конституционной монархии). В XXI веке из-за политической нестабильности в гималайской стране доминирование Индии в экономической сфере вновь стало преобладающим.
Таким образом, зависимость Непала и Бутана от Индии в торговой сфере позволяет южноазиатскому гиганту осуществлять воздействие на стратегию своих соседей экономическими методами.
Торговые связи между Индией и Шри Ланкой динамично развиваются, особенно после начала функционирования в 2000 г. зоны свободной торговли.
За пять лет объем торговли возрос в 4 раза. В 2005 г. на долю Индии пришлось 8,9% экспорта Шри Ланки и 20,7% импорта, а общий объем торгового оборота достиг отметки в 2 млрд. долларов. В 2006 г. Индия сохранила статус главного поставщика в островное государство (22%) и одного из основных покупателей (10,1%)1. В 2006/07 финансовом году торговый оборот между двумя странами превысил 2,7 млрд. долларов2.
Социальные структуры, модели и уровни экономического развития, политические системы Индии и Шри Ланки достаточно схожи. Это предопределило стабильный характер взаимосвязей Индии и Шри Ланки (за исключением периода 1980-х годов, когда в Шри Ланке проходила прямая вооруженная конфронтация на этно-конфессиональной основе и значительная часть политической элиты и населения Индии поддерживали тамилов-индуистов).
Индия остается одним из наиболее значимых экспортеров в Бангладеш.
Если в 1988 г. Индия занимала 8-е место в списке импортеров в Бангладеш (3,0%), то уже в 1996 г. – первое (16,0%). В 2005 г. на долю Индии приходилось 14,1% импорта Бангладеш (1-е место, если раздельно учитывать торговлю КНР и Сянгана). В 2006 г. Индия, правда, уступила Китаю (соответственно 13,2% и 17,7%)3.
Более трех четвертей экспорта Бангладеш идет в ЕС и США, но страна стремится к диверсификации и к резкому увеличению своего экспорта в азиатские страны, особенно в Индию. Бангладешские власти постоянно упрекают своего соседа, что именно его позиция (высокие протекционистские тарифы) не позволяет реализовать данную цель. Признавая определенную справедливость подобных заявлений, следует отметить, что функционирование зоны свободной торговли в Южной Азии, как отмечалось, будет способствовать росту экспорта Бангладеш в Индию.
Традиционно основным экономическим партнером Мальдивской Республики была Шри Ланка: на нее в отдельные годы приходилось до 90% торгового оборота Мальдив. Вплоть до конца 1980-х годов интерес Индии к ней был относителен. Отсутствие военно-политического сотрудничества Мальдив с великими державами и ее соседями, большое расстояние до материковой части Индии предопределяли традиционный подход азиатского гиганта в русле отношений с небольшими островными государствами Индийского и Тихого океанов: постепенное их развитие в экономической и культурной сферах. По мере организационного оформления Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) происходило упрочение экономических и политических связей двух стран.
Дополнительный импульс им придали события 1988 г., когда около ста наемников (в основном из числа тамильских боевиков из Шри-Ланки), имевших связи с мальдивской оппозицией (которая и организовала переворот), захватили президентский дворец. На призыв президента М.А.Гайюма о помощи моментально откликнулась Индия: 1600 десантников были высажены в Мале (первая часть прибыла уже через 15 часов после начала переворота). Путчисты были разгромлены, а сбежавших по морю наемников захватили индийские ВМС (в ходе проведения операции индийские военнослужащие не потеряли ни одного человека). В 2006 г. Индия была уже одним из основных экспортеров в Мальдивскую Республику (на ее долю приходились 11,2% импорта островного государства)1.
Менее активно развивается экономико-техническое сотрудничество в рамках СААРК. Большое значение оно имеет лишь для гималайских королевств. Индия финансирует значительную часть бюджетных расходов Бутана (в 1960-х годах – полностью, в 1970-х – на 90%) и является основным донором Бутана (на безвозмездной основе). Именно Индия начала строительство в Бутане заводов и гидроэлектростанций.
Индия также всегда была основным «донором» Непала. Размеры безвозмездной помощи Индии растут в абсолютных цифрах и несколько сокращаются. Несмотря на огромные размеры индийской экономической помощи, непальские власти не всегда бывают удовлетворены ею. По некоторым сведениям, 70–75% ее возвращаются в Индию в форме платежей по закупкам оборудования и выплаты заработной платы индийским специалистам. Недостаточное обследование необходимых внутренних резервов Непала приводит к тому, что фактический объем использования индийской помощи намного ниже объема планировавшейся.
Во время пребывания в Индии у власти в 1996–1998 гг. левоцентристского Объединенного фронта, когда была сформулирована «доктрина Гуджрала», в соответствии с которой Индия признавала свою особую ответственность за Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал и Шри Ланку и была готова идти на односторонние уступки, Непалу удалось добиться одобрения проекта субрегионального сотрудничества между Индией, Непалом, Бангладеш и Бутаном в субрегионе Ганга–Брахмапутра–Мегха. В 2004 г. Непал был официально принят в БИМСТЕК (Организация сотрудничества стран Бенгальского залива), куда входят также Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Таиланд, Мьянма и Бутан. Гидроэнергетика является одним из приоритетных направлений деятельности организации, что также давало Непалу надежды на многостороннее сотрудничество. Однако все основные проекты продолжают осуществляться на двусторонней основе.
В настоящий момент Индия намеревается договориться с Непалом о строительстве трех крупных гидроэнергетических станций с общей мощностью в 20 тысяч мегаватт.
Экономическая политика Бангладеш концентрируется на получении безвозмездной экономической помощи и возможности осуществлять нелимитированный и беспошлинный экспорт. Непредсказуемость поведения бангладешских правительств, экономическая и политическая нестабильность и приоритет политических мотиваций препятствуют росту зарубежных инвестиций, в том числе и индийских, в экономику страны. Долгое время Бангладеш отказывалась от реализации значимых для Индии проектов – поставок природного газа и создания дорожной инфраструктуры.
Бангладешские власти блокируют первый проект, несмотря на давление крупных американских и британских корпораций, вложивших крупные суммы в газовый сектор Бангладеш. Помимо политических соображений, здесь существуют и экономические. Даже при сохранении нынешних объемов потребления газа в стране доказанные запасы будут полностью исчерпаны за четверть века. Отказ от предоставления Индии возможности использовать территорию Бангладеш для организации транзитного грузового сообщения между северо-восточными и центральными штатами азиатского гиганта (северо-восток связан с остальной Индией стокилометровым участком в предгорьях Гималаев, а штат Трипура вообще с трех сторон окружен территорией Бангладеш) связан, в первую очередь, с политическими соображениями. Возможно, жесткая позиция Индии по поводу условий экспорта из Бангладеш связана именно с политикой Дакки в отношении реализации данных проектов.
После начала политики экономической либерализации в Шри-Ланке стали возрастать индийские капиталовложения в экономику островного государства. Заметно оживилась деятельность Индии в Шри-Ланке и в области финансов. Индия вышла на 3-е место среди основных инвесторов островного государства.
Индия в общем не очень высоко оценивает деятельность СААРК, и многие индийские политики, эксперты и журналисты часто задаются вопросом о целесообразности ее дальнейшего функционирования. Вместе с тем для политической элиты в целом СААРК является крайне важной организацией, поскольку отсутствие региональной организации будет ставить под сомнение легитимность статуса региональной державы для Индии.
В этом плане подходы азиатского гиганта очень напоминают ситуацию с отношением России к СНГ, что вовсе не удивительно. Внешнеполитические процессы в Южной Азии имеют совершенно явное сходство с постсоветскими реалиями, проистекающее из: а) наличия государства, явно превосходящего другие по основным экономическим, политическим, интеллектуальным и военно-стратегическим показателям; б) общности истории стран этого региона; в) определенной культурно-цивилизационной схожести; г) стремления малых стран укреплять свои геополитические позиции за счет внерегиональных держав; д) нарушения экономических взаимосвязей внутри некогда единого хозяйственного комплекса.
Индия и Восточная Азия
С начала постбиполярного периода была провозглашена программа «Смотреть на восток», которая подразумевала активизацию державы в Восточной Азии. Здесь приоритетное значение для Индии играют отношения с Китайской Народной Республикой. В экономической сфере началось активное развитие связей двух азиатских гигантов.
С 1990 по 1995 г. объем двусторонней торговли вырос более чем в 30 раз (правда, изначальный объем товарооборота был весьма мал), а в 1999/2000 финансовом году он составил около 2 млрд. долларов, в 2003/04 финансовом году – 7 млрд. долларов, в 2006/07-м – 25,7 млрд. долларов (рост на 46% за год)1. Китай занимает 3-е место в списке импортеров индийской продукции (8,4%) и 1-е место – в списке экспортеров в Индию (10,5%)2.
С конца 1990-х годов индийские предприниматели начали бить тревогу в связи с ростом поставок более дешевой китайской продукции (в Китае значительно выше производительность труда и намного лучше развита инфраструктура) на индийский рынок. Многие ведущие индийские экономисты открыто выражали опасения, что со вступлением КНР в ВТО ситуация для Индии еще более ухудшится. При этом два азиатских гиганта начали конкурировать друг с другом и на мировой арене по целому ряду товарной номенклатуры. Однако в середине десятилетия индийские бизнесмены и экономисты стали гораздо спокойнее реагировать на развитие экономических взаимосвязей. Индийские компании по программному обеспечению начали даже использовать Китай как трамплин для проникновения на восточноазиатские рынки.
Программа «Смотреть на восток» подразумевала активизацию державы и в Юго-Восточной Азии. В 1993 г. был официально учрежден секторальный диалог АСЕАН с Индией, а в 1995 г. республике был предоставлен статус полномасштабного партнера. В ноябре 2002 г. состоялся первый саммит АСЕАН + Индия. Индия была одной из 16 стран, участвовавших в первом восточноазиатском саммите, проведенном в Малайзии, в декабре 2005 г. Стал функционировать форум «Меконг – Ганг», объединивший Индию и пять стран АСЕАН – Камбоджу, Лаос, Мьянму, Таиланд и Вьетнам. В 1997 г. была образована уже упоминавшаяся организация БИМСТЕК в целях осуществления совместных экономических проектов. Правда, ее деятельность пока не принесла ожидаемых результатов. В 2007 г. Индия даже отменила встречу глав правительств, которая должна была состояться в Дели после того, как Бангладеш проинформировала о невозможности участия. При этом предполагалось, что на заседании возможно принятие решения о создании специальной зоны свободной торговли.
КНР перестала расценивать развитие политического и экономического сотрудничества Индии со странами Юго-Восточной Азии как негативную тенденцию. В октябре 2003 г. на острове Бали параллельно проходили саммиты Индия–АСЕАН и Индия+3, в ходе которых Индия и КНР одновременно присоединились к Балийскому договору о дружбе и сотрудничестве.
Отношения Индии со странами Юго-Восточной Азии напоминают взаимосвязи Китая с государствами Южной Азии: для более мелких стран региона соседний гигант является как перспективным экономическим партнером, так и угрозой безопасности (прежде всего, в плане попадания в зависимость). В результате страны Юго-Восточной Азии крайне благожелательно относятся к укреплению взаимосвязей с Индией, проводя ту же политику балансирования, опираясь на другие региональные (Индия, Япония) и внерегиональные державы (в первую очередь, США). Индия постоянно дает заверения Китаю, что ее взаимосвязи со странами АСЕАН не направлены на сдерживание КНР.
Индийское правительство согласилось с функционированием нового форума БКИМ (Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма), но не в плане образования очередной субрегиональной организации, а для осуществления конкретных совместных проектов. В начале 2005 г. Индия пообещала предоставить КНР статус наблюдателя на следующей конференции СААРК, и в ноябре 2005 г. на саммите СААРК в Бангладеш это решение было принято. Правда, наблюдатели отмечали колебания Индии, пытавшейся отложить предоставление статуса наблюдателя Китаю, тогда как другие страны (в первую очередь, Пакистан, Бангладеш и Непал) настойчиво требовали вхождения КНР в южноазиатскую организацию. Более того, Индия добилась предоставления такого же статуса и Японии.
Четверть внешней торговли Индии стало приходиться на Восточную Азию: на АСЕАН – почти 10% от всей торговли Индии, на страны Северо-Восточной Азии – более 14% (на Китай – более 8%, на Японию и Южную Корею – 2,5%). В последнее время происходит особенно быстрый рост экспорта в страны Юго-Восточной Азии (более 30% в год)1 и существенное увеличение импорта из Северо-Восточной Азии (в 2007/08 финансовом году – почти на 40%)2.
Растут инвестиции стран Восточной Азии в Индию. Наиболее крупной сделкой Индии в сфере получения иностранных капиталовложений было как раз соглашение с восточноазиатской страной: южнокорейская фирма «Pohang Iron & Steel» объявила в 2005 г. о намерении вложить 12 млрд. долларов в развитие добычи железной руды в штате Орисса и строительстве здесь металлургического предприятия (мощностью в 12 млн. тонн). Политика Индии в отношении иностранных инвестиций часто вызывает недовольство восточноазиатских компаний. Так, в 2006 г. фирмы «Телеком» (Малайзия) и «Технологии» (Сингапур) отказались от объявленной ранее сделки о покупке индийской телекоммуникационной фирмы «Idea Cellular» (из-за законодательных рисков), а руководство сингапурского аэропорта Чанги (Чжанъи) отменило решение о капиталовложениях в аэропорты Дели и Мумбаи (из-за ограничений на иностранных инвесторов). В феврале 2008 г. о своих сомнениях в возможностях реализации проекта в Ориссе заявило и руководство фирмы «Pohang Iron & Steel»3.
В свою очередь, Индия также начала инвестирование в страны Восточной Азии. Особо привлекательной для республики является сфера энергетики. Так, после успешного начала строительства относительно небольшой гидроэлектростанции в Мьянме (25 мегаватт) в 2006 г. было объявлено о новом гидроэлектрическом проекте Таманти (с мощностью в 1200 мегаватт).
В целом Восточная Азия становится все более важным политическим и экономическим партнером для Индии. При этом экономические связи республики с государствами региона активно развиваются, но по-прежнему находятся на весьма низком уровне. Так, экономические отношения Индии с Японией носят в большей степени политический характер, чем имеют какую-либо реальную экономическую подоплеку. Во многом это связано с отмечавшейся ориентацией Индии на внутренний рынок, что предопределяет известную экономическую обособленность страны. У азиатского гиганта не сложилась комплиментарная взаимозависимость с соседними государствами. Практическое отсутствие экономической взаимодополняемости и сближения экономических интересов препятствует активному участию Индии в общеазиатской интеграции. Более того, республика стремится к ограничению внешних связей тех стран, на которые у нее есть существенные рычаги давления.
В этих условиях в обозримом будущем Индия, продолжая развивать экономические взаимосвязи, особое значение будет придавать культурно-цивилизационным, военно-политическим и, прежде всего, политическим отношениям. Перспективы азиатского гиганта достаточно хорошие, учитывая, что все больше стран региона также начинают позитивно воспринимать Индию.
В целом в становлении Большой Восточной Азии ключевую роль призван сыграть Китай. При этом политика США и Японии будет иметь принципиальное значение для трансформации макрорегиона. Позиции России на современном этапе являются не очень крепкими (во многом из-за отсутствия осознания приоритетности развития связей с Азией), хотя ее потенциал весьма высок, а Дальневосточный и Восточносибирский экономические регионы уже интегрированы в Азию, экономические связи с которой у них более прочные, чем с европейской частью России. Что касается Индии, то она в перспективе может стать вторым по значению актором в Большой Восточной Азии.
Цена: 0 руб.
|