Земля и небо. И снова — о проблеме безопасности полетов
НОМЕР ЖУРНАЛА: 48 (2) 2012г.
РУБРИКА: Публикации
АВТОРЫ: Бочаров Геннадий
В авиации нет второстепенных и чужих составляющих. Все жизненно важны. Все взаимосвязаны. Я уже не раз писал об этом и множестве других проблем и ситуаций, которые мешают цивилизованно и квалифицированно работать нашей гражданской авиации. И каждый раз приходится называть все новые удручающие цифры и не менее удручающие факты, например, цифра 15. Что это? Это число авиационных катастроф, произошедших в России только в прошлом году. А это — увы, первое место в мире. Количество сработанных в прошлом году отечественных самолётов удручает. Бразилия производит в год в тридцать раз больше пассажирских самолётов, чем Россия. 89% перевозок в нашей стране уже осуществляется самолётами западного производства. Наземная промышленность страны до сих пор выпускает оборудование, рассчитанное, как и десятилетия назад, на самолёты, не оснащённые современной авионикой. Если дело пойдет так и дальше, понадобится не более 2–3 лет, чтобы броская и, по существу, верная фраза о том, что авиация способна вытащить из технологической и экономической отсталости страну, совершенно обессмыслится. Вытаскивать из беды придётся уже саму авиацию. Есть ли этому объяснение? Есть. Их много. Наиболее верные дают сами пилоты — нежелание учиться, познавать и использовать мировой опыт. «Мир для нас не указ!» — если не говорят, то думают именно так. Я бы мог много говорить о «вечной мерзлоте» сознания тех, кто обязан денно и нощно трудиться над разрешением проблем авиации. И прежде всего над её безопасностью. Моё вступление к предмету основного разговора — всего лишь фон. Фон, на котором разворачиваются сомнительного свойства события. Кому-то потребовалось в самый разгар очевидного кризиса нашей гражданской авиации взяться за разрушение одного из важнейших звеньев авиационной научной системы, от которой, собственно, безопасность в огромной степени и зависит. Речь идет о двух серьёзных организациях с международным авторитетом — ФГУП ГосНИИ «Гражданская авиация» и ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация». Каждая из них имеет свою специфику. Свою историю и заслуги. Сорок лет назад всё было иначе — одна организация — НИИ «Гражданская авиация». Объем её деятельности был чрезвычайно велик. Ибо был классифицирован. Когда развитие авиации приобрело взрывной характер, приоритет научных исследований стал меняться. Аэронавигационная ветвь исследований сместилась на второй план. А число самолётов, между тем, как и авиапассажиров, неуклонно росло. Вопросы безопасности полётов резко обострились. Управление воздушным движением потребовало адекватных действий. Аэронавигационное обслуживание обрело первостепенное, жизненно важное значение. В рамках НИИ «Гражданская авиация» был создан научно-экспериментальный центр автоматизации управления воздушным движением. Последним доводом в пользу его срочного создания стала одна из самых ужасающих катастроф в Шереметьево. Но уже в 1990 году новым постановлением правительство СССР преобразовало Центр в самостоятельный институт ГосНИИ «Аэронавигация». Таким образом, в стране оказалось два исследовательских института, каждый со своей не пересекающейся тематикой. Специалисты ГосНИИ «Аэронави-гация» стали заниматься исключительно проблемами навигации. Уместно отметить: за последние 10 лет нового столетия не было ни одного случая авиационных катастроф, причиной которых явились бы недоработки в области аэронавигации. В этом — прямая заслуга учёных и специалистов ГосНИИ «Аэронавигация». А также убедительное свидетельство того, что решение о его создании было и своевременным, и необходимым. Учёные института впервые в стране создали системы и средства УВД — такие, как знаменитые «Стрела», «Старт» и другие. Успешно решили задачи развития бортового инженерно-навигационного и радиоэлектронного оборудования. Сегодня коллектив НИИ участвует в реализации целевых федеральных программ: «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2015 годы); «Глобальная навигационная система»; «Развитие транспортной системы России 2010–2015 гг.» и других. Аэронавигационная система входит в число самых сложных систем управления в мире. С появлением спутникового фактора, линий передачи цифровых данных они становятся ещё сложней. Но и надёжней. Объем и сложности задач, стоящих перед ГосНИИ «Аэронавигация», увеличиваются и углубляются постоянно. Даже самое фрагментарное их перечисление не позволяют размеры газетной статьи. ГосНИИ «Гражданская авиация», из которого и вышла «Аэронавигация», продолжил и продолжает решать вопросы поддержания в эксплуатационном состоянии летательных аппаратов, доводки новых, отслеживать ресурс ВС, множество других сопутствующих дел. Это известное, успешное научное заведение, без функционирования которого невозможно представить себе существование современной российской авиации. Я сотни раз взлетал и приземлялся на аэродромах Москвы. О хаосе в здешнем небе, вполне сопоставимом с хаосом на её дорогах, я знаю не понаслышке. Исторически сложилось так, что воздушное движение в Московской зоне осуществлялось по секторальному принципу. Если это аэропорт Домодедово — самолёты летят на Восток или с Востока. Если Шереметьево — из Европы. Если это Внуково — значит Юг. Сегодня специалисты ГосНИИ «Аэронави-гация» ведут работу по изменению схемы и процедуры полётов. Разработана система кругового движения. Самолёты с разных сторон подходят к Москве, а затем, выполняя особые манёвры, следуют к своему аэродрому. Цель — ни одной точки пересечения. В действие вводится бесконфликтная система полётов. Шероховатости еще, конечно, есть. Но безопасность полётов возрастает, время задержки вылетов и посадок значительно сокращается. Экономия топлива — налицо. С наибольшей эффективностью всё это начнёт работать к 2020 году. К этому времени число авиапассажиров в Московской воздушной зоне должно, по расчётам, достигнуть 100 млн. Разработанные технологии навигации позволяют сегодня фантастические вещи. Пример: при полном отсутствии видимости самолёт способен совершить заход и посадку на дно горного ущелья. При выполнении, конечно, огромного объема работ по геодезической съемке и созданию трёхмерных моделей местности. Зачем? К чему эти «чкаловские фокусы»? Подобного рода вопросы неизбежно возникают при проработке авиационного обслуживания приближающейся Сочинской Олимпиады. Сочи, с его «горным ожерельем», требует разработки самых невероятных технологий аэронавигации. Сегодня отрабатываются возможности захода на аэродром столицы Олимпиады со стороны гор по ущелью и взлётов в сторону гор даже в случае отказа одного из двигателей. НИИ «Росаэронавигация» самым серьёзным образом сориентирована на разработку технологий систем зависимого наблюдения. Но главной, основной её целью, как и всё последнее время, является интеграция в глобальную аэронавигационную систему. Это — жизненная необходимость. И для авиации. И для страны. И для авиапассажиров. В настоящее время оба коллектива — ФГУП «ГосНИИ ГА» и ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация», каждый из которых внёс неоценимый вклад в поддержание состояния современной российской авиации, остро переживают очередные организационные новации — механические чиновничьи телодвижения. То есть возвращение к тому, что было 40 лет назад, — объединение обоих институтов. Тогда на принципиальный, разумный шаг руководство страны пошло под давлением объективных причин и уважения к мнению профессионалов. Сегодня идея, витающая в воздухе, без осознания реального положения дел представляется бессмысленной. Более того — вредной и опасной. Неизбежно последует окончательное технологическое отставание от Запада; отток многих лучших специалистов остро специфических профессий из обоих институтов; ослабление отраслевой науки; сокращение работ над программой возвращения к жизни сотен региональных аэродромов России, за возрождение которых взялся ГосНИИ «Аэронавигация» и о которых никто — ни отрасль, ни государство, ни спонсоры — даже не вспомнят ещё много лет. Не говоря уже о многолетнем организационном бардаке, наступающем в нашей стране едва ли не при любом громоздком разделе или объединении. И это только минимум того, что неизбежно произойдет. Ибо главное окажется в другом: в потере веры людей в то, что хотя бы что-то у нас можно довести до ума и с достоинством принять на себя часть глобальных забот, которыми живёт авиационный мир, стать его равнозначной и уважаемой частью.
Цена: 0 руб.
|