ПОСТГУМАНИЗМ. Человек в мире постмодерна
НОМЕР ЖУРНАЛА: 27 (1) 2007г.
РУБРИКА: В контексте глобализации
АВТОРЫ: Дугин Александр
1. Согласно принятой концепции исторических эпох, в широком культурологическом контексте можно определить три фундаментальных этапа развития человечества. Осознание этих этапов стало возможным благодаря целому ряду совершенно новых явлений, возникших в последние несколько десятилетий. Этот период называется постмодерном, благодаря которому возникла возможность определенной специфической классификации исторического процесса, который можно разделить на три части: то, что можно назвать премодерном или традиционным обществом; модерном – то есть современным миром, и – постмодерном. 2. Наше общество в определенных политических технологиях бодро заимствует элементы постмодерна, не особенно заботясь о том, чтобы пройти путь модерна до конца. Мы его так и не прошли, мы застряли на стадии высокого модерна со своей социалистической идеей, не смогли пройти его сами, плюнули и заимствовали иную парадигму прямо из центра постмодернистической культуры, причем в самом авангардном аспекте. Премодерн живет в пространстве мифа, все пространство премодерна определяется мифологическим или сакральным. 3. Человек имеет свое значение в парадигме премодерна, традиционном обществе, в модели и проекте модерна, и в модели постмодерна. Когда возникает гуманизм? Наверное, уже понятно, что в традиционном обществе гуманизма нет. Существует теоморфизм, если мы говорим о великих откровениях, или существует такой абсолютоморфизм, как в индуизме, где существует Абсолют – Брахма, чьим отражением, игрой, сновидениями является данная нам эмпирическая реальность. В премодерне человека гуманистического мира, как мы его знаем – не было. 4. Индивидуум, который являлся базовой осью и создателем в модерне – заканчивается. При постмодерне он подвергается такой интересной и серьезной мутации, которая по своей глубине, сопоставима с тем, что произошло с человеком традиционного общества на переходе в модерн. Там из человека исчезло божественное начало, было от него отделено, а потом и забыто. Изначально вообще человека не было, а было только божественное. Потом появилось человеческое, автономное, самодостаточное. И вот в постмодерне приходит его конец. 5. Дивидуальность для постмодерна, для постгуманизма есть принципиальная вещь. В концепции дивидуума существует возможность соединения человека с машиной. И теперь это возможно уже и по моральным причинам, тогда как раньше было под фундаментальным философским и моральным запретом. Этот запрет и ныне стоит в центре научных, философских, политических полемик западного сообщества. Суть перехода – является ли человек цельностью – индивидуумом, либо дивидуумом.
Цена: 0 руб.
|